Круговорот Бытия и механизм перерождения.
Круговорот Бытия и механизм перерождения.
Поэтому в позднем буддизме, да и в буддизме среднего периода, в отличие от раннего буддизма, проводились различного рода изыскания; там есть, например, такая идея: "Пусть даже человек совершил в этой жизни зло - если он вошел в поток истины и занимается ее практикой, он непременно сможет перейти в хороший следующий мир". Речь идет о следующем: Допустим, некий человек, руководствуясь общепринятыми фиксированными идеями, делал добро. Его фиксированные идеи позволили ему накопить много информации в промежуточном состоянии в астральном мире. Что с ним произойдет? Очень возможно, что у него возникнет посмертный шок.
Так как он совершал добрые дела, велика вероятность того, что он переродится в хорошем мире, даже если шок будет иметь место. Но в этой жизни он, разумеется, накопил также и плохую карму. Поэтому не исключено, что в соответствии с ней в следующей жизни он переродится не в хорошем мире, а в мире страданий и мучений. Такая возможность существует.
А теперь допустим, что некий человек совершал неблагие деяния. Но однажды он прозрел и увидел Дхарму - тогда он изо всех сил стал заниматься духовной практикой, накапливать Заслуги и научился входить в глубокую медитацию. Представим также, что он смог приобрести опыт мира после смерти. К тому же, он обладал верной информацией. У этого человека не будет посмертного шока. И он войдет в промежуточное состояние, обладая всеми теми знаниями, которые он получил в этой жизни.
Что же из этого следует? Рассмотрим, например, вопрос о продолжительности страданий в аду. Предположим, что у первого человека страдания, в соответствии с его кармой, длятся один час, а у второго, скажем, двадцать четыре часа. Первый вследствие посмертного шока и из-за обычной работы сознания, направленной на то, чтобы избежать страданий, попадет в ад. Но второй, благодаря занятиям духовной практикой и богатому опыту мира после смерти, будет думать:
"Двадцатичетырехчасовой опыт ада - моя карма. Достаточно просто сделать так, чтобы она исчезла". Предположим, что он все вытерпел. Тогда кто из них двоих в ад попадет первый. Вот почему возникла мысль о том, что даже злодей может спастись.
А невежественные монахи, получив только часть знаний, говорят ерунду. Например, они утверждают, что прочитав три раза мантру будды Амитабы, можно достичь Чистой Земли Великой Радости. Но на самом деле это не так... Астральный мир очищается благодаря усерднейшему чтению мантр. А если человек приобретает еще и опыт мира после смерти, то каким бы злодеем он ни был, он может переродиться в высшем мире. Вот какая существует идея.
Такое случалось в истории. Например, с Англимарой. Он убил очень много монахов, но потом встретился с Буддой Шакьямуни и усердно занимался духовной практикой, благодаря чему перевоплощался в Пяти Телах Дхармы. Перевоплощаться в Пяти Телах Дхармы означает иметь опыт состояния Бардо. Поэтому он, несмотря на свои злые деяния, получил результат - Освобождение - и переродился в высшем мире. Или же, как считается, ушел в Нирвану.
Итак, два условия не позволят вам переродиться в аду. Во-первых, истинные знания, в во-вторых, духовная практика. Это имеет отношение и к заслугам. И чтобы избежать перевоплощения в аду, необходимо не темное Самадхи, а Самадхи высокого уровня, когда сознание, в одно мгновение переместившись в другое тело, не утрачивает своей ясности.
В случае удачи немаловажен еще один момент. Во время пребывания в этом медитативном состоянии у вас сохраняются знания, приобретенные вашим физическим телом, или, говоря точнее, сознанием. Если вы добились этого, вы ни за что не переродитесь в аду. Не подумайте только, что позволительно совершать десять злых деяний. Ведь вы и так уже совершали их.
Далее предположим, что у человека был рак желудка, и ему сделали операцию, удалив желудок почти полностью. Теперь этот человек совсем не может есть. Однако он испытывает чувство голода. Его состояние весьма напоминает состояние в мире голодных духов, о котором говорится в писаниях. Однако, сейчас мы живем в мире людей, и поэтому не являемся голодными духами, если судить по работе нашего сознания. Следовательно, отдельные элементы мира голодных духов, о которых упоминается в писаниях, появляются в некоторых случаях, как, например, в описанном выше.
