Введение в принципы и практику духовной экономики - экономической системы, основанной на Бхагавад-Гите.
Введение в принципы и практику духовной экономики - экономической системы, основанной на Бхагавад-Гите.
Господь утверждает [пожалуйста, обратите особое внимание на выделенные фразы]:
"Ты имеешь право только исполнять свой долг, но плоды твоих действий не принадлежат тебе. Никогда не считай себя причиной результатов своей деятельности и не пытайся уклоняться от исполнения долга. Будь уравновешен в йоге, о, Арджуна, исполняй свой долг, не беспокоясь об успехе или неудаче. Такое самообладание называется йогой. О, Дхананьджая, преданно служа Господу, отбрось все желания, влекущие за собой отвратительные поступки, и в таком умонастроении вручи себя Господу. Те же, кто желают наслаждаться плодами своих трудов, есть скупцы. Человек, занятый преданным служением Господу, освобождается даже в этой жизни от кармических последствий, как хороших, так и плохих. Поэтому стремись к йоге, в которой заключено все искусство деятельности. Мудрые, отдавая себя преданному служению Господу, освобождаются из цепей кармы и круговорота рождения и смерти путем отречения от плодов своего труда в материальном мире, и достигают состояния, неподвластного страданию". (Б.Г. 2.47-51)
"Исполняй предписанный тебе долг, ибо действие лучше бездействия. Без работы невозможно даже поддерживать свое материальное тело. Любая деятельность должна выполняться как жертвоприношение Вишну, иначе она явится причиной рабства в этом материальном мире. Поэтому, о сын Кунти, выполняй предписанные тебе обязанности ради Его удовлетворения, и ты будешь всегда свободен от этого рабства". (Б.Г. 3.8-9)
"Тот считается обладающим полнотой знания, кто свободен от стремлений к чувственному удовлетворению. Мудрецы говорят о таком, что последствия его деятельности сожжены огнем совершенного знания. Отказавшись от всякой привязанности к результатам своей деятельности, всегда удовлетворенный и независимый, он не совершает действий, приносящих плоды, хотя и занят постоянно всевозможными делами. Этот знающий человек действует, полностью контролируя свой ум и разум, отрешается от всех собственнических инстинктов и трудится только ради жизненно необходимого, и тогда на него не действуют последствия его греховных поступков". (Б.Г. 4.19-21)
"Непоколебимо преданная душа достигает истинного спокойствия, ибо она отдает Мне плоды всех своих действий, тогда как тот, кто не пребывает в единстве с Божественным, кто с жадностью стремится к плодам своего труда, попадает в материальное рабство". (Б.Г. 5. 12)
"Тот, кто находится вне двойственности и сомнений, чей ум направлен внутрь себя, кто всегда занят деятельностью на благо всех живых существ, и кто свободен от всех грехов, достигает освобождения во Всевышнем". (Б.Г. 5.25)
Можно было бы цитировать еще и еще, но этих стихов достаточно, чтобы достичь понимания Духовной Экономики. Обобщая вышеприведенное, Господь Кришна наставляет нас делать нашу работу, какой бы она ни была, в соответствии с нашей природой, и, не будучи привязанными к плодам, результатам нашего труда, посвятить их Всевышнему. Такая работа не вызывает реакции потому, что она произведена с сознанием, которое превращает ее в преданное служение, чистую преданную деятельность, не имеющую никаких последствий. Шрила Прабхупада предупреждает нас во вступлении в "Бхагавад-Гиту как она есть" о том, что мы должны принять ее как она есть; принять ее дословно.
Дословно принимая слова Господа, мы видим, нам бросается в глаза экономическая система, описанная в Бхагавад-Гите. Давайте взглянем поближе на эти предписания и на экономическую деятельность, к которой они относятся.
Описание Духовной Экономики
Принимая во внимание вышеупомянутые стихи, заметим следующее:
1. Человек должен всегда заниматься какой-то деятельностью [никогда не пытайся уклоняться от своего долга (2.47); исполняй предписанный тебе долг (3.8); всегда занят деятельностью на благо всех живых существ (5.25)]. Это наставления по производству.
2. Нам не принадлежат результаты нашего труда [плоды твоих действий не принадлежат тебе (2.47); Те же, кто желают наслаждаться плодами своих трудов, есть скупцы (2.49); Мудрые, отдавая себя преданному служению, освобождаются от круговорота рождения и смерти путем отречения от плодов своего труда в материальном мире (2.51); Отрешается от всех собственнических инстинктов (4.21); Отказавшись от всякой привязанности к результатам своей деятельности (4.20)].
Если мы понимаем это дословно, то нам следует отказаться претендовать на результаты нашего труда как на нашу собственность. Даже не продавать и не обменивать их. Куда же, в таком случае, они идут?
3. Результаты нашего труда должны быть отданы другим [тот, кто всегда занят деятельностью на благо всех живых существ (5.25)]. Это наставления по распределению. Точно так же, как в храме мы служим, не задумываясь о том, кто получает от этого пользу, так и в Духовной Экономике, с разницей лишь в окружающей обстановке.
4. Наша работа должна производиться в духе преданного служения, т.к. сознавая это, к нам придет удовлетворение. [Любая деятельность должна выполняться как жертвоприношение Вишну,... выполняй предписанные тебе обязанности ради Его удовлетворения (3.9); Непоколебимо преданная душа достигает истинного спокойствия, ибо она отдает Мне плоды всех своих действий (5.12)] Эти наставления касаются сознания, в котором мы выполняем нашу деятельность.
