Психотехнические пазлы. | Путь Любви. Путь с Сердцем.

Психотехнические пазлы.

Психотехнические пазлы.

Поскольку в результате объемной деконцентрации мы начинаем ощущать пространство, логичным завершением данного упражнения будет подключение к объему деконцентрации "виртуальных" (невидимых) пространств.

- Подключить "небо" не тяжело. Достаточно вытянуться вниманием вверх в бесконечность и подключить бесконечность к видимому объему как дополнительный объект деконцентрации.

- С нижним пространством сложнее. При попытке уйти вниманием вниз в бесконечность, оно где-то застревает в земле, а если принудительно уходить вниманием в предполагаемую бесконечность снизу, возникает ощущение неоднородности пространства снизу, что некрасиво портит картину. Шаблоны восприятия. Мы с ними не боремся, а пытаемся использовать в "корыстных целях". Потому вытягиваемся вниманием вниз до "застревания", захватываем объем и подключаем к уже ощущаемому, как объект деконцентрации. В конечном счете нам важна всенаправленность, "растопыренность" восприятия как в "Пифагоровых штанах".

- Остается объем "за спиной". Уходим вниманием назад за спину, пытаемся ощутить пространство сзади. Здесь отчетливо проявляется инерционность перестройки внимания. Надо подержать, сразу пространство сзади ощутить тяжело. Можно воспользоваться следующим приемом. Сначала воображаем картину сзади. Мы же знаем, примерно, где и что там находится. Воображаем перед собой зеркало во весь рост. Затем перемещаем это зеркало сквозь себя назад так, чтобы плоскость зеркала оказалась как бы на спине. Только необходимо четко провести вниманием плоскость зеркала сквозь тело, желательно с соответствующими тактильными ощущениями. Теперь как бы смотрим в зеркало назад. Мы не стремимся разглядеть объекты за спиной, а вытягиваемся вниманием, чтобы ощутить пространство.

- Для объединения пространств, перемещаем зеркало вперед четко на осевую линию тела и смотрим в зеркало назад и вперед одновременно. Когда возникнет интегрированное ощущение, подключаем верх, низ, смещаем восприятие в тело.

- Пребываем в этом состоянии восприятия некоторое время.

2. Деконцентрация аудиальная (звуковая)

Смысл звуковой деконцентрации аналогичен деконцентрации визуальной, нужно ощутить пространство звука, пространственный звуковой узор. Поэкспериментируйте, нащупайте свой способ, вариантов масса. Я, конечно, предложу вариант.

- Растягиваем внимание по двум полюсам "верх-бесконечность" и "низ-бесконечность". Называем их для себя "полюсами тишины". Пытаемся ощутить качество полюсов. Что мы можем сказать о бесконечности? Ничего, кроме того, что мы ощущаем полюса "разными".

- Представляем себе, что полюса являются "источниками тишины". Пересечением их излучений есть "проявленная тишина" вокруг нас. Схватили первое ключевое положение восприятия, как проявленную тишину вокруг.

- Теперь начинаем слушать имеющиеся в наличии звуки, последовательно перемещаясь от источника к источнику, отмечая про себя каждый звук, как объект в пространстве тишины. Деконцентрируемся по звукам, схватываем все источники звука, как объекты в пространстве тишины, ловим пространственно-звуковой узор.

- Для усиления ощущения "пространственности" вносим в звуковую картину "виртуальный" источник звука. Пытаемся "послушать" заведомо удаленное, но знакомое по расположению пространство – собственную квартиру (если вы не дома), железнодорожную станцию, кабинет начальника и т.д. Чутко "вслушиваемся" в несуществующие звуки, подключаем "виртуальный" объект к картине деконцентрации.

- Удерживаем некоторое время вниманием пространственно-звуковой узор.
ПАЗЛ №4 – НОГИ МОИ, НОГИ

Данный прием является вариантом настройки сознания "на созерцание". Может использоваться как в статике, так и в монотонной динамике типа ходьбы, бега. Очень интересно работает в асанах (для практикующих хатха йогу).

- Помещаем сознание в левую ногу, чувствуем ее "своей", правую ногу - "чужой". Затем наоборот правую ногу своей, левую - чужой. Возвращаемся вниманием в левую ногу и схватываем обе ноги как "свои-чужие" одновременно. Возникшее специфическое состояние сознания распространяем вверх на все тело.

- Для начала настройки, в статическом варианте практики, лучше чтобы ноги соприкасались, тогда проще ощутить отторгаемую ногу, как чужую. Скажем, представив себя в толчее переполненного автобуса. Во время ходьбы можно представить себя идущим в строю, тогда отторгаемую ногу можно попробовать ощутить ногой сотоварища.

