КЛЮЧ К СВЕРХСОЗНАНИЮ
КЛЮЧ К СВЕРХСОЗНАНИЮ
III. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основная проблема экстрасенсорики во все времена — низкая воспроизводимость психофизических феноменов. То, что они существуют, знали даже такие убежденные материалисты, как Павлов. Он, например, пишет: «...в некоторых случаях при объяснении обычной сознательной деятельности дифференцировочная способность человека обостряется. При особых состояниях так называемого ясновидения дифференцировочная способность человека доходит до бесконечной тонкости».
Павлов И.П. ПСС, т. 5, М-Л., 1952, с. 520.
Но так или иначе, при особых или обычных состояниях сознания физиологи в настоящее время располагают экспериментальными данными, свидетельствующими о реальности экстрасенсорных восприятий и воздействий ЭСВ. Предполагается, что существуют неизвестные корковые нейронные структуры, ответственные за включение механизма экстрасенсорных эффектов. Условно их называют «центральными рецепторами». То есть сверхсознание можно сравнить с антенной, которая у большинства людей не подключена. Если антенна включается, вы можете получать информацию из других материальных и нематериальных пространств. По крайней мере, так утверждает Бронников.
Не знаю, как насчет нематериальных пространств, но то, что нам надо пересмотреть свои взгляды на возможности и функции мозга, сознания — для меня очевидно. Очень ошибаются те, кто думают, что наш мозг всего лишь машина из мяса. Бронников предлагает свою формулу: сознание — определенным образом организованный энергоинформационный объем, а мозг — устройство, обеспечивающее его функционирование.
Профессор МГУ физик Юрий Петрович Пытьев уже несколько лет изучает физическую природу открытых Бронниковым явлений. Он установил, что экстрасенсорные возможности учеников Бронникова существенно отличаются от тех, которые способны продемонстрировать обычные экстрасенсы — они и по динамике процесса и по видам своих возможностей ушли далеко вперед. Расскажем о результатах исследования феномена видения с закрытыми глазами и сопутствующих процессов по отчетам Ю. П. Пытьева. В работе участвовала женщина-экстрасенс, которая обозначена инициалами «Н. А.» и один из учеников Бронникова под инициалами «В.Б.».
Изучался феномен видения с закрытыми глазами вещества в электромагнитном поле. Речь идет о способности испытуемой Н.А. «видеть» с закрытыми глазами предметы, помещенные в постоянное магнитное поле, и «подсвеченные» электромагнитным излучением видимого или микроволнового диапазона. Разрешающая способность «видения» связана с длиной волны. Обратим внимание лишь на два обстоятельства. Во-первых, в данном случае ЭСВ сопровождается электромагнитными процессами, открывающими возможность для стандартных физических измерений.
Приведем результаты некоторых экспериментов, свидетельствующие о названных явлениях. Хорошо известно, что в замкнутом проводящем кольце, помещенном в постоянное магнитное поле, при изменении потока через кольца возникает ток электромагнитной индукции, направленный так, что создаваемое им магнитное поле препятствует изменению магнитного потока.
В данном случае, если рядом с постоянным магнитом, который «видит» Н.А., помещается проводящее кольцо, то, кроме магнита, испытуемая «видит» серию изображений магнита, первое из которых зеркально симметрично изображению магнита относительно плоскости кольца, второе зеркально симметрично первому, причем расстояние между первым и вторым вдвое меньше расстояния между первым и изображением магнита и т.д. С увеличением проводимости кольца число таких «мнимых» изображений магнита увеличивается, и они становятся «ярче», если кольцо разрывается, все «мнимые» изображения исчезают. Проводящее кольцо при ЭСВ проявляет себя так, как будто испытуемая при восприятии вещества в магнитном поле модулирует последнее и тем самым возбуждает в кольце ток индукции, препятствующий упомянутому выше изменению потока магнитного поля.
