Проблемы реальности, или как отличить святого от умалишенного.
Проблемы реальности, или как отличить святого от умалишенного.
Нетрудно сообразить, что астрология - это вариант эзотерического учения. Для астролога судьбы людей определяются положением планет при рождении человека, а не волею Бога. Конечно, астролог может сказать, что само небо и звезды создал Бог и поэтому последние основание - воля божия. Но астрологи говорят иначе: они отсылают к древнему эзотерическому знанию, в котором были зашифрованы все астрологические законы. Не Бог и церковь суть носители и хранители астрологического знания, а древние мудрецы - эзотерики. Кстати, отсылка в древний Египет или Вавилон здесь не проходит. Дело в том, что в этих культурах планеты и звезды, действительно, понимались как боги, причем считалось, что боги или принимают прямое участие в зачатии человека (это так называемые личные боги) или боги участвуют в определении "судьбы" человека. Но судьба в Египте и в Вавилоне понималась не как индивидуальный жизненный путь человека (индивидуальной биографии у человека до поздней античности, до Плутарха, еще не было). Судьба - это круг обязанностей человека, его функция и место. Астрологи рассчитывали именно это, а также "хорошие" и "плохие" дни, выполняя в древнем обществе важную функцию, но не ту, которую выполняют сейчас. Они не рассчитывали жизненную траекторию человека, а освящали авторитетом богов нормативно вмененные, предписанные ему обществом функции и обязанности.
Наконец, два слова о душевнобольном. Он, естественно, и не святой, и не эзотерик. Это человек, настолько одержимый в своей мечте и желаниях и настолько слабый психически, что его "сон наяву" на тему этих желаний превратился в устойчивую галлюцинацию, постепенно вытеснившую из его сознания все остальные реальности. Мир, в котором он оказался - это непрерывный сон его души, в котором его заклинило, сон с одним сюжетом. Сумасшедший не признает других реальностей, даже в конвенциональном плане. Напротив, и верующий и эзотерик хотя и знают, каков мир на самом деле, тем не менее допускают, что другие люди могут думать иначе (заблуждаться) и еще не обрели истину.
Последний момент касается этической стороны дела. В чем все-таки спасение, а где прельщение и сатанинские козни? Думаю, главное здесь - рассмотреть последствия каждого пути, ну, а дальше - дело свободного выбора человека. Например, религиозный путь, действительно, опирается на традицию, но ведь и традиции стареют и не всякому традиция подходит. Нельзя ли, например, предположить, что архетип православного человека - это доличностный и средневековый тип человека. Для интеллигентного человека православная церковь выглядит часто в сравнении, например, с протестантизмом или дзен-буддизмом достаточно архаической и стесняющей свободу личности. Такой человек предпочитает непосредственный контакт с Богом, не опосредованный церковной иерархией. Не возвращает ли нас православная церковь к идеям соборности и формам традиционной жизни, давно изжившим себя?
Но и астрология возвращает нас к весьма странной традиции и вовсе не шумерски-вавилонской или древнеегипетской, а скорее к тому, тоже доличностному состоянию, когда человек рассчитывал не на свои силы, а на общественные законы и стечение обстоятельств. Замена парада на Красной площади парадом планет на самом деле мало что меняет.
Эзотерический путь, если он не корректируется ценностями нравственного и духовного совершенствования, как мы это видели у Рудольфа Штейнера, чаще всего направляется только проблемами эзотерической личности, стремлением ее реализовать свои идеалы. Но идеалы идеалам рознь. У многих современных "гуру", осознают они это или нет, основной идеал - реализовать свое Я, свое стремление к успеху и власти. Тогда мы получаем колдунов, шаманов, сатанистов, черную магию, белое братство и черт знает что еще. Поэтому так важно смотреть, какие за красивыми и возвышенными словами (о Боге, свете, добре и т. д.) стоят дела и ценности, куда в конце концов нас зовут.
В.Розин
Литература
1. Из записок конспекта Л.С.Выготского, опубликованного в кн.: Д.Б.Эльконин. Психология игры. М., 1987, с. 291-293.
2. М.Крюков. Образность деловой игры. Использование деловых игр в совершенствовании систем управления. М., 1981, с. 31,32.
3. Ю.М.Лотман. Структура художественного текста. М., 1970, с. 80-85. "Игра". БСЭ, изд. третье, т.10, с. 31.