А вот когда физическое тело человека превращается в тело голодного духа, а все вещества - в вещества мира голодных духов, в котором предметы изменяются и становятся несъедобными в тот самый момент, когда кто-то собирается их съесть, или когда из-за сильнейшего действия желудочной кислоты воспламеняется желудок, если кто-то все же съедает их, то такое состояние называется миром голодных духов.
А если так, то разве нельзя допустить, что такой мир действительно существует? Ведь если на наш мир людей проецируется лишь одна его часть, то разве было бы странно, если бы существовал мир, где такие факторы преобладали (если, конечно, считать, что мы перерождаемся в Круговороте Бытия).
Считается, что мир голодных духов порождается жадностью. Что же такое жадность? Ведь нельзя же рассматривать как жадность потребление большого количества пищи один раз в день - это даже называется "желудком Победителя в Истине".
Так что же такое жадность? В буддийских писаниях говорится следующее. Питаться три раза в день соответствует животным, два раза в день - людям, один раз в день - святым. Следовательно, святые обладают сознанием, уровень которого выше уровня Мира Людей. Поэтому можно сказать, что они, по меньшей мере, обладают элементами мира асуров или элементами Небес.
Если считать, что одноразовое питание - это карма Мира Асуров или Небес, двухразовое питание - карма мира людей, а трехразовое питание - карма мира животных, то на что указывает четырехразовое питание? На мир голодных духов. Например, человек поел три раза, а потом говорит: "Эх, съесть бы чего-нибудь вкусненького на полдник". И перед сном: "Эх, не пропустить ли мне рюмочку вкусного винца?" или "Выпить что ли вкусного коньяку?" Это - мир голодныхдухов.
Жадность - это карма мыслей. Жадность, гнев, заблуждение - это карма мыслей. Допустим, человек встает утром и задумывается:
"Что бы мне съесть на завтрак?" - и ест. А позавтракав, он думает:
"Что бы мне съесть на обед?" - и позднее ест. После обеда: "Эх, здорово - вот и полдник" - съедает еще что-то. Насытившись, он думает: "Ну, теперь ужин; что бы такого съесть вечером?" - и он опять ест. И еще перед тем, как лечь спать!
На чем сконцентрировано его сознание? Оно сосредоточено на еде. Все определяется сознанием, - вот каков буддийский взгляд на мир.
Тогда представим, что некий человек ест пять раз в день. У него голова постоянно занята мыслями о еде. Другими словами, в его сознании существует жадность к еде. А теперь представим, что другой человек ест один раз в день. И когда он работает, то концентрируется на работе, а когда практикует, концентрируется на практике. И только один раз в день во время еды его сознание концентрируется на еде. Итак, у первого сознание сконцентрировано на еде. Он постоянно испытывает сильную жадность.
Теперь - о двух - и трехразовом питании. При двухразовом питании сознание не концентрируется на еде, а при трехразовом - концентрируется. Вот почему Шакьямуни говорит, что концентрирующийся на трехразовом питании - животное, на двухразовом - человек, а тот, кто ест один раз, - святой. Далее рассмотрим четырехразовое питание. Из двадцати четырех часов вычтем восемь часов на сон, один час на туалет - всего девять часов. Если в течение пятнадцати часов человек ест пять раз, то получается, что он что-нибудь съедает или выпивает каждые три часа. Тогда каждые три часа происходят приготовления к тому, чтобы поесть-попить. В этом случае вся работа его сознания сосредоточена на еде. И считается, что такой мир имеет своим продолжением мир голодных духов. Поэтому уменьшить количество приемов пищи - это одна из практик для уничтожения кармы мира голодных духов. Ну, а если человек с утра до вечера думает о деньгах? Это ведь тоже жадность. Поэтому такой человек переродится в мире голодных духов. А если кто-то с утра до
вечера думает о женщинах или мужчинах? Это также карма жадности, и такой человек переродится в мире голодных духов.