Замкнутое проводящее кольцо, надетое на голову Н.А., лишало ее способности «видеть» предметы в электромагнитном поле. Более того, при этом испытуемая утрачивала и другие способности экстрасенсорного восприятия, в частности, способность видеть то, что она называет полем человека, его аурой. Н. А. не «видела» ауру человека и в том случае, когда на ее голову было надето проводящее кольцо, и наоборот, если оно охватывало головы обоих испытуемых, восприятие ауры становилось более ярким, чем без кольца.
Эти факты указывают на общие черты восприятия экстрасенсом вещества в магнитном поле и поля человека, причем в обоих случаях ЭСВ сопутствует электродинамический процесс, инициируемый самой Н.А. В обоих случаях в замкнутом проводящем кольце, помещенном в постоянное магнитное поле, Н.А. в процессе ЭСВ возбуждает электрический ток.
В работах обсуждается голографическая модель ЭСВ, согласно которой Н.А. при ЭСВ генерирует так называемое «опорное излучение», организованное как волновой процесс, и она воспринимает пространственное распределение интенсивности, возникающее при интерференции опорного рассеянного объектами излучения, несущего «отпечаток» оптической картины последних. В данном случае ЭСВ рассматривается как активный (со стороны Н.А.) процесс, при котором интерпретация ЭСВ осуществляется теми же функциями сознания, которые заведуют интерпретацией обычного зрительного восприятия, создавая перспективный образ объектов и тем самым организуя их «видение».
В серии опытов с дифракционной решеткой была подтверждена волновая организация излучения и измерена длина волны (опорного) волнового процесса, которая в зависимости от физического состояния Н.А, изменялась в пределах от 4 до 35 мм. Волновая картина излучения подтверждена и в опытах с зонной пластиной Френеля, играющей роль собирающей линзы.
Поскольку интерпретация ЭСВ дается Н.А. в терминах ее зрительной системы, ее сознание должно трансформировать ЭСВ в перцептивный образ объектов, как бы «видимых глазами».
Такие «глаза» у Н. А. действительно обнаружены, они расположены вне ее головы, примерно на уровне макушки, их стереобраза в 2,5-3 раза больше расстояния между (обычными) глазами. Этим объясняется тот факт, что Н.А. при ЭСВ «видит» горизонтально искаженную картину, «сжатую» в 2,5-3 раза (по сравнению с обычной зрительной).
Феномен видения с закрытыми глазами без магнитного поля. ЭСВ другого испытуемого, В.Б. (школа В.М. Бронникова), и его зрительная интерпретация существенно отличаются от ЭСВ и интерпретации Н.А. Прежде всего для восприятия В.Б. не требуется наличия специально созданного магнитного поля. Он воспринимает окружающий мир с закрытыми глазами и интерпретирует восприятие в терминах зрительной системы практически адекватно зрительному.
Освещенные белым светом объекты он воспринимает с разрешением, достаточным для того чтобы читать нормальный книжный печатный текст; объекты воспринимаются правильно окрашенными, то есть так же, как при обычном зрительном восприятии, их ориентация и размер не искажены, равно как и расстояния между ними.
Другое принципиальное отличие ЭСВ В.Б. состоит в том, что не обнаружены какие-либо сопутствующие ему электромагнитные процессы. Не отмечено никаких отличий в ЭСВ вещества при наличии магнитного поля; замкнутое проводящее кольцо, надетое на голову В.Б. или помещенное между ним и воспринимаемым объектом, не оказывает заметного влияния.
«Виртуальные глаза», определяющие «точку зрения» с которой В.Б. «видит», интерпретируя ЭСВ зрительно, обычно находятся непосредственно перед его глазами на расстоянии порядка 15- 20 см, если В.Б, без маски, и на расстоянии 25-30 см, когда В. Б. в маске. Но В.Б. может перемещать «глаза» в пространстве, приближая их к тому или иному объекту и рассматривая его. Эта способность позволяет В. Б. «видеть» сквозь непрозрачные предметы, помещая «глаза» за них.
