Медитация. Правила проведения медитации.
Медитация. Правила проведения медитации.
МЕХАНИЗМЫ ДЕЙСТВИЯ
Никто точно не знает, как именно действуют медитационные методики. Тем не менее достаточно глубокое понимание этой проблемы было достигнуто посредством изучения общего звена, присущего всем формам медитации - объекта, предназначенного для концентрации внимания. Такой стимул, предназначенный для "сосредоточения, видимо, является принципиальной характеристикой медитативного процесса.
Роль объекта для концентрации заключается, по-видимому, в том, чтобы дать возможность интуитивному, неэгоцентрическому типу мышления (который соотносят с активностью неокортекста правого полушария) занять в сознании доминирующее место - место, которое обычно занимает аналитический эгоцентрический тип мышления (соотносимый с активностью левого полушария). Объект для концентрации обеспечивает, очевидно, возможность такого сдвига путем монополизации нервной активности левого полушария, что позволяет правому полушарию стать доминантным. Объект для концентрации может монополизировать активность левого полушария, вовлекая его в какую-либо монотонную деятельность ( например сосредоточение на мантре, дыхании или на определенных позах). Кроме того, объект для концентрации может приводить в состояние перегруженности и фрустрации левого полушария. Это происходит в том случае, когда медитирующий размышляет над внешне парадоксальной проблемой(как в Дзене) или когда он занят интенсивной физической деятельностью, как это практикуется суфистами (" танцующими дервишами"), последователями тантризма или, возможно, американскими энтузиастами бега трусцой.
Когда объект для концентрации используется эффективно, характер процесса обработки информации мозгом изменяется. "Когда рациональный ( аналитический) ум затихает, интуитивный путь приводит к исключительному познанию". Это познание является целью всех медитативных методик, практикуемых их приверженцами.
Это состояние "исключительного познания" называли по-разному. На Востоке оно называется "нирваной" или "сатори". В вольном переводе эти слова звучат как "просветление". Можно перевести их также как "истинное сознание" или "осознание Бытия". В прежние времена те немногие люди на Западе, которые были хорошо знакомы с этим состоянием, называли его "сверхсознанием" или " космическим сознанием".
Все больше современных исследований содержат попытки изучения нейрофизиологии при состоянии сверхсознания. Пока результаты этих нейрофизиологических исследований не являются вполне определенными. Данные более ранних работ свидетельствует в пользу того, что в состоянии сверхсознания на электроэнцефалограмме уменьшается частота волн с одновременным увеличением их амплитуды. Недавние нейрофизиоло- гические исследования медитационного процесса указывают, как это уже упоминалось, на переход при медитации доминирующей роли от левого мозгового полушария к правому. При окончательном анализе, возможно, мы обнаружим, что это состояние является результатом понижения активности неокортекса в доминирующем правом полушарии.
Важно подчеркнуть, что медитация и достижение состояния сверхсознания не всегда являются одним и тем же!
Пациент должен понять, что медитация представляет собой процесс, или набор методик, которые используются медитирующим для достижения желаемой цели - состояния сверхсознания.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ СОСТОЯНИЯ СВЕРХСОЗНАНИЯ
Как упоминалось недавно, присущее состоянию сверхсознания " исключительное познание" является желаемой целью для посвященных в любые типы медитации. Однако как клиницист, так и пациент должны понимать ,что никогда нельзя быть уверенным в достижении этого состояния и что оно не каждый раз достигается даже человеком с большим опытом медитации. Поэтому возникает вопрос: если медитирующий не может достигнуть состояния сверхсознания, не является ли время, посвященное медитационной практике, затраченным впустую? Ответ на этот вопрос только один - нет! Положительный терапевтический эффект может быть получен без достижения конечного состояния сверхсознания. Основанием для этого утверждения является существование нескольких "терапевтических критериев", присущих процессу медитации и указывающих на приближение к состоянию сверхсознания. Хотя Шапиро рассматривает пять этапов медитации, а именно:
затрудненное дыхание,
спутанное мышление,
релаксация,
отстраненное наблюдение и
высшее состояние сознания
- мы хотели бы расширить представление о стадиях, наблюдаемых в медитационном процессе.
Первая и самая фундаментальная стадия относится к самому факту начала медитативной практики. Даже древние индуистские дзеновские писания, посвященные медитации, указывают, что гораздо более важная попытка достижения, состояния сверхсознания, чем действительное его достижение. Для клинициста, живущего в двадцатом столетии, должно быть ясно, что пациент, затрачивая время на медитацию, предпринимает тем самым сознательное усилие, направленное на улучшение своего здоровья. Такая позиция является, по своему определению, противоположностью того поведенческого стиля, который приводит пациента к чрезмерному стрессу. Точно так же, подчеркивание важности самого акта медитации, а не достижения состояния сверхсознания позволяет снять у больного большую часть соревновательного, ориентированного на достижение успеха компонента этого процесса.
Второй вехой на пути к сверхсознанию является возникновение состояния более выраженной релаксации. На этом этапе пациент самостоятельно вызывает у себя трофотропное состояние релаксации. Оно представляет собой состояние бодрствования, характеризующееся гипометаболическим функционированием организма, описанным в литературе. Это состояние обладает терапевтическим эффектом вследствие того, что:
организм достигает состояния, близкого ко сну по своему восстановительному потенциалу, или превосходит его;
снижается эффективная проприоцептивная импульсация, вызванная эрготропной стимуляцией.
Третьей вехой на пути к сверхсознанию является отстраненное наблюдение. В индийских священных книгах это описывается как состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его среду, остается "покоящимся в себе зрителем". Это состояние представляет собой безличное пассивное состояние наблюдения, при котором медитирующий просто "сосуществует" с окружением, а не противостоит ему, пытаясь подчинить себе. Это неаналитическое, интуитивное состояние. Похожим ощущением, которое испытывали многие, является и " автодорожный гипноз". Это состояние часто испытывают водители на монотонных скоростных автомагистралях. В какой-то момент они замечают, что находятся на развилке 6, а в следующий момент - уже на развилке 16, хотя совершенно не помнят о 10 промежуточных перекрестках. Многие называют такое состояние "сном наяву". Важно отметить, что водитель совершенно не утрачивает способности управлять автомобилем; это состояние не является сном. Если возникает критическая ситуация, водитель сможет отреагировать на нее соответствующим образом. Клиницист, следовательно, должен объяснить, что такое состояние не является ни летаргическим, ни абсолютно пассивным (что является основным поводом для беспокойства многих пациентов).
Последней ступенью медитативного опыта, является "состояние сверхсознания". Это состояние, по-видимому, включает в себя все предыдущие состояния, отличаясь, однако, большей интенсивностью переживания. Давидсон характеризует его природу следующим образом:
Хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность).
Ощущение единства с окружением: то, что древние называли союзом микрокосма (человека) с макрокосмом (вселенная).
Непередаваемость ощущений.
Изменение пространственно-временных соотношений.
Обострившееся восприятие реальности и смысла окружающего.
Парадоксальность, т.е. принятие вещей, которые кажутся парадоксальными обыденному сознанию.
Поскольку клиницист будет засыпан вопросами относительно природы медитативных переживаний пациента, мы в целях лучшего понимания разместим все типичные переживания вдоль оси континуума (рис.1).
Этот континуум медитативных переживаний не носит характера постепенного движения от одного дискретного состояния к другому. Медитирующий может перескочить от любого состояния к любому другому и обратно. С другой стороны, переживания в рамках каждого из состояний могут варьироваться по степени глубины. Отметим, что скука и отвлекающие мысли часто предшествуют более положительным эффектам. Клиницист должен объяснить пациенту, что это является вполне естественным и что они должны быть терпеливыми в таких случаях и просто смещать внимание обратно к объекту концентрации.
Медитирующего необходимо отучить от оценки медитативных сеансов, так как такой подход вводит в действие парадигму успеха - неуспеха. Бывают полезны просто рассказы пациента описательного характера о его переживаниях для того, чтобы можно было проследить за его активностью в период от двух до трех недель. Пациент может вести дневник, если только он носит описательный, а не оценочный характер.
« ‹ 1 2 3 4 5 › »