По-видимому, по-разному, впрочем, как и все в этом живом и беспредельно многообразном мире. На память приходят старые английские стишки, переведенные Маршаком: "Из чего сделаны мальчики...". Элементы связаны как буквы в единой книге, как знаки препинания в тексте, - связаны с автором монографии, с прототипами, с множеством не слишком случайных ассоциаций, время от времени возникавших в сознании писателя в процессе обдумывания и написания книги. Как выглядит эгрегор танкового полка? Танки, ангары, кабинет командира роты и оружейная, а еще письма солдат домой, а еще "заначка" в кармане замполита, а еще... и многое-многое другое. Совсем иначе выглядит единый эгрегор современного предпринимателя - факсы, кредиторы, документы, сотни форм и содержаний, компьютеры, склады и коммерческие магазины, деловой кейс и красивая авторучка, а еще мысли, мысли, мысли. А как выглядит современная политическая партия, если ее рассматривать как единый организм? Ответ ясен - "Смотря какая партия". Порой почти как в эпиграфе к Радищевскому "Путешествию из Петербурга в Москву" - "обло, огромно и лайяй". Тот же монстр, особенно если это партия фашистов или, не дай Бог, "красно-коричневых". Мы попросту никогда не трудимся мыслью - никогда на задумываемся над сосуществующими с нами надындивидуальными организмами. А ведь они совершенно реальны, во всяком случае, не менее, чем мы с вами. И не только реально, но порой и весьма активно управляют нашей с вами жизнью, самосознающи и во многом даже свободны в выборе той или иной стратегии поведения в нашем (или все-таки в их собственном?) мире. Постойте над бурлящим муравейником или над полными озабоченных пчелок ульями и подумайте: сборище отдельных насекомых или единый целостный организм, каждая клеточка которого только кажется отдельным существом... Итак, тема медитаций на тему "эгрегоры и мы" более чем ясна: аналогия клеточки и единого организма (хотя бы на примере организма самого человека: есть мозг, есть кровеносные сосуды, есть органы, вырабатывающие защитные лимфоциты, есть запасники жировой ткани). У всякого элемента - своя функция, и в пределах выполнения этой задачи элемент (относительно) свободен. Но все согласованно движется во благо исполнения самого акта самостоятельного бытия Единого Целого. Эгрегор - это не есть нечто эфемерное. Человек и "мозговой центр" эгрегора сообщаются аналогично периферийному нейрону и мозговым центрам. Но для существования такой "нервной системы" обязательно необходима целая совокупность других тканей, необходим некоторый функциональный контекст, и у всего этого организма, несомненно, наличествуют свои цели, свои методы и свои критерии успеха собственного существования. То есть эгрегор, составляющие его люди и связанная материально-энергетическая жизненная среда образуют реальный организм, функционально-целостный, конкретный, единый, разумный. Человек же включается в эту Целостность в зависимости от своего нравственно-эволюционного уровня на правах вассала либо на правах равноправного сотрудника, а то и друга - и творит волю свою наряду с волей эгрегора. В чем-то люди подотчетны и подвластны эгрегорам, в чем-то - наоборот. Но об этом - после... Таким образом, эгрегоры вовсе не бестелесны. Их физическое тело представлено совокупностью тел людей, вещей и чего угодно, если таковое входит в их состав (к примеру, эгрегор колхоза непременно будет включать в себя всех буренок - и "рекордсменок", и "аутсайдеров"). Но помимо этого "телесного" компонента, есть нечто такое, что понять почти невозможно (стоя на "просто человеческом" уровне развития сознания) - точно так же совокупный организм человека, с точки зрения слагающих его тело клеток, просто одна крупная, могучая такая Клетка, и ничего более. А эта Клетка еще и на работу ходит, и за юбками увивается... Возможен ли диалог эгрегора с человеком? Не просто возможен - жизненно необходим им обоим! Человек, кстати, тоже обязан беседовать со своими собственными органами и клетками, советоваться, как ему лучше позаботиться о них, чего они хотят и вообще - как у них "там" жизнь. С печенью тоже можно поговорить, даже попросить "не болеть" - она слушается. Можно и не разговаривать, вