Шиваизм.
Шиваизм.
Слово "шиваизм" происходит от слова "Шива", которое является именем, данным Высшей Реальности. Эта философия называется "кашмирский шиваизм", потому что Шивасутры, на которых она основана, были открыты в штате Кашмир в Индии, и многие философы, которые изучали эту систему и писали о ней, жили в этой местности. Эта система оперирует троичным принципом Бога, души и материи, и по этой причине она также называется трика шасана, или просто трика. Следовательно, термины "кашмирский шиваизм" и "трика" взаимозаменяемы.
В IX столетии нашей эры святой по имени Васугупта увидел сон, в котором Господь Шива явился ему и сказал ему о местонахождении скалы с рядом поучений, написанных на ней. Эти поучения, которые были названы Шивасутрами, образовали основание кашмирского шиваизма. Васугупта изложил эту философию Шивасутр своим ученикам, и они и их ученики предприняли ее дальнейшую разработку и распространили ее по всей Индии. Литература шиваитской философии может быть приближенно разделена на три группы: Агама, Спанда и Пратьябхиджня. Верят, что Агамы, такие, как Шивасутра, являются откровениями - текстами, инспирированными, если не сотворенными непосредственно Богом. Литература "Спанда" излагает важные доктрины этой системы, разъясняя эти откровения. Литература "Пратьябхиджня" интерпретирует эти доктрины в философском, логическом стиле.Кашмирский шиваизм описывает нашу истинную природу, природу мира вокруг нас и Бога. Таким образом, цель этой системы - помочь человеку достичь самореализации.
В соответствии с шиваитской философией самореализация есть познание своей собственной истинной природы через снятие покрова невежества. Это познание есть осознание того, что человек един с Богом и со всем во вселенной.Такой опыт приходит через милость, полученную от Сиддха Гуру, совершенного учителя, который реализовал свое единство с Богом. В силу этой реализации Сиддха является прямым каналом для распределения божественной милости. Он обладает силой переносить свою собственную Шакти, или духовную энергию, в ищущего, через это пробуждая его дремлющую Шакти, известную как Кундалини. Этот перенос Шакти технически именуется шактипат" , что буквально означает "нисхождение шакти". Сиддха может осуществить это пробуждение через прикосновение, слово, взгляд или даже только мысль.Пока человек пребывает на уровне ума, он не имеет доступа к духовным сферам. Он может соединить свою волю с волей Бога через повышение уровня своего сознания. Это достигается посредством практики йоги и медитации, и это значит, что все его действия будут управляться волей Бога. В Упанишадах утверждается, что Самость не может быть осознана посредством интеллекта, изучения текстов и духовных рассуждений. Она может быть осознана только тем, к кому милостив Бог и кому Он открывает Себя. Дарование спасительной милости - это одна из пяти основных функций Бога.Она не зависит от человеческой деятельности. Хотя человек может приобретать интеллектуальное и духовное знание, нет гарантии, что он достигнет самореализации, пока он не благословлен милостью Господа.
Свободная воля человека на уровне обычного сознания функционирует через эгоистически ограниченную самость. Чем больше человек освобождает свою сущность от оков ума, тем больше божественная природа человека будет проявлять себя. Если человек так направит свою свободную волю, она станет мощным средством самореализации. Все системы индийской философии вполне согласны в том, что цель философии состоит в освобождении человека от печали и страданий и переживании высшего блаженства. Они также едины в том, что путь к достижению этой цели есть обретение знания истинной природы себя, Бога и вселенной.
Это знание освобождает человека от пут невежества, которые, как признают все учителя, есть причина человеческого страдания. Индийская философия в целом не стремится научить человека пониманию метафизических истин. Она делает способным интеллектуально понять реальность, пережитую самореализованным человеком, и через это дает импульс к поиску такого переживания самому. Это приходит только через милость Гуру. В свете этого философия является не теорией о жизни, но путем жизни. Но, как путь жизни, изучение философии есть средство, с помощью которого человек может достигнуть своего высшего познания. Это не предмет для нового исследования, но скорее распознавание истины, которая всегда присутствует везде.
В соответствии с индийской традицией существует только одна Высшая Реальность, но существует шесть фундаментальных интерпретаций этой Реальности. Они называются Шаддаршана, или шесть систем философии. Они описывают физическую вселенную, познаваемую чувствами, в свете Реальности, которая лежит по ту сторону чувств. Эта Истина достижима только через записанные откровения, или через милость просветленного человека.
Все системы индийской философии вполне согласны в том, что цель философии состоит в освобождении человека от печали и страданий и переживании высшего блаженства. Они также едины в том, что путь к достижению этой цели есть обретение знания истинной природы себя, Бога и вселенной. Это знание освобождает человека от пут невежества, которые, как признают все учителя, есть причина человеческого страдания.
