Эзотерический взгляд на историю мировых религий.
Эзотерический взгляд на историю мировых религий.
Вернемся к представлениям древнего человека - духи, управляющие земной жизнью, настолько могущественны, что их нужно либо умилостивить жертвой, либо обезвредить молитвой или заклинанием. Иисусова молитва тоже часто используется как заклинание, которое произносят люди в приступах страха. Это проявление того же атавизма сознания.
Еще одна идея, которая была распространена среди всех народов - учение о духах предков. Учение о духах покровителях либо отдельного человека, либо племени, рода. Отражение этой веры, этого атавистического представления тоже есть в христианстве. Это вера в персонального ангела - хранителя. Это тоже древнейшие представления, возникшие за 7 тыс. лет до христианства, представления древних народов. Обращение к иконам святых или почитаемых существ, просьба о помощи, о защите, существующие в традициях христианства, - это, по сути, те же способы, с которыми обращались древние народы к изображениям духов, которых они считали покровителями своего племени. Духи умерших считались покровителями оставшихся родичей.
К духам, живущим на Земле, обращались с молитвами, им приносят жертвы, дары. За это они должны доставлять здоровье, материальные блага и победу над врагами. Христианские и мусульманские методы, молитвы, обряды, церковные церемонии, совершаемые с просьбой о помиловании, о помощи, о победе над врагами - это отражение того представления о жизни, существующего с тех давних очень древних времен. Если вы в церкви обращаетесь к иконе с этими же просьбами, вы поступаете точно так же, как поступал в древнейшие времена дикий племенной человек, живший 7 тыс. лет тому назад.
Сознание человечества меняется очень медленно. В нем все еще много от представлений древнейших времен.
По древним верованиям духи могут вселяться в отдельные предметы, тогда они приобретают особые магические свойства. В какой - то мере это присуще и современному человеку. Это неосознанная вера в защитные свойства креста, ладанки, иконы. Когда предмет приобретает человеческие очертания и сохраняется вера в его духовные магические свойства, тогда когда он становится предметом религиозного почитания, тогда он называется идолом. Идолопоклонничество сохранилось в православии. Это поклонение иконам.
Развита еще вера в существование духов природы. Именно этим объяснялись все природные явления окружающего мира. Духи природы персонифицированы, обладают человеческим характером. Если произошло извержение вулкана, значит, разозлился какой-то конкретный дух. Племя, живущее рядом с вулканом, поклоняется ему, приносит ему жертвы, обращается с просьбами.
Все явления природы объясняются проявлениями характера того или иного духа.
Духам природы приписывают человеческие свойства и поклоняются им как антропоморфному Богу. Помните в греческой мифологии - богиня утренней зари, бог - громовержец, бог - властитель морей и т.д. К этому богу можно обращаться с просьбой, ему следует приносить жертву.
В самой глубокой древности человек представлял, что эти духи живут на земле, позже он стал представлять их живущими на небе.
Прошли тысячелетия, подросло человечество, изменилось его сознание, иначе стало оно оценивать мир, в котором живет, вследствие этого возникли другие идеи. Идеи, возникающие в сознании человечества, есть только следствие его опыта, его развития. Если человечество не способно принять какую - либо новую идею и верит в предыдущие верования, значит, оно еще не подросло. Когда племена стали объединяться в государства, когда стали возникать довольно крупные государственные системы, империи, царства, человечество стало поклоняться людям, отождествляя земное могущество с высшим могуществом духов. Абсолютное деспотическое правление существовало на Земле долгий период времени. В древнейшие времена правление было крайне жестоким, правитель обладал безмерной властью над жизнью остальных людей. Это могло внушать только ужас, такой же как и ужас перед духами, которые правят земной жизнью. Вследствие этого, эта персона обожествлялась. Таким обожествляемым человеком, власть которого была безгранична, становился фараон, царь, цезарь. Божественный статус имели правители Рима, Египта, России. Совсем не случайно в Библии выводится родословная Иисуса и утверждается, что он был потомком царя Давида. Иначе он не мог быть признан мессией, избранным богом. Отсюда отношение как к божеству к императору в Японии, отсюда обожествление русского царя и вообще царского рода. Это атавизм того древнейшего периода.