А почему почему предметы в мире голодных духов изменяются? Допустим, голодный дух думает: "Хочу есть, хочу есть, хочу есть" - и вдруг перед ним появляется еда. Но стоит ему взять пищу в рот. как она превращается, например, в камень. Так утверждается в буддийских писаниях. Почему это происходит? Дело в том, что работа сознания подобна зеркалу. Если вы совершили добродетельный поступок, то к вам вернется добродетельный поступок, а если вы совершили недобродетельный поступок, вернется недобродетельный. Итак, люди, у которых есть карма голодных духов, желая чего-нибудь, концентрируются на этом. Например, они хотят наполнить свой желудок. Когда это вернется в качестве плохой кармы, то по мере усиления концентрации сознания появится прямо противоположный результат.
Иначе говоря, чем чище сознание, тем более точным будет результат. Следовательно, люди типа голодных духов, в течение целого дня концентрирующиеся на еде, получат результат, прямо противоположный желаемому: в течение целого дня у них не будет возможности поесть. При этом душа страдает и избавляется от кармы. Когда же эта карма будет полностью уничтожена, душа сможет вырваться из мира голодных духов.
Вот почему нехорошо быть жадным. Так что, если вы ели пять раз в день, то с сегодняшнего или с завтрашнего дня ешьте четыре раза. Если вы ели четыре раза - переходите на три. Если три раза - переходите на два. В общем-то, неплохо в следующей жизни снова родиться в мире людей, поэтому можно есть два раза. Но если кто-то хочет достичь Нирваны в этой жизни, то ешьте один раз в день.
Теперь рассмотрим различие между миром животных и небесами. И мир животных, и небеса порождены кармой невежества. Но различие между ними состоит в том, что при вхождении души в промежуточное состояние невежество проявляется по-разному. Сначала рассмотрим мир животных. В этом случае возникают разнообразные видения развлечений. Например, вам покажется, будто вы гонитесь за мячом - словно кошка, играющая с клубком ниток. Или, будто вы ударяете по футбольному мячу. Не напоминают ли удары по мячу игру кошки с клубком ниток?
Или, например, к вам подлетает мяч, и вы изо всех сил бьете по нему битой... или хватаете подлетевший мяч - но это же напоминает вот что: вы - р-раз! - бросаете собаке палку, а собака - ух! - кидается за ней. Хватает ее и прибегает обратно. Не то же самое ли делаете вы, когда бросаетесь за взлетевшим мячом и ловите его?
Такая карма - это карма невежества животных. Она определяет перерождение. Или у вас может возникнуть видение, будто вы плывете и при этом думаете: "О, как мне это нравится". Ну, и в чем заключается различие между плавающей рыбой и плывущим человеком? В поведении животных и людей много общего.
Развлечения, удовольствия, в которых присутствует животный элемент, - это карма невежества, основное условие перерождения в мире животных. Другими словами, если мы поймем поведение животных - от земляного червя до кита - и постепенно будем отказываться от такого поведения или отрицать и прерывать подобного рода действия, или если мы будем их подробно анализировать, то мы не переродимся животными.
Рассмотрение явлений подобным образом называется чистым наблюдением, а человек, рассматривающий на его основе явления, называется бодхисаттвой, свободно владеющим наблюдением. Бодхисаттвой, свободно владеющим наблюдением, называется бодхисаттва, способный видеть явления такими, каковы они есть...
Итак, если вы, занимаясь практикой, думаете: "Не нравится мне эта практика" - и если перед вами появляются различные образы и всплывают, приятные воспоминания, если вы забрасываете практику, погружаясь в развлечения, то думайте, пожалуйста, так: "Ага, в следующей жизни я, несомненно, буду животным".
Напротив, если вы упорно занимаетесь духовной практикой, если вас посещают приятные мысли, но ваше сознание побеждает их, если во время практики стираются одна-две приятные мысли, то думайте, пожалуйста, так: "Я стер одно перерождение животным" или "Я стер два перерождения животным". Итак, условие перерождения животным - таков третий пункт нашей темы.