По мнению многих исследователей, сейчас 90 % детей младше 10-12 лет принадлежат к группе Индиго! Раньше такой феномен не привлекал всеобщего внимания, потому что считался слишком странным для современной психологии, но теперь о нем все больше говорят и изучают, поэтому приведем самые общие модели поведения, характерные для таких детей. Они: не сомневаются в своей значимости (в связи с этим часто ведут себя высокомерно), иногда сообщают родителям «кто они есть»; не имеют абсолютных авторитетов; не считают нужным объяснять свои поступки и признают только свободу выбора; вообще не делают некоторых вещей, например, не выносят стояния в очереди; теряются, когда подавляют их творческую мысль, пытаясь «втиснуть» в консервативные рамки; часто видят свой (лучший) способ сделать что-то, но их далеко не всегда понимают, думают, что это нарушение правил, нежелание жить «как положено»; если им в руки рано «попался» компьютер, в 3-4 года они понимают его так, как не могут и иные взрослые в 60 лет (такая ранняя компьютеризация часто приводит к тому, что индиго душевно становятся холоднее - в поступках руководствуясь больше головой, чем сердцем); иногда кажутся некоммуникабельными, особенно если рядом нет им подобных, могут замыкаться в себе, чувствуя, что их никто не понимает; не реагируют на замечания, обвинения в нарушении дисциплины; не стесняются, давая понять, в чем испытывают нужду; часто это дети, которым поставлен диагноз: дефицит внимания, гиперактивность, связанная с дефицитом внимания.
Политик, инженер, художник?
Дети-индиго делятся на четыре типа, у каждого из которых есть своя жизненная программа: гуманисты, концептуалисты, художники и живущие во всех измерениях.
Гуманисты – будущие врачи, юристы, учителя, бизнесмены и политики. Могут очень дружественно разговаривать с кем угодно и сколько угодно. Имеют стойкие убеждения. В детстве не понимают, как можно играть только с одной игрушкой, поэтому выворачивают из тумбочек все, что у них есть. Они рассеянны – вам придется несколько раз напоминать такому ребенку, например, убрать комнату, но при первой же возможности он все равно забудет об уборке.
Концептуалисты – будущие инженеры, дизайнеры, архитекторы, пилоты и военные. Они хотят управлять, и зачастую первыми объектами их управления становятся родители: мамы – для мальчиков, папы – для девочек. Причем если ребенок-индиго лишается «своего» родителя, это создает большую проблему в его жизни. Они имеют склонность к плохим привычкам, особенно наркотикам в подростковом возрасте. Поэтому родителям надо внимательно наблюдать за их поведением.
Художники – будущие учителя, актеры, художники, а также врачи. Более чувствительны, чем представители других типов. Погружены в искусство, всегда и во всем сохраняют творческий подход. В возрасте 4-10 лет могут перепробовать самые разные виды творческой деятельности, недолго позаниматься и бросить, а могут увлеченно заниматься сразу несколькими и только в подростковом возрасте определиться с выбором, и со временем стать в нем мастерами.
Живущие во всех измерениях– несут в мир новые философии и новые религии. Могут быть задирами и забияками. Обычно они крупнее, остальных Индиго, и не умеют так же приспосабливаться к окружающей жизни, как они. Уже в возрасте 1-2 лет такой ребенок в ответ на родительские замечания попросту ответит: «Я знаю, я могу сделать это сам. Оставь меня».
Правда, вы тоже нашли в своем ребенке многие из этих признаков? Вы считаете, что уровень развития вашего сокровища выше среднего, что ваш малыш намного смышленее и сообразительнее, чем раньше были дети? И вы совсем не ненормальная – это значит, что вы можете и готовы понять свое чадо, дать ему возможность и свободу развиваться. Говорят, дети-индиго рождаются одаренными от Бога, но надо уметь не подавить в них эту одаренность, а развить и поддержать.
Дети Индиго. Особенный – хорошо или плохо?
В США существует Национальный фонд помощи творчески одаренным детям (это некоммерческая и нерелигиозная организация). Вот какие качества, по его данным, помогут определить, одарен ваш ребенок или нет. Но все эти качества присущи и детям-индиго, и не являются, как может показаться, негативными признаками «неправильного» ребенка. У него повышенная чувствительность и много энергии. Ему быстро надоедает любое дело. Восстает, если к нему относятся неуважительно. Нуждается в общении с эмоционально устойчивыми и спокойными взрослыми. Любит сам выбирать способ обучения (особенно в чтении, математике), приобретает знания нестандартным, эмпирическим путем, не приемля зубрежку. Не может сидеть спокойно, если не занят чем-то, что для него интересно. Сострадателен, имеет много страхов. Если неудача постигнет его в раннем возрасте, может бросить учебу, если стиль обучения для него неприемлем, может развиться сопротивление к учебе. Эмоционально неуравновешен, воодушевлен множеством великих идей, но не находит возможности их реализовать.
Часто таким детям ошибочно ставится диагноз дефицит внимания или гиперактивность вследствие дефицита внимания. И иногда очень сложно разобраться поставлен диагноз правильно или за ним в действительности скрывается ребенок-индиго, к которому не проявили должную чуткость и внимание.
Прислушивайтесь к своему ребенку, пробуйте найти к нему подход, ведь для него не важно индиго он или нет, и главное, что могут дать ему родители - чуткость и уважение, тепло и нежность, свободу выбора и простор для действия. Поэтому последующие рекомендации смело можно адресовать родителям всех без исключения детей.
Маричка СМЕРЕКА
|