В.Б. голографически (в целом) воспринимает объекты и среду, интерпретирует же восприятие зрительно, с той или иной «точки зрения», помещая в эту точку «виртуальные глаза».
Вместе с тем в основе восприятия В. Б., как и в случае с Н.А., лежит волновой процесс. Опыты с дифракционной решеткой (точно такие же, как в экспериментах с Н.А.) позволили определить длину волны. Ее значение оказалось порядка 1,5-2 мм в зависимости от состояния В.Б.
Для дифрагирующего излучения, как и в случае с Н.А. бумага оказалась непрозрачной. Вместе с тем, стекло и оптически прозрачная пластмасса прозрачны и для дифрагирующего излучения.
Опыты с дифракционной решеткой позволяют обнаружить, что интерпретация восприятия цвета у В. Б. имеет общие черты с интерпретацией обычного зрительного восприятия. Как известно, конечное число чувствительных рецепторов не позволяет однозначно сопоставить видимому цвету длину волны оптического излучения.
Например, зеленый цвет мы видим, воспринимая электромагнитное излучение с длиной волны в интервале 500-560 нм (1 нм = 10'" см), но точно так же интерпретируется и, например, смесь электромагнитных излучений с длинами волн в интервалах 580-595 нм и 435-480 нм, хотя, воспринимая первое и второе отдельно, мы увидим соответственно желтый и синий цвета. Точно так же, если В.Б. воспринимает излучение от дифракционной решетки, по другую сторону которой в дифракционные максимумы симметричные относительно нулевого помещены объекты восприятия, то он «видит» зеленый цвет.
Впрочем, тот факт, что с закрытыми глазами В.Б. «видит» предметы окрашенными, как и при обычном видении, говорит о том, что в обоих случаях восприятие интерпретируется одними и теми же функциями сознания. Последние результаты исследований цветного зрения на уровне коры головного мозга свидетельствуют о том, что интерпретация в терминах цвета скорее всего осуществляется на уровне коры головного мозга и непосредственно не определяется цветочувствительными клетками сетчатки глаза.
Следующий эксперимент показывает, что в голографическом восприятии В.Б. имеется некоторая анизотропия, возможно обусловленная симметрией головного мозга, а именно: разрешающая способность восприятия с закрытыми глазами объектов, расположенных перед В. Б. (видение «вперед»), в том числе и отделенных от него бумажным экраном, как уже было сказано, весьма высокая. В то же время, рассматривая те .части объектов, которые недоступны «видению вперед», то есть, помещая и ориентируя «глаза» так, чтобы они «смотрели» на объект сбоку или сзади и используя «видение сбоку» и «видение назад», В. Б. демонстрирует весьма низкую разрешающую способность видения.
Сб. «Познай себя». Физические процессы экстрасенсорного восприятия,
М. Международная Академия Развития Человека, 1998, с. 67-70.
Интересные опыты были проведены в Московском институте физико-химической медицины под руководством доктора медицинских наук Михаила Петровича Анисимова.
Бронников воздействовал излучением руки на кровь лабораторной мышки. При исследовании были учтены и устранены все возможные дополнительные каналы передачи информации.
Изучались не только положительные воздействия, но и отрицательные. И этот второй аспект исследования кажется мне чрезвычайно важным и требующим особого внимания.
Эктрасенса просили сознательно создать мыслеформу, которая должна была вызвать патологическое изменение эритроцитов. Или, говоря проще, убить кровь.
После применения кратковременного жесткого воздействия на кровь лабораторной мыши было зарегистрировано с помощью видеокомпьютерной системы «ДиаМорф» резкое изменение структуры эритроцитов, что соответствует их состоянию при различных патологических процессах.
В результате проведения экспериментов установлено:
1. Изменение состояния эритроцитов крови реципиента in vivo сразу после кратковременного воздействия оператора биоэнергией на кровь лабораторной мыши.