- Ощутив тело как "свое-чужое", часть сознания направляем в область подмышек и через подмышки разворачиваемся во внешнее пространство. Держим ноги, тело - "свое-чужое", подмышки, пространство - сознание начинает "сползать в созерцание". Разворачиваться сознанием во внешнее пространство через подмышки означает, что когда вы ощутите "кукольную механистичность" тела посредством манипуляции сознания с ногами и ощутите тело как "свое" и "чужое" одновременно, нужно деконцентрировать внимание, равномерно распределив его на все видимые объекты, и уже после этого, удерживая сознанием тело-пространство, часть внимания направить в подмышки.

- Если вы правильно деконцентрировались, то и без того "разведенные" глаза, при направлении внимания в подмышки, начинают как бы еще дальше растекаться в направлении подмышек, и вслед за ними начинает скользить и замирать сознание.

Во время практики асан, после входа в асану, приведенная настройка сознания оттягивает внимание от отвлекающего переходного процесса, а во время фиксации асаны, сознание естественно уходит в созерцание внутренне-внешней конфигурации тела-пространства.
ПАЗЛ №5 – НУЛЕВАЯ ТОЧКА

"Дайте мне точку опоры и я переверну Землю!" – этот оптимистичный афоризм Архимеда в контексте наших упражнений приобретает несколько иной смысл. И действительно, для осознания процессов, происходящих в нашем психическом пространстве, нам не мешало бы иметь некую точку отсчета, начало координат. Осознанием такой области мы сейчас и займемся. Правда, для достижения максимального эффекта упражнения, придется воспользоваться психоэнергетическим приемом подъема сознания с участием тела, дыхания, управления энергетическими потоками, все как в лучших йогических традициях. Даже для фиксации промежуточных положений подъема сознания мы можем воспользоваться традиционным расположением чакр в теле, почему бы и нет, хотя это абсолютно не принципиально. Итак,

- На вдохе поднимаем "энергию, прану" (назовите как хотите, я специально предупредил, что техника психоэнергетическая) по левой ноге до уровня нижней точки тела(а-ля муладхара). Правильнее сказать не "поднимая", а втягивая, всасывая дыханием "нечто" по ноге, как будто мы набираем жидкость в шприц, только усилием дыхания. Соответственно при правильном втягивании вдох будет с усилием, слегка шипящий, с суженной голосовой щелью, одним словом вдох по типу дыхания "уджжайи".

- На выдохе это нечто как бы расходится кругами по плоскости, проходящей через нижнюю точку тела, как от брошенного в воду камня. На вдохе тянем по ноге, провожая подъем вниманием, на выдохе – созерцаем расходящиеся круги на плоскости. Повторяем 2-3 раза.

- Аналогичную операцию проделываем с правой ногой. В качестве примечания замечу, что первый проход вниманием по выбранной траектории психического пространства всегда происходит с усилием, зато последующие легко, как по проторенной дорожке. Возникает ощущение, что не тронутые вниманием области психического пространства, подобны некоей аморфной жидкокристаллической структуре и проход по ней вниманием делает ее на некоторое время упорядоченной, прозрачной.

- На очередном вдохе поднимаем плоскость чуть выше на уровень гениталий, естественно вдыхаем по выбранной ноге, выдыхаем в плоскость. При переходе на новый уровень можно представить себе, что на вдохе вы делаете шаг в глубину водоема, и уровень воды поднимается, а на выдохе, естественно, от вас расходятся круги на воде. Провоцирование эмоций, соответствующих этим уровням, приветствуется, т.к. эмоции играют не последнюю роль в "возбуждении", усилении энергетичности процесса. Вдыхаем поочередно справа, слева до ощущения равной "проходимости" сторон.

- По аналогии, поднимаем "уровень сознания" с очередным вдохом в живот. Вдох по ноге, выдох в пространство с уровня живота.

- С очередным вдохом поочередно по ногам поднимаем прану на уровень груди, максимально "открываемся" внешнему миру из груди, "впускаем" его себе в грудь, эмоции поощряются. Заметьте, именно эмоции подталкивают нас к трансовым состояниям.

- Когда посчитаем нужным, но не теряя динамики, поднимаемся на уровень горла. Сопутствующий образ – шарфик вокруг горла, можно опять развернуть плоскость на уровне горла. Дышим справа-слева.

- Поднимаем прану в голову. Сначала концентрируем внимание в течение нескольких дыханий на лице и области непосредственно перед лицом. Затем перемещаем внимание внутрь головы, осознаем пустое пространство внутри головы, вспомните "картонную коробку". Представляем себе "пробоину" во лбу, через которую пустота внутри головы соединяется с внешним пространством. Представляем в центре головы "лампочку", произносим, именно произносим, про себя слово "клац", и включаем лампочку. Поочередным дыханием, с усилием, "тянем" прану и с каждым дыханием заставляем лампочку светится сильнее. Воображаем себя "шахтерами в забое" с фонариком на голове. Прилагаем "волевое усилие" с настроением "стиснутых зубов и сжатых кулаков", и с каждым дыханием делаем луч света из головы тоньше и ярче. Дыхание из поочередного меняем на общее снизу-вверх - снизу тянем, изо лба излучаем. Когда мы посчитаем, что уже похожи на инженера Гарина с лазерным лучом изо лба, начинаем перемещать луч, как ствол гаубицы, вертикально вверх, с лязгом и скрежетом металлического механизма. Когда луч выстоится вертикально, отпускаем напряжение, оно нам больше не нужно. Спектр сопутствующих переживаний-образов скорректируйте "под себя" эмпирически.