Индийская философия в целом не стремится научить человека пониманию метафизических истин. Она делает способным интеллектуально понять реальность, пережитую самореализованным человеком, и через это дает импульс к поиску такого переживания самому. Это приходит только через милость Гуру. В свете этого философия является не теорией о жизни, но путем жизни. Но, как путь жизни, изучение философии есть средство, с помощью которого человек может достигнуть своего высшего познания. Это не предмет для нового исследования, но скорее распознавание истины, которая всегда присутствует везде.
Природа универсального проявления - игра универсального сознания
Что есть природа проявления Высшей Реальности? Санкхья, веданта и кашмирский шиваизм признают существования проявленного мира. Но, как это объяснено кратко в главе 1, каждая из них дает различную интерпретацию взаимоотношения между Высшей Реальностью, или Чистым Сознанием, и проявленным миром материи.
Кашмирский шиваизм утверждает, что следствие не может быть отлично от своей причины. Мир материи - это только игра сознания, другая его форма, подобно тому как паутина, сплетенная пауком, является частью его собственной субстанции в другой форме. В этой системе процесс проявления сознания именуется абхаса (сияющее). Это основано на вере в то, что Высшая Реальность никогда не изменяется, но всегда остается трансцендентной и неуменьшающейся.
Спанда - начальный импульс.
Какова причина первого движения, или импульса творения? Санкхья говорит, что оно происходит от соединения пуруши и пракрити, но не дает объяснения этому соединению. Веданта утверждает, что только сознательный деятель может привести Универсальное Сознание в движение, и, таким образом, она постулирует существование Брахмана, или Высшего Господа. Обе системы показывают, где возникает начальный импульс, но не объясняют, как. Кашмирский шиваизм отвечает на этот вопрос, утверждая, что в сознании вечно чередуются две фазы - покой и действие, т.е. Пракаша и Вимарша.
Фаза Пракаши - это период потенциальности, технически именуемая пралайя, или поглощение. Это пассивная фаза сознания. Здесь все формы проявленной вселенной растворены, и их сущность поглощена Универсальным Сознанием. Во время периода потенциальности, пралайи, все проявленное дремлет, подобно тому как свойства мангового дерева дремлют в манговом семени. После периода латентности универсальные семена начинают прорастать, и сознание становится активным.
Активная фаза сознания именуется сришти, или творение вселенной. Эта фаза проявления также называется абхаса (корень “бхас“ означает “проявление“, или “свечение“, следовательно, это слово значит “сияющее“). Каждая фаза действия производит семена потенциальности, которые прорастают во время периода покоя и вызывают следующую фазу действия, подобно тому как цветение мангового дерева производит семя, из которого вырастает новое дерево.
Полный цикл, включающий сришти (творение) и пралайю (поглощение), технически именуется кальпой, которая длится 4 320 000 000 человеческих лет, после чего начинается другой цикл. Этот периодический ритм сознания называется Спандой и не имеет ни начала, ни конца. Его движение управляется законом кармы, который основан на том принципе, что каждое действие вызывает реакцию. Он широко известен как закон причины и следствия. Другими словами, первое движение сознания - это реакция, порожденная предыдущим действием. Вся природа регулируется этим универсальным законом.
Философия кашмирского шиваизма может быть лучше понята посредством тщательного изучения этого принципа Спанды. Спанда - это энергия, которая наполняет вселенную во время процесса ее эволюции и инволюции. Спанда - это сознание, импульс, вибрация, бесконечная сила, из которой возникает все, что существует. Это источник универсальной энергии, которая проявляет себя в страхе, радости и гневе, и которая пульсирует в слове и мысли. Когда человек захвачен экстазом, радостью или гневом, он переживает Спанду. Спанда - это Высшая Универсальная Сила, которая образует все проявления. Причина неотлична от следствия, хотя следствие выглядит отличным. Спанда - это первое движение воли, начальный толчок духа.
В Кена Упанишаде ученик спрашивает своего учителя: “Кто направляет ум к его объекту? Кто является причиной действия праны, или жизненной силы? Кто заставляет человека говорить? Как Бог творит действие глаз и ушей?“ Учитель отвечает, что Высшая Сознательная Сила, или Спанда, является источником всех действий, просвещения и проявления, но остается невовлеченной во все это. Следовательно, посредством этой Универсальной Сознательной Силы глаза видят, уши слышат, ум думает, интеллект схватывает, метаболизм происходит и планеты движутся.
Сила Спанды - это динамический аспект трансцендентной Реальности. Эта Реальность есть источник всех сил проявления и действия. Через интроспекцию ученик может пережить внутреннюю движущую силу Спанды.
Абхинавагупта, великий учитель кашмирского шиваизма, утверждает, что Спанда - это необъективированное желание, которое ведет сознание к ощущению неполноты. Это первая стадия сознания перед его кристаллизацией в мыслительный процесс.
1 2 › »« Применения практик йоги и медитации в Шиваизме. | Секреты Даосской Улыбки. »