2. Нарушение структуры эритроцитов крови лабораторной мыши произошло во всех четырех пробирках вследствие кратковременного жестокого биоэнергетического воздействия на тела эритроцитов.
3. Для выявления возможности практического использования метода необходимо проведение программных научно-исследовательских работ.
Как видите, воздействия могут быть не только положительными.
Конечно, это еще не повод кричать «караул». Ведь наша жизнь, которую мы вручаем, например, врачу,— не менее уязвима. И скальпель хирурга может быть не только орудием спасения. К тому же, элементарные меры предосторожности, когда экстрасенсорное воздействие оказывает не один специалист, а хотя бы двое, уже сводят на нет возможность умышленного нанесения вреда.
Бронников всегда открыто шел на любое взаимодействие с официальными исследовательскими учреждениями Академии Наук РФ и Минздрава.
Одно из таких совместных исследований было проведено Академией Развития Человека и НИИ Традиционных методов лечения, которое возглавил доктор медицинских наук, заместитель директора НИИ по научной работе Сергей Алексеевич Радзиевский.
Перед исследователями были поставлены следующие задачи:
1. Сравнительный анализ интеллектуальных и личностных особенностей в двух группах подростков: прошедших и не прошедших начальный курс обучения.
2. Сравнительное изучение особенностей биоэлектрической активности головного мозга подростков, а также влияния метода обучения на развитие этих функций.
3. Скринирующее обследование методом электропунктурной диагностики, позволяющее дать дифференцированную оценку функциональных систем организма и оценить состояние здоровья в целом под влиянием начального курса обучения.
Исследования проведены у 21 подростка в возрасте от 10 до 13 лет.
Выделены 2 клинические группы:
1 (основная) — подростки, прошедшие начальный курс обучения по методу В. М. Бронникова (II человек).
2 (контрольная) — подростки, не прошедшие обучение по методу В. М. Бронникова, принятые на обучение и не занимающиеся в каких-либо спортивных секциях (10 человек).
В результате анализа комплекса психологических и электрофизиологических показателей в группе подростков, прошедших первый курс обучения, 3 ступени, по методу В. М. Бронникова, и в группе подростков, не прошедших данный курс обучения и не участвующих в каких-либо спортивных секциях, получены существенные различия по большинству контрольных текстов как до, так и в процессе психологической нагрузки.
У подростков, обученных по методу Бронникова, отмечены интеллектуальные и эмоциональноличностные особенности:
* Высокая продуктивность кратковременной и долговременной памяти при запоминании зрительных образов.
*Превосходство показателей переключения и перераспределения внимания, устойчивости внимания и диагностики работоспособности.
* Установлено, что запоминают числовые матрицы размером 2 на 2 безошибочно все испытуемые. Матрицы 4 на 4(16 чисел) полностью безошибочно запоминают и воспроизводят только прошедшие курс обучения по методу Бронникова. Ни один подросток другой группы данное задание не смог выполнить правильно.
* Достоверное снижение фактора тревожности, за счет более высокого тонуса симпатической нервной системы, что является примером более высокого уровня жизнедеятельности в результате обучения по методу В. М. Бронникова.
Таким образом, при сравнении интеллектуальных и личностных, в том числе эмоциональноволевых особенностей в двух группах испытуемых основным различием в познавательно-позитивной сфере является более высокая продуктивность запоминания образов (эйдетическая память), высокая устойчивость внимания, более низкая тревожность и, как следствие, более высокая психическая устойчивость в 1 -и группе подростков, прошедших курс обучения, по сравнению с данными 2-й группы.
У подростков 1-й группы выработались новые качества в поведении: выражены аккуратность, структурность в выполнении трудных монотонных занятий, склонность к математическим занятиям.