5. Мы должны трудиться только для жизненно необходимого. [Этот знающий человек действует, полностью контролируя свой ум и разум... и трудятся только ради жизненно необходимого (4.21)].
Эти стихи полностью описывают экономическую систему, которая поможет нам достичь совершенства и даст нам право на возвращение на Вайкунтху, как было описано выше. Более того, характеристики Духовной Экономики будут широко влиять на качество жизни на этой планете. Давайте представим, как это могло бы быть.
Характеристика Духовной Экономики
Таким же образом, как материалистическая экономика основывается на материальных понятиях о жизни, так и Духовная Экономика основывается на духовных концепциях о жизни. Одной из прекрасных характеристик духовной деятельности является то, что для ее реализации нет материальных препятствий. Поэтому она всегда доступна. В Духовной Экономике посему понятие изобилия заменяет понятие недостатка, и, таким образом, никогда не будет существовать проблемы недостатка и дефицита, преобладающие в сегодняшнем мире.
В рамках Духовной Экономики экономическая единица не рассматривается как производяще-потребляющая машина. Она является индивидуальным духовным сознательным живым существом, удовлетворение которого приходит от преданного служения Господу, а не от материального удовлетворения чувств. И таким образом сведется до минимума использование природных ресурсов. Ибо смиренный человек в Сознании Кришны просто не желает больше, большего ему не требуется, как потребовалось бы материалисту для его удовлетворения. Уменьшение отрицательного воздействия на окружающую среду, будет, таким образом, достигнуто само собой, без каких-либо потерь, а также без помощи сложного законодательства и политик.
Основной характеристикой Духовной Экономики является тот факт, что для того, чтобы что-до достичь, нужно отдавать, а не брать. Мы понимаем, что Кришна является Верховным Обладателем. Отсюда - невозможность "брать". Как мы можем говорить о нашей способности "брать" без Его согласия? Вместе с тем, каждый из нас может что-то дать - наши усилия в преданном служении. Способность отдавать достигает совершенства в преданном служении, приводит к возникновению взаимнолюбовных отношений.
Это видно на примере того, что Господь Кришна прежде всего дает нам все необходимое для нашего существования: Землю с ее элементами, воздух, солнечный свет, дождь, даже разум, различные способности и т.д. В преданном служении мы воздаем Господу, возвращая Ему те же самые вещи, но преобразованные в продукты питания, в одежду для Божеств, в храмы для служения Ему и в другие предметы, созданные в процессе преданного служения. Кульминацией этого взаимного служения является самое высшее сокровище - чистая Любовь к Богу. В процессе наивысшего развития этого чистого служения Господь Кришна вручает себя Своему преданному, и преданный вручает себя Господу. Этот любовный взаимообмен является вечным занятием духовно совершенных душ, обитающих в духовном мире.
В рамках Духовной Экономики эта взаимность имеет место и между ее участниками: каждый посвящает себя избранному им самим виду преданного служения и безвозмездно делится его результатами со всеми, принимая взамен то, что ему необходимо для жизни.
Настоящее счастье в жизни - это отдавать, а не получать. Однако, современная экономическая структура сделала это естественное желание настолько трудновыполнимым, что мы видим, как сами превращаемся в эгоистов. Если же мы сознательно изменим экономическую систему, так, чтобы создать обстановку, способствующую духу и счастью отдавать, то в сердце человека естественным образом пробудятся духовные ценности, которые в конечном счете найдут свое воплощение в отдаче Кришне и всем окружающим.
Так же, как и материалистическая экономика имеет свою валюту, так и Духовная Экономика располагает ею. Но валюта в Духовной Экономике - духовного характера. Валютой является служение. Она не является чем-то отдельным от экономической единицы и посему нет необходимости беспокоиться о ее приобретении. Запасы ее безграничны. И чем больше мы используем эту духовную валюту, тем больше у нас ее будет. Это показано самим Господом Чаитаньей и Его Сподвижниками: "Несмотря на то, что члены Панча-Таттвы "расхитили" все закрома любви к Богу и, воспользовались ею, раздали все их содержимое, не было никакой нехватки, т.к. эти закрома настолько прекрасны, что по мере того, как эта любовь дается людям, запасы ее увеличиваются в сотни раз". (Ч.ч. Ади 7.24)
Индивидуальные экономические единицы наиболее счастливы и удовлетворены тогда, когда они способны максимизировать уровень своего преданного служения. И это естественно для людей, свободных от сетей майи. Люди и общество как коллективное целое получат максимальную пользу, если переориентируют экономику в соответствии с этим пониманием. Люди чувствуют себя спокойнее и безопаснее, когда знают, что о них заботятся. Тогда они могут спокойно сосредоточиться на своем служении.
Далее, в силу того, что Кришна является Верховным Властителем всего, никто из участвующих в Духовной Экономике не претендует быть владельцем чего-либо. И, следовательно, исчезает напряженная конкуренция за звание наивысшего наслаждающегося, которая искусственным образом увеличивает вожделение и зависть. Каждый участвующий в этой экономической системе сотрудничает с другими в полном отсутствии зависти, раздоров, классовой борьбы и политических переворотов.
Принимая во внимание тот факт, что главной отличительной чертой для живущих под одной крышей семей является не торговля добром между собой, а распределение добра по потребностям каждого, и, указывая на пути преданного служения, которые включают в себя Духовную Экономику, Шрила Прабхупада сплотил нас в одну семью, способную мирно проживать в одном доме - в доме, в котором может жить весь мир.
Данешвара дас
« ‹ 1 2 3« Богатство - это то, что можно превратить в счастье. | Мы умираем потому что думаем, что смертны. »