ЯСНОВИДЕНИЕ. Ключи к местоположению визуального сознания.
ЯСНОВИДЕНИЕ. Ключи к местоположению визуального сознания.
Тайна синестезии
Источники: Weird links with words and colours in the mind - New Scientist
Синестезия (от греческого synaisthesis - совместное чувство, одновременное ощущение, в противовес "анестезии" - отсутствию каких-либо ощущений) - это особый феномен человеческого восприятия, состоящий в том, что впечатление, соответствующее данному раздражителю органов чувств, сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом. Типичный пример проявления синестезии - "цветной слух" и звуковые переживания при восприятии цвета. В той или иной форме все это встречается достаточно часто, однако людей, по-настоящему убежденных в том, что "пятерка - именно желтая или зеленая", а "понедельник - серый или коричневый", не так уж и много. Примечательно, что подобные ассоциации вовсе не однотипны у разных индивидуумов и с одной и той же тональностью могут связываться, например, разные цветовые представления.
Виды синестезии различаются прежде всего по характеру возникающих дополнительных ощущений: зрительные (так называемые фотизмы), слуховые (фонизмы), вкусовые, осязательные и т. д. Они могут возникать либо избирательно, только на отдельные впечатления, либо же распространяться на практически все ощущения от каких-либо органов чувств. Пик интереса к этому феномену пришелся на рубеж ХIХ и ХХ столетий. Тогда смешением чувств активно интересовались не только медики и психологи, но и люди искусства. Характерным примером синестезии является восприятие музыки некоторыми композиторами и поэтами. Когда-то это привело музыканта Александра Скрябина к мысли о "синтетическом искусстве", где музыкальным тональностям соответствовали бы определенные цвета (симфоническая поэма "Прометей", 1910), а французских символистов (Поль Верлен, Артюр Рембо, Шарль Бодлер) - к созданию знаменитых сонетов, посвященных звукам и цветам. К "синестетикам" относят многих поэтов, писателей и художников, на первый взгляд очень разных: Василия Кандинского и Льва Толстого, Максима Горького и Марину Цветаеву, Владимира Набокова и Константина Бальмонта, Бориса Пастернака и Андрея Вознесенского.
"Синестетические" ассоциации могут быть весьма причудливыми, непредсказуемыми и фантастическими, даже "сверхъестественными". "Вполне нормальные" во всем остальном люди, с детства "пораженные" синестезией, заявляют часто в весьма категоричной форме, что буквы, слова и числа имеют врожденные цвета. Причем даже когда их тестируют многие годы спустя, они придерживаются тех же самых ассоциаций. Однако механизм формирования всех этих "соответствий" до сих пор полностью не выявлен.
В 1996 году Саймон Барон-Коэн (Simon Baron-Cohen) и его сотрудники из Кембриджского университета (Великобритания) установили, что приблизительно один из двух тысяч человек имеет подобные "жесткие" связи, и это, вероятно, является генетической наследственной чертой, закодированной в X-хромосоме (Perception, vol 25, p 1073). По другим данным, на одного синестетика приходится до 25 тысяч "нормальных" людей. Женщин-синестетиков больше, чем мужчин: в США в три раза, а в Англии - в восемь, причем обладатели этого редкого свойства в большинстве своем не правши - они либо левши, либо люди, одинаково хорошо владеющие как правой, так и левой рукой. Синестетики не сильны в математике и хуже обычных людей ориентируются в пространстве.
Теперь новое исследование слепых от рождения и ослепших с возрастом людей, проведенное Меган Стивен (Megan Steven) и ее коллегами из Оксфордского университета, показало: при том что роль генов в этом явлении остается существенной, она может оказаться все же не определяющей. Стивен и ее группа обследовали шестерых человек, ослепших уже в зрелом возрасте и обладающих "синестетическими" способностями. Причем трое из них превратились в "синестетические феномены" только после того, как совсем ослепли.
Так, один из обследуемых, мужчина, обозначаемый в исследовании как JF, всегда думал о днях недели и месяцах как об "окрашенных" в определенные цвета. Звуки музыкальных инструментов в оркестре и даже размеры оплаты его работы также были, по его мнению, "закодированы" каким-либо цветом. После того как ему пришлось изучать шрифт Брайля (специальная печать изданий, предназначенных для слепых, - выпуклыми точками на плотной бумаге), он начал испытывать цветовые ощущения, когда касался тех или других выпуклых символов, обозначающих буквы, номера или музыкальные ноты. Подобные ощущения возникали даже тогда, когда он просто думал о том, как их трогает. Стивен указывает, что люди вроде JF, сталкиваясь с новой реальностью и необходимостью адаптироваться к новым условиям и ощущениям, изучать что-то новое, должны приспосабливать свою синестезию, имевшую место и раньше, так, чтобы снова реально "включить" ее. Но остается нерешенным принципиальный вопрос: все ли индивидуумы могут приспособиться к тому, чтобы поддерживать эти новые необычные ассоциации, или это также какая-та редкая человеческая особенность?
Признаки того, что подобные ассоциации могли бы быть вполне универсальны, появились после обследования другого участника эксперимента, DB, который, насколько ему известно, не был раньше "синестетиком", но когда во время временной потери зрения он бывал слеп в течение пяти последовательных дней, то очень ярко видел некое устрашающее лицо всякий раз, когда слушал специфический пассаж из "Реквиема" Моцарта. Это происходило только тогда, когда он лишался зрения. Хотя эта ментальная ассоциация не была подлинной синестезией, она действительно обладала многими характерными признаками этого состояния, по крайней мере так заявляют исследователи. То есть переживание было воспроизводимым, последовательным (однозначным) и вызывалось одним и тем же определенным воздействием.
Все это предполагает, что даже "несинестетики" (то есть "обыкновенные" люди) могут иметь какие-то нервные (невральные) механизмы для воспроизведения чисто "синестетических" случаев (ведь понимаем же мы - и вполне принимаем, даже восхищаемся! - стихи и метафоры, сотворенные "синестетиками") и что изменения в мозгу могли бы подвергать нас таким воздействиям.
"Такое явление не может полностью определяться генетикой", - считает Стивен. Она предполагает, что в случае "несинестетиков" "входы" визуальных сигналов могут подключаться (ингибировать) к тактильным (осязательным) и слуховым "входам" к "визуальным" областям. "Когда нет больше визуального возбуждения, возможны и другие связи, которые становятся приоритетными", - говорит она.
Барон-Коэн согласен с тем, что гены и окружающая среда, вероятно, взаимодействуют при формировании явления синестезии. Однако он сомневается в том, что "нетипичные" случаи, подобные тем, что фигурируют в новом исследовании, помогут нам получить какую-либо достоверную и однозначную информацию. "Мы должны быть осторожны при исследованиях явлений, которые лишь внешне напоминают синестезию - вроде цветовых галлюцинаций у пациента, слепшего в течение пяти дней. Ведь это может только внешне напоминать работу тех механизмов, которые вызывают к жизни "естественно встречающуюся" синестезию", - говорит он.
Когда вы закрываете глаза, ваша визуальная обработка уже достигает 80%?
Есть такой миф или, если угодно, шутка. Будто бы мы используем всего 10% возможностей нашего мозга. И вот американские учёные действительно обнаружили, что примерно 80% наших "мозговых мощностей" решает задачи, абсолютно нам неизвестные.
Любопытно, что эта тайная подсознательная деятельность (возможно, это переработка наших мыслей и опыта) не происходит в самых "молодых мозгах".
"Мы обнаружили нервную деятельность, которая по-настоящему удивила нас", — признаётся Майкл Вилики (Michael Weliky), адъюнкт-профессор из университета Рочестера (University of Rochester), который желая выяснить, как нейроны "расшифровывают" наш мир, и как формируется наше восприятие действительности, вместе со своими коллегами провёл эксперименты на 12 хорьках.
Проходили эти опыты так. Учёные внедрили в область коры головного мозга, которая обрабатывает визуальную информацию, электроды и контролировали активность мозга животных в ходе просмотра клипов из первой "Матрицы", телевизионных помех, а также в то время, когда хорьки сидели в кладовке – в полной темноте.
В опытах участвовали три группы хорьков: детёныши, только-только открывшие глаза (это происходит спустя 30 дней после рождения), молодые самцы и взрослые животные.
Новорождённые хорьки в ответ на визуальные раздражители не продемонстрировали почти никаких "мозговых образцов", связанных с увиденным. Судя по всему, с задачей это увиденное правильно осмыслить, молодой мозг в полной мере справиться не может — чего-то не хватает. Учёные говорят, что это напоминает дислексию.
Вторая группа особых сюрпризов не преподнесла. Какая-то деятельность в мозгах животных постарше зафиксирована была, но различий между сидением в темноте и просмотром "Матрицы" заметить так и не удалось.
Однако когда кино или помехи смотрели взрослые хорьки, активность деятельности их мозга увеличилась на 20% и "отразила" изображения, которые они видели.
Более того, старшее поколение хорьков ещё раз удивило профессора. Поместив животных в тёмную комнату, Вилики ожидал, что их визуальные нейроны испытают недостаток деятельности, связанной с "визуальной действительностью".
Невропатологам давно известно, что даже в темноте в мозге происходит некая деятельность, но образцы этой деятельности никогда не исследовались.
Так вот, никаких образцов, коррелированных с визуальной действительностью, эти хорьки не показали, но 80% коры мозга хорьков всё равно "жужжали", как будто занимаются обработкой визуальной информации.
Вилики объясняет это так: когда мы растём, наши мозги учатся идентифицировать внешние изображения в соответствии с нашим внутренним пониманием мира. В то время как молодой хорёк (или ребёнок) может заметить помехи или кинофильм, он не способен отличить одно от другого.
"Это означает, что мозги взрослых, даже когда им обрабатывать, казалось бы, вообще нечего, продолжают что-то обрабатывать в огромных количествах, и занимаются этим те самые 80% — говорит учёный.
— Мы думаем, что когда вы закрываете глаза, ваша визуальная обработка уже достигает 80%, а когда вы открываете их, получаете недостающие 20% и достигаете 100%. Большой вопрос здесь — чем занимается "бездельничающий" мозг? Очевидно, он делает что-то важное".
Взрослые же имеют "историю видения", поэтому они интерпретируют внешний мир на 80% за счёт внутренней работы мозга.
Глаз собирает изображения, мозг их обрабатывает, но 80% деятельности могут работать с представлением о мире, уже имеющимся в мозге.
Группа Вилики планирует продолжить эксперименты с хорьками — исследователи собираются лишить группу молодых и взрослых животных внешнего возбуждения.
18 часов в сутки они будут находиться в темноте, а 6 часов смотреть на телевизионные помехи.
"Если мы сможем узнать, что происходит в их мозгах при отсутствии нормальной окружающей среды, то, возможно, найдём ответ на вопрос, как нормальный организм развивает восприятие и интерпретацию", — объяснил учёный.
Что же касается "Матрицы", то хорьки, похоже, уже имеют своё мнение об этой трилогии. "Мы пробовали показать им фрагменты из второй и третьей частей, — смеётся Вилики, — но хорьки отказались смотреть".
Шутки шутками, но по большому счёту, во всей этой истории мало что понятно. Хорошо бы, чтоб 80% возможностей нашего мозга включились и осмыслили, чем они там всё-таки занимаются.
Мозг слепых умеет "видеть" звуки
Первый раз с феноменом острейшего слуха у слепого человека я столкнулся в детстве, читая увлекательную книжку Роберта Льюиса Стивенсона "Остров сокровищ". "Ничего, Билли, сиди, где сидишь, – сказал нищий. – Я не могу тебя видеть, но я слышу, как дрожат твои пальцы", – фраза слепца Пью в самом начале романа. Собственно, факт общеизвестный: слепые как компенсацию за отсутствие зрения получают (вырабатывают в себе) поразительный слух.
А вот каким образом они его получают (вырабатывают) – на этот вопрос попытались ответить ученые из канадского университета Монреаля. Они утверждают, что у слепого человека зрительные зоны головного мозга – очевидно за отсутствием работы по прямому назначению – начинают участвовать в определении источника звука, сообщает Nature. А журнал Public Library of Science Biology добавляет, что полученные исследователями результаты впервые обнаружили связь между повышенным слухом у слепых и увеличением активности у них зрительной коры мозга.
Собственно, дальше идет рассказ о самих экспериментах. Участие в них приняли 19 добровольцев, из которых 12 человек были слепыми от рождения либо потеряли зрение в самом раннем детстве. Ученые усадили испытуемых перед рядом из 16-ти звуковых колонок, которые воспроизводили звуки длительностью в считанные доли секунды. Задание было сверхсложное: добровольцам необходимо было определить, из какой именно колонки доносился каждый звук. При этом исследователи включали по одной колонке в совершенно произвольном порядке.
Надо ли говорить, что ни одному из зрячих такое задание оказалось не под силу? Зато пятеро слепых сумели определить источник звука с точностью до 15 градусов. И даже после того, как этим пятерым заткнули по одному уху, они продолжали довольно точно указывать направление на звук.
Дальше – дело современной техники: с помощью позитронной томографии ученые определили, что выполнение этого задания у пятерых участников эксперимента сопровождалось повышенной активностью зрительной зоны головного мозга. У прочих участников, не справившихся с заданием, такой картины, понятное дело, не наблюдалось.
Нейрофизиолог Франко Лепор, один из руководителей эксперимента, утверждает, что это исследование как нельзя лучше проиллюстрировало пластичность человеческого мозга. Мозг слепых от рождения (ослепших в раннем детстве) претерпевает реорганизацию, после которой эти люди могут максимально использовать звук в качестве ориентира в окружающей среде, что и позволяет им приспособиться к жизни без зрения.
..."Пью и правда был вроде бешеного. Последние возражения разбойников окончательно разъярили его. В припадке неистовой злобы он поднял свою клюку и, бросившись вслепую на товарищей, принялся награждать их ударами". Как теперь выясняется, этот слепой разбойник не был феноменом.
« ‹ 1 2 3 4 5 › »« ЯСНОВИДЕНИЕ и ПРОРИЦАНИЕ. ТЕХНОЛОГИИ ЯСНОВИДЕНИЯ. | Бессознательное сознание... »