Анализ ЭКГ показал, что у данной группы подростков повышается сенсорная чувствительность и способность к произвольному управлению процессами саморегуляции и состоянием сознания. Улучшается образная память и способности к комбинаторным упражнениям, а также наблюдаются качественные и количественные изменения биоритмов мозга, что свидетельствует о повышении уровня функционирования высших отделов ЦНС.
Данные электропунктурной диагностики по Р. Фоллю свидетельствуют о преобладании тонуса симпатической нервной системы как до психологического воздействия, так и в процессе его, что является важным фактором перераспределения кровотока в организме с преимущественным увеличением кровоснабжения головного мозга, миокарда почек. Любое интеллектуальное обучение или физическая тренировка (стрессорный фактор без дистресса) повышают сопротивляемость организма, переводя его с гомеостатического на гетеостатический уровень в связи со стимуляцией физиологических адаптивных механизмов организма, что в целом может быть подтверждением предположения автора метода обучения В. М. Бронникова о преобладающей направленности метода,
Важной особенностью метода является возможность развития управляемости состоянием сознания у лиц с признаками дисфункций, провоцирующих переход в состояние эпиготовности.
Еще одно сенсационное направление обозначилось в результате работы В. М. Бронникова в области онкологии. У ребенка была удалена опухоль в центральных отделах мозга. Девочку удалось спасти, но некоторое время спустя опухоль снова стала расти, увеличилось внутричерепное давление, возникли сильные головные боли. Официальная медицина признала свое бессилие в борьбе с болезнью и отступила.
Отчаявшиеся родители, узнав из сообщений прессы о чудесах, происходящих в Академии Развития Человека, отыскали Вячеслава Михайловича и не ошиблись. Потому что ни один дипломированный медик никогда не поставил бы перед собой задачу воссоздать на протеиновых струнах искусственную действующую модель межнейронных связей на месте утраченного участка мозга. Бронников и здесь добился успеха.
Травма мозга, помимо прочего, лишила ребенка возможности адекватно воспринимать зрительные образы. Если девочке показывают карандаш, то она видела только висящие в воздухе его крайние части. В центре же изображение терялось — вместо него ребенок видел только серое пространство.
Бронникову удалось за счет направленного экстрасенсорного воздействия буквально за два месяца остановить рост раковых клеток и повернуть процесс вспять, снять внутричерепное давление и вернуть девочке адекватное восприятие зрительных образов.
Этот случай подтолкнул заведующую лабораторией изучения деятельности мозга НИИ Традиционных методов лечения Минздрава России Ольгу Ивановну Коекину провести серию экспериментов по дистанционному биоэнергетическому взаимодействию между специалистами, подготовленными Бронниковым, и их пациентами. Результаты этого исследования оказались феноменальными.
Ольга Ивановна открыла новое направление исследований, которое можно отнести к области так называемой виртуальной реальности мозга и сознания. Виртуальная реальность порождается бесконтактным дистанционным взаимодействием между мозгом оператора (целителя) и реципиента (пациента). Это взаимодействие выражается в синхронизации биопотенциалов, присущих каждый раз определенным участкам мозга оператора и реципиента. Эту новую реальность предложено рассматривать как виртуальный мозг, который функционирует благодаря деятельности разных областей мозга оператора и реципиента. При этом открываются новые дополнительные каналы экстрасенсорного восприятия информации, дающие возможность бесконтактного невербального (неречевого) взаимодействия.
Аналогичные, хотя и не столь впечатляющие результаты получены и в других странах. Один из ведущих специалистов мира по раковым заболеваниям Бьерн Норденстром использовал тончайшие энергии тела для лечения рака. Норденстром воздействовал на раковую клетку резонирующими частотами тончайших энергий, в результате чего она трансформировалась в здоровую.
Коекина установила, что настройка оператора на реципиента начинается с формирования противофазных отношений альфа-ритма. В дальнейшем, в процессе работы, между ЭЭГ двух участников возникали значимые корреляционные связи положительного знака в бета-диапазоне, отражая фазовые взаимоотношения передних отделов левого полушария одного партнера и центральных отделов другого. Эта структура биоинформационных связей сосуществовала одновременно с предыдущей.
При этом отрицательная корреляционная зависимость в альфа-диапазоне, по мнению автора, отражала явление контрастности в механизме экстрасенсорного восприятия.
Таким образом, в процессе биоинформационного взаимодействия наблюдалась взаимосвязь между оператором и реципиентом в виде усиления синхронизации (коэффициент корреляции 0,6-0,9) отдельных частот биоритмов мозга, по сравнению с фоном, где эти значения не превышали уровня 0,5.
В работе Коекиной была представлена оценка условий, при которых может проявляться виртуальная или потенциальная область сознания. Показано, что при сохранности основных механизмов деятельности мозга трансформация его активности, обеспечивающая реализацию виртуального сознания, выражается в перераспределении биоэнергетических источников, которые можно обнаружить в виде траектории последовательного вовлечения в активность локальных нервных центров. Используя методику вычисления дипольных источников медленных позитивно-негативных волн максимальной амплитуды, обнаружили их происхождение в глубинных структурах межполушарной области мозга, где расположены важнейшие центры восходящих влияний на активность мозга — ретикулярная формация среднего мозга, медиальные зоны Таламуса, а также области, имеющие отношение к регуляторным процессам, в основном прилегающие к стенкам третьего желудочка и эпифиз.
Полученные данные позволяют предположить, что одним из нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе экстрасенсорной деятельности, является направленное создание функционального очага раздражения в регуляторных системах мозга с ведущей ролью лобных областей коры головного мозга. Это свидетельствует о возможности произвольной регуляции сознания у человека.
Виртуальные глаза, зафиксированные профессором Пытьевым, виртуальный мозг, обнаруженный кандидатом медицинских наук Коекиной — далеко не рутинные события обычной исследовательской работы. Это архимедов рычаг, с помощью которого можно перевернуть мир.
В тоже время это и предупреждение об опасности. Уже сегодня многие пользователи компьютерных сетей вполне серьезно утверждают, что между ними и компьютерами устанавливается своеобразная ментальная связь. Не очень удивлюсь, если уже в ближайшее время выяснится, что виртуальный мозг — прерогатива не только людей, но и, допустим, Интернета. И что он вполне сознательно просчитывает свое взаимодействие со всеми, кто прибегает к его услугам.
Но это из области предположений, хотя и очень возможных, а пока...
В клинике глазных болезней Тверской Медицинской Академии на базе ГП «Областной клинической больницы» и детского санатория «Прометей» в 1995-1996 г. проведена апробация методики Бронникова В.М., основанной на воспроизведении зрительных образов строения и функций абстрактных здоровых органов человека и волевого распространения этих образов на контактные больные органы при активации биополя человека с помощью специальных упражнений.
Апробация проводилась в два этапа:
1 этап — на базе многопрофильного санатория •«Прометей» — группа из 30 детей в возрасте от 7 до 14 лет с различной патологией (миопия разных цепеней, спазм аккомодации, косоглазие, амблиопия, нистагмом с ретинопатией и вторичной глаукомой из-за сахарного диабета, отсутствием слуха, детский церебральный паралич).
2 этап — проводился на базе ГП «Областная клиническая больница» на кафедре глазных болезней Тверской Медицинской Академии. В апробации участвовали студенты пятого курса лечебного факультета Тверской Медицинской Академии, врачи ГП «Областная клиническая больница». Участвовали больные сахарным диабетом, детским церебральным параличом в возрасте до 30 лет, близорукостью средней и высокой степени, больные с вегетососудистой дистонией старше 40 лет.
Занятия проводились методом обучения наглядным способом. Первый цикл обучения был направлен на овладение учениками приеме' аутогенной психогигиенической саморегуляции при этом использовался комплекс установочных упражнений на концентрацию и развитие внимания, образного мышления и чувствительности. При этом подразумевалось, что комплекс оздоровительных упражнений позволит обучаемому нормализовать нарушенные в процессе жизнедеятельности и развить дополнительно адаптационные возможности организма, научиться самостоятельно управлять своим психофизическим состоянием без какого-либо постороннего вмешательства.
