Экстрасенсорное восприятие в общем ряду психических функций.
Экстрасенсорное восприятие в общем ряду психических функций.
ЭСВ как деятельность
Психология ЭСВ (сокр. экстрасенсорное восприятие) может рассматриваться через категорию деятельности. ЭСВ (сокр. экстрасенсорное восприятие) - такая же деятельность, как и обычное восприятие, принципиальных отличий здесь нет. Среди характеристик деятельности экстрасенса есть и мотив (социальный статус, самосовершенствование), и цель (новые знания, идеи, умения), и предмет (информация), и структура (знакомство с задачей, выбор средств, применение методик), и, наконец, средства ее осуществления (методы, способности). Выбор того или иного мотива, той или иной цели и т.д. зависит от личности, ее склонностей и стремлений, ценностей и смыслов, индивидуальных вкусов, стилей, привычек. В итоге все это определяет успешность экстрасенсорной деятельности, характер ее протекания, ценность и значение для ее субъекта, а следовательно, и дальнейшее развитие умений и навыков.
Если это все так, то экстрасенсорную способность можно развивать как и любую другую. Способы психологии хорошо известны. Одной из наиболее проработанных по этому поводу теорий является теория планомерно-поэтапного формирования навыков, в основе которой лежит ориентировочная деятельность (Гальперин). От классического метода проб и ошибок данный метод отличается большей эффективностью, которая достигается активностью обучающегося, направленной на усвоение норм, критериев, ориентиров.
В более широком толковании под основой ориентировочной деятельности можно понимать целенаправленную активность. На подобном принципе основывался известный удачный эксперимент по формированию кожного ощущения к воздействию светового потока. В ходе эксперимента испытуемые настолько развили кожную чувствительность ладони, что научались даже отличать зеленый свет от красного (Леонтьев, 1981). Несмотря на то, что выводы из результатов эксперимента не имели связи с парапсихологией, его можно считать образцом в области экстрасенсорного научения.
Эксперимент подтвердил общепсихологические принципы: 1) человеческая психика эволюционировала от простейшей (сенсорной) психики низших организмов, и 2) в процессе эволюции старое не исчезает, а остается в зачаточном латентном виде. Низшие организмы в процессе приспособления к среде должны были реагировать на изменения светового потока и оставили эту способность человеку в наследство.
Эксперимент Леонтьева также подтверждает теорию о межмодальных связях, которые проявляются в случаях ЭСВ: восприятие объекта идет всегда по большему количеству модальностей, чем те, в которых он представлен. В психологии есть некоторые основания считать, что переработка любой информации идет сразу по трем модальностям: словесно-речевой, пространственно-образной и чувственно-сенсорной (Холодная). В исследованиях психологических основ наименования Д.Н.Узнадзе пришел к выводу, что основой наименования объекта является состояние испытуемого, включающее разнообразные чувственные, эмоциональные и смысловые ассоциации. "Что представляет собой это состояние, это другой вопрос... скажем только, что факт его существования, согласно нашим опытам, надо считать неоспоримой истиной" (цит. по: Холодная, стр. 177).
« Лхамо - женщина-оракул из Катманду. | Система йоги Патанджали. ОШО. »