Сознание отдельного человека крайне медленно изменяется, сознание человечества меняется гораздо медленнее. Представления древних времен превращаются в предрассудки и сохраняются тысячелетия.
У жрецов первичной религии были общие свойства. Их называли по- разному - колдуны, шаманы, волхвы. Каждый жрец первичной религии должен был обладать определенными качествами, отличающими его от остальных членов племени. Он должен был уметь общаться с духами умерших, с духами природы, с покровителями племени, он должен был предвидеть будущее, исцелять болезни, указывать на пропавшие предметы. Он должен был в любой момент общаться с духами, предоставлять им свое тело и уметь изгонять вселившихся духов в тело пациента. Обычно все эти действа жрецы совершали в состоянии транса, который достигали различными способами - с помощью равномерных ударов бубна, с помощью вдыхания дыма определенных одурманивающих трав, неистовых ритмических движений. Воскурение ладана в христианских церквях - это тот же способ влияния на сознание человека, основанный на знании об одурманивающем действии некоторых запахов на человека.
Итак, общие черты, присущие всем древнейшим культам, которые можно объединить одним термином - древнейшая религия:
Почитание жизни во всех ее проявления. Обожествление природы.
Признание универсальности жизни, вера в то, что она присутствует во всем. Вера в присутствие духовного начала во всем, в минерале, растении, в животном и в человеке. В отличие от нас живущих так далеко от них, они уважительно относились ко всему живому на планете.
Первая заповедь этой первичной религии - почитание жизни во всем. Жизнь - самая высшая ценность. Тысячелетия спустя эти нравственные требования были в той или иной мере отражены практически в каждой религии - "Не убий"- одна из первичных заповедей древнейшего иудаизма означает - не покушайся на жизнь существа в физическом теле. Еще одна заповедь Иудаизма и христианства - "почитай отца твоего и мать твою". Это значит - почитай давших тебе жизнь. "Не желай жену ближнего", "не укради" означает - не покушайся на собственность, связанную с жизнью. В те давние времена, отнять продукты или оружие или инструмент, означало отнять у человека жизнь. "Не укради" - означает, не покушайся на собственность, связанную с жизнью. Странно, но многие в начале третьего тысячелетия считают, что это и есть современные духовные требования к человеку. Эти требования к древнейшим людям, жившим 5 тыс. лет тому назад, утвердил от имени Бога в форме заповедей Моисей.
Прошли тысячелетия. Человечество переросло страх перед духами природы. Оно подросло, возникли вопросы, не о том, почему разлилась река или возникло землетрясение, а о том, откуда вообще взялась эта жизнь, как возник этот мир. Тогда возникает понятие о косми ческой основе бытия. Неукоснительный, неизменный порядок движения планет, вызывал представление о высшей законности и гармонии, существующей на небе. Тогда возникло представление о могущественных существах, Богах, которые существуют не на Земле, а на небе. Если раньше между человеком и духами находился колдун, шаман или жрец, то теперь возникло целое сословие посредников между человеком и богами, священничество. Прежние посредники просили у духов помощи в излечении, в изменении природных условий, помощи в охоте, в войне. Последующие посредники, стоящие между высшим небесным существом и человеком, обращаются к нему с этими же просьбами. Взамен покровительства и помощи, Богам обещаются жертвы, восхваления, празднества, особые ритуалы. Но, постепенно Иерархия стала внедрять в сознание народов идею иных отношений между человеком и Богом. Бог должен был стать не равнодушной внешней силой, которую нужно задобрить и умилостивить, а высшим нравственным авторитетом, требующим в ответ на покровительство и помощь в существовании, нравственной жизни, милосердия и доброты к другим людям. Этот высший авторитет, Бог - отец, покровитель и духовный наставник внедрялся в сознание иудейского народа в течение нескольких тысячелетий. Не жертв, а нравственного поведения от человека требовал этот Бог. В проповедях всех пророков Старого Завета утверждается эта идея. Позже, благодаря миссии Иисуса и Магомета, это убеждение распространилось на значительной части территории планеты. В иудаизме утверждается, что все нравственные заповеди были получены от самого Бога. В мусульманстве утверждается, что свод нравственного поведения - шариат тоже получен от самого Аллаха. Наставления, как жить на Земле народы должны были получить от высшего авторитета, высшей силы - Бога. Таким образом, в течение 2,5 тыс .лет, Иерархия с помощью Моисея, Иисуса и Магомета и их последователей, постепенно в сознании народов внедрила идею о том, что Бог требует нравственного поведения от человека, Бог стал высшим нравственным авторитетом.
