Фэн-шуй.
Фэн-шуй.
Возникновение и развитие фэн-шуй
Принципы фэн-шуй и способы их практического применения содержатся в древних текстах, таких как "Ши Цзин" ("Книга Песен"), которая неоднократно переписывалась начиная с IX века до нашей эры. Важные события произошли во времена династии Хань (206 г. до Р.Х. - 224 г. от Р.Х.), когда была составлена "Ли Цзы", или "Книга Ритуалов". Там описа-ны методы фэн-шуй для правильного расположения семейных захороне-ний и могильных курганов.
Правила письменного языка были упрощены и систематизированы; пять канонических, или классических, текстов Древнего Китая были офи-циально утверждены в этом качестве. Первым из них был текст "И Цзин". Имперские ученые отредактировали его и перевели в новую форму письма. Они также собрали и записали различные устные варианты и предания об использовании оракула. Так появились "Десять крыльев", присоединен-ные к основному тексту. В частности, один рукописный свод под названи-ем "Ту шу цзи чэн" ("Энциклопедия И Цзин", или "Великий Комментарий") стал одним из наиболее важных документов китайской культуры.
Три основных элемента искусства гадания и определения благоприятных ситуаций — компас, "И Цзин" и календарь — объединились в своеобразное научно-мистическое учение, которое практиковалось фанши, или "знатоками учения". Во времена династии Хань и Троецарствия (221–265 гг. от Р.Х.) они практически слились с даосскими сектами и превратились в очень влиятельную силу, уважаемую при императорском дворе и почитаемую в народе. Глубокие познания в области астрономии, географии, медицины и практической магии в буквальном смысле делали их мастерами на все руки, желанными гостями и во дворце удельного аристократа, и в скромном сельском жилище.
Философскую основу фанши составляла теория инь - ян и пяти элементов. Теория и практика гадания по "И Цзин" дополнялась сложной системой геомантических измерений, астрологических расчетов, а также наблюдениями за земными и небесными явлениями.
При династии Хань фэн-шуй стал приобретать черты профессионального занятия. Тогда он был известен под более древним названием кань юй, где кань означает "земля", а юй — "узор" или "образец". Упоминания об этом искусстве можно найти в "Хуайнань-цзы", своеобразной энциклопедии даосских знаний, составленной в I веке до Р.Х. Ее автором был философ Лю Ань, правитель области Хуайнань и внук первого императора ханьской династии. Лю Ань, проводивший много времени в обшении с даосскими мастерами, творчески переосмыслил идеи "Дао дэ цзин" и "Чжуан-цзы" и приблизил их к повседневной жизни.
К концу правления династии Хань Китай распался на три отдельных -царства, постоянно воевавших друг с другом. История того времени, запечатленная в знаменитом романе Ло Гуань-чжуна "Троецарствие" полна бедствий и потрясений. Одной из наиболее ярких фигур в романе является реально существовавший министр царства Шу и даосский маг Чжугэ-лян, умевший управлять ветрами и туманами. Он разработал систему цимэнъ-дунцзя ("таинственные входы" — "скрытное движение"), которая первоначально была предназначена для скрытного передвижения войск с помощью "тайных врат" земли, которые открываются и закрываются в определенное время года. Даосские маги, подобные Чжугэ-ляну, знали местонахождение таких врат и умели пользоваться ими.
В системе цимэнъ-дунцзя применяется сочетание ба-гуа и Девяти Дворцов для определения благоприятных и неблагоприятных участков ландшафта. Впоследствии она оказала огромное влияние на развитие искусства фэн-шуй.
После объединения Китая под властью династии Цзинь (265–316 гг. от Р.Х.) появился человек, которого современные мастера фэн-шуй считают отцом геомантии. Го Пу был ученым, поэтом и признанным знатоком в выборе мест захоронения: его услугами пользовались многие, от императора до простолюдинов. Он оставил после себя несколько трактатов по "фэн-шуй иньского предела" (выбор мест захоронения) и классификации ландшафтов. Исторические летописи свидетельствуют о том, что эти труды стали классическими и пользовались большой популярностью.
При трехвековом правлении династии Тан (618–907 гг. от Р.Х.) в Китае наступил расцвет искусств и наук. Появились новые школы и философские течения в русле кань юй. Одни мастера основывали геомантическое гадание на формах природных ландшафтов ("жилы дракона"), другие уделяли особое внимание связи между направлениями и положением небесных тел. Некоторые пользовались триграммами ба-гуа как вспомогательным средством для определения энергетической структуры местности. После углубленного изучения ландшафта эти "энергетические кудесники" давали подробные советы о том, как, когда и где следует строить жилье. Подтверждением необыкновенной популярности кань юй в эпоху Тан служит тот факт, что императоры часто назначали геомантов своими придворными советниками.
В китайской поэзии эпохи Тан своеобразным аналогом искусства фэн-шуй является концепция "ветра и потока" (фэн-лю), отраженная в пейзажной лирике великих поэтов того времени — Ли Бо, Ду Фу, Ли Юя и других. Ветер в древнем Китае всегда был символом космической силы, в которой духовное начало тесно переплеталось с материальным. Ветер, рожденный противоборством инь и ян, не ведал преград и пронизывал животворящей силой все уровни бытия, в то время как поток был подобием изначального дао — вечно движущегося, но пребывающего в покое. Ветер и поток были наиболее совершенным воплощением начал инь и ян, от которых, как считалось, происходят "все десять тысяч вещей". Художник должен был уподобиться и открыть им свое сердце, чтобы слиться с мирозданием и постичь гармонию внешнего и внутреннего.
После падения династии Тан Китай был разделен на множество враждующих княжеств. Только к 960 году страна объединилась под правлением династии Сун (960–1280). В это время произошло окончательное становление даосского канона "Дао цзы", состоящего из сотен трактатов и художественных произведений, разделенных на несколько категорий. Благо-даря трудам таких разных мыслителей, как Чэнь Туань, Чжоу Дунь-и и Чжу-си, теория перемен была гармонично соединена с мантическими искусствами, а практикой фэн-шуй стали заниматься не только даосы, но также буддисты и последователи конфуцианского учения. Если во времена Хань было написано лишь несколько книг по кань юй, то в летописи династии Сун собрано не менее пятидесяти трактатов, посвященных искусству фэн-шуй.
« ‹ 1 2 3 › »« Макробиотика (Джордж Осава, Япония). Питание с позиции знания Инь и Ян, праны. | ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА ЧИСТОТЕЛА »