Процесс обучения состоял в объяснении и показе соответствующего простого упражнения и многократного его повторения учащимися для наработки навыка. Интерес к занятиям поддерживался не только необычным объяснением материала, но и за счет активного участия обучаемых в учебном процессе, в котором каждый выступал то в роли «ученика», то «учителя», что эффективно помогало легко запоминать и выполнять упражнения. Согласно методике Вячеслава Михайловича Бронникова, каждый ученик вел самоконтроль, результаты которого заносились после каждого занятия в карту показателей уровня развития обучаемого. За каждым учеником велось динамическое наблюдение врачами-специалистами областной больницы и детского санатория «Прометей».
Процесс обучения по методу Бронникова оказался очень эффективным. У всех слабовидящих детей повысилась острота зрения от 20 процентов до 50, в том числе у части детей до нормы; у глухих появился слух; у слепых с сахарным диабетом сформировалось альтернативное и радарное видение предметов, нормализовались уровни сахара в крови и моче (при значительном уменьшении дозы инсулина) снизилось внутриглазное давление.
Значительно изменилось функциональное состояние внутренних органов и систем:
* исчезли проявления нарушенного мозгового кровообращения
(по данным показаний РЭГ),
* исчезли проявления нарушений сердечного ритма, экстрасистолы,
нарушения проходимости по правой ножке пучка Гиса,
нарушения трофике миокарда (по заключениям ЭКГ),
* уменьшились или полностью исчезли проявления гастро-дуоденитов,
колитов, дискинезии желчевыводящих путей и кишечника;
* нормализовались показатели клинических анализов крови и мочи,
* у больных с детским церебральным параличом уменьшились гиперкинезы.
При сравнении функционального состояния зрительного анализатора у здоровых студентов пятого курса (использовалась стандартная методика регистрации критической частоты слияния мельканий на белую и цветовую метки) оказалось, что у тех, кто не занимался по методике В.М.Бронникова, во второй половине дня регистрировалось снижение функционального состояния зрительного анализатора; в группе студентов, которые освоили методику, после четырех занятий зарегистрировано улучшение функционального состояния зрительного анализатора, которое оставалось стабильным в течение шести месяцев наблюдения, при этом у половины занимающихся выявлено после занятий более высокое состояние функций левого глаза, что не регистрировалось у тех студентов, которые не занимались по методике В. М. Бронникова.
Все участвующие в апробации отметили улучшение общего состояния.
Заключение: метод В. М. Бронникова эффективен для коррекции общего состояния здоровых людей и пациентов с болезнями, которые не излечиваются методами современной медицины.
Необходимо проведение дальнейших научно-исследовательских работ для изучения эффективности при различных патологиях, обучение всех желающих и широкое распространение данной методики.
Можно приводить еще много различных заключений, но пожалуй, достаточно указать названия тех научно-исследовательских институтов и лечебных учреждений, с которыми сотрудничает Академия Развития Человека в изучении выявлению феноменов:
* Московский Государственный университет (кафедра компьютерных методов моделирования).
* Научно-исследовательский институт педиатрии РАМ РФ.
* Украинская Академия медицинских наук.
* Научно-исследовательский институт физико-химической медицины РФ.
* Научно-исследовательский институт традиционных методов лечения Министерства здравоохранения РФ.
* Российский научно-методический центр восстановительного лечения детей с церебральными параличами.
* Тверская Медицинская Академия.
* Научно-исследовательский институт мозга РАМ РФ.
* Научно-исследовательский институт психологии Министерства здравоохранения РФ.
* Летно-испытательный институт, г. Жуковский.
* Научно-исследовательский институт высшей нервной деятельности РФ.
* Международная Академия Информатизации.