- Делаем паузу. Устремляемся вниманием по лучу вертикально вверх. Куда он уходит, где заканчивается? Отправляемся по лучу вверх. Чтобы инициировать восходящее движение можно вообразить себя олимпийским мишкой, надуть себя дыханием снизу и полететь. Можно намотать луч на руку, расслабиться и разрешить ему себя потянуть вверх, главное начать движение вверх "вместе с телом". Зафиксировать восходящее движение можно последовательными образами уменьшающегося ландшафта, облаков под собой, Земли как планеты среди прочих светил, встречного звездного потока, ускоряющегося и размазывающегося вплоть до единственного ощущения огромной скорости.

- И наконец, …стоп. Что мы имеем. Имеем в ощущении некое место, где нет ничего. Нет объектов, ничего нельзя сказать о пространстве и времени в этом месте, ведь не к чему привязать внимание, оценить объем или последовательность каких либо событий. Для нас в этом месте реально лишь наше сознание и то, что оно существует, модель чистого бытия "САТ" и сознания "ЧИТ" в непроявленном пространстве-времени. Это качество нужно ощутить и "заякорить", как промежуточный результат. Это и есть наша виртуальная "нулевая точка".

- Возвращаемся частью внимания в мир и оставаясь основным вниманием в нуле, смотрим на мир "из нулевой точки". Оценить "качество мира" из этой позиции восприятия предлагаю самостоятельно, чтобы не нарушать чистоту эксперимента.
ПАЗЛ №6 – ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭМОЦИЙ

К сожалению, этим приемом довольно сложно воспользоваться в быту как "противострессовым средством" в следствие его громоздкости. Мы воспользуемся им для уяснения природы эмоций. Хотя громоздким этот прием становится только из-за необходимости качественной настройки на "нулевую точку" (см. предыдущий пазл), и ни кто вам не запретит постоянно находиться в позиции "свидетеля" или заблаговременно настроиться на "свидетельствование" на всякий случай. Итак,

- Проходим все этапы качественной настройки на "нулевую точку".

- Возвращаемся частью внимания в мир, деконцентрируемся и "свидетельствуем" из нулевой точки все происходящее. Если вы на практике попробовали осуществить настройку на "нулевую точку", то, оценивая "качество мира" из этой позиции восприятия, вы отметите некую безжизненность, отчужденность мира, которая так же безэмоционально безразлична с вашей стороны, как стороннего наблюдателя. Хотя вы также понимаете, что искусственно лишили картину мира жизни, исключив из мироописания еще какой-то компонент. Этот компонент мы сейчас и создадим.

- Вспоминаем какой-нибудь случай из жизни, когда мы испытывали сильную негативную эмоцию, лучше что-нибудь очень обидное для нас, когда нам было жалко себя до слез, провоцируем эту эмоцию. Жалеем себя, пока к горлу не подкатит комок и на глаза не навернутся слезы. Если не подкатывает и не наворачиваются, жалеем себя сильнее, подкатываем и наворачиваем, опыт в жалости к себе у нас просто огромный.

- Затем уходим в "нулевую точку" и наблюдаем за спровоцированной эмоцией. Надеюсь, что вы не поверите мне на слово и убедитесь сами в том, как прямо на глазах из "жалости" получается "восторг". Причем "восторг" так же скорее вторичен и является реакцией на некую очищенную от эго эмоцию, даже не эмоцию, потому что эмоции всегда привязаны к эго, а реакцией на некую основу любой эмоции и соприкосновение с этой основой рождает "восторг", "блаженство", я думаю, индусы назвали ее АНАНДОЙ.
ПАЗЛ №7 – МАНТРА «АХ»

Раз мы отважились манипулировать своими эмоциональными состояниями и пользоваться ими как элементами настройки сознания, уместно будет привести еще один вариант настройки сознания. Этот прием подобен приему №2, который мы назвали "КАРТОННОЙ КОРОБКОЙ" только с эмоциональной окраской. Вот уж во истину прием, способный сделать наш психоэмоциональный фон по жизни позитивным. Причем выполняется он одним движением, единым психоэмоциональным жестом, за один вдох. Заманчиво? Приходите завтра. Это я так, интригую.

« 1 2 3 »

« Ци в Тайцзи-Цюань. Мастер Тайцзицюань. | В поисках ламы. Мистический Тибет. »