Но, проходили века, необходимость в наставничестве усиливалась. Гораздо легче объяснить необходимость нравственного поведения, дать установки как жить мог человек, живущий рядом. На Земле возникла еще одна тенденция - обожествление человека. Конечно, человек, который учит, наставляет, дает нравственные правила поведения, не может быть обычным человеком, конечно, этот человек пришел сверху, с неба, он имеет прямое отношение к Богу. Иначе его никто не стал бы слушать. Отсюда идея обожествления людей, наставничеством которых пользуются, нравственные идеи которых необходимы. В христианстве - это обожествление человека Иисуса, в буддизме, который возник несколько ранее, личность Будды, в индуизме - Кришна. Изменяется и центральная заповедь религии. Впервые на Земле Иисус и Будда дают новую заповедь человечеству. Эта заповедь говорит о любви к ближнему. В двух отдаленных регионах планеты утверждается идея человеческого братства. Единая общая заповедь религий этого периода - возлюби ближнего своего.
Итак, 2,5 тыс. лет тому назад Иерархия стала внедрять в сознание планетарного человечества идею человеческого братства.
Прошли тысячелетия, человечество забыло учения, данные ему для объединения, для понимания единства земной жизни с другими планами бытия. Учения переродились в церковные догмы. Сейчас человечество разделено на многочисленные церковные системы, приучено ненавидеть инаковерующих, преклоняться перед жрецами и культовыми сооружениями. Но утратило знание о святости жизни. Заповеди, данные Иерархией человечеству забыты, не соблюдаются, а первичными и наиболее важными стали церковные ритуалы. Во всех абсолютно религиях, существующих сейчас на Земле, ритуалы и церемонии заменили дух учения, переданных человечеству. Духовная суть всех религиозных учений возникших на Земле одна и та же - это представление о единстве жизни, о ценности жизни каждого живого существа, о необходимости нравственного поведения человека здесь на Земле и о наказание за его безнравственное поведение. Все религиозные учения говорят об этом.
Попытки ускорить развитие человечества выливались в разные формы в зависимости от условий жизни народа, от уровня его культуры, от уровня массового сознания, т.е. от возможности воспринять то или иное учение. Общие эти попытки можно назвать одним термином - насаждение религий. Именно потому, что одна и та же идея внедряется в народы, существующие с разной культурой, идея облекается в разные формы. Цель каждой религиозной идеи - осуществить духовную эволюцию последователей. Для того чтоб религиозная идея была принята, для того чтоб возникли последователи, прежде всего, необходима персона Учителя, обладающего высокой мистической и магической властью. Необходимо, чтоб среда была подготовлена для восприятия новой для нее идеи. Каждый основатель религии приносил совершенно новые взгляды, новые идеи, почти всегда противоречащие тем, которые были приняты в данной среде. Необходим хороший состав учеников, последователей, тех, которые первыми сгруппируются вокруг Учителя. Вокруг каждой религиозной идеи через какой-то промежуток времени возникает церковная структура, которая будет тем могущественнее и тем жизненнее, чем больше будет у нее последователей, живущих на Земле.
Со временем неизбежно происходит трансформация - первичное религиозное учение, содержащее эзотерическое знание о законах жизни, о сути смерти, новые идеи о Боге, объясняющее необходимость нравственного поведения человека вследствие непреложных законов бытия, перерождается в церковную догму. Догма отличается от Учения тем, что в ней совершенно устраняются или значительно искажаются основные вопросы знания, принесенного Реформатором. Личность создателя Учения обожествляется, возникают мифы, связанные с его биографией и комплекс церемоний и ритуалов, соответствующий религиозной мифологии. Цель ритуалов_ - магическим образом воздействовать на последователей. Ритуалы должны эмоционально привлекать. Чем более ритуал привлекает последователей, тем дольше существует данная религиозная система. Одна и та же религиозная догма может порождать в разных странах различные культы. Так, христианская догма породила несколько культов с разными церемониями, разными культовыми формами. Разные церемонии в православии, католицизме и протестантизме. Но догма одна и та же. Сам комплекс ритуалов и церемоний отрабатывается в течение столетий. Только через 500 лет после ухода Иисуса был утвержден Символ христианской веры и канонизированы ритуалы. Ритуалы и церемонии создаются крайне медленно, затем становятся каноническими и потом не меняются. Религии неизбежно вырождаются, так как культ, церемониальная часть заменяет идею. Само первичное Учение довольно быстро умирает или принижается культовой частью религии. В каждой религии со временем становится более важным формальный комплекс церемоний. Чем более пышная, более красочная церемония, тем менее сути остается в догме. Как правило, погоня за красотой, за пышностью церемонии убивает суть религии.
Хронология возникновения религий на нашей планете следующая.
Первая религия арийского направления возникла приблизительно 6 тыс. лет до Р. Х - Ведантизм.
Иерархия передала на Землю идею Абсолюта - Единого высшего начала Вселенной, которым пронизано все Мироздание. Эта же религия дала миру знание о Логосе, творческом космическом начале, являющемся творцом данного Мироздания, но не вообще творцом вселенского бытия. Логос - это законодатель, творец данного Мироздания в отличие от Абсолюта, который является основой вечного вселенского бытия. Было передано знание о Логосе - Высшем разуме Вселенной. Эта религия принесла знание о мировой душе - вечной тончайшей космической энергии, о ее бесконечных трансформациях, о вечном женском Принципе Мироздания. Знание о том, что соединение женского Принципа Вселенной, т.е. энергии и мужского Принципа - духа или сознания, излучаемого Абсолютом составляет величающую сущность Вселенского бытия или самого Бога. Нет другого Бога кроме Мироздания. Эта религия утверждала, что Бог присутствует во всем. Сущность Бога - это вселенское бытие. Это была первая религия на Земле, которая отменила кровавые жертвоприношения, сделала первичной молитву а не жертву. Она впервые создала песнопения, гимны, поэтические формы, восхваляющие Бога, присутствующего во всем. Именно тогда, 6 тыс. лет до Р.Х., возникли основы эзотерической доктрины, знания, ставшие базой для всех последующих арийских религий. Основная идея - Бог - это все Мироздание. Существование бесконечно развивается.
Прошло 3 тыс. лет.
За 3150лет до р.Х. возникла следующая религия - Брахманизм. Основатель религии - Кришна. Знание, полученное свыше и переданное на Землю, это знание о тройственности Мироздания и тройственности человека. Знание о взаимосвязи человека и Вселенной. О бессмертии души человека и о ее эволюции путем последовательных земных существований. Впервые на Земле возникло учение о возможности воплощения бога среди людей, т.е. о возможности достижения человеком божественного сознания, учение о Боге - Сыне. Первым сыном Бога был назван Кришна. Впервые было дано знание о том, что развитие человеческой души происходит не путем жертвы, а путем любви. Путем жертвы людям, путем отдачи, альтруизма, любви, а не жертвы Богу. И еще, знание о том, что материальный мир, не является последней реальностью, что подлинная реальная жизнь существует в высших планах бытия.
« ‹ 1 2 3 › »« Современные мастера. Рассказ о Чжан Цинлине. | Звуковая медитация. Путешествие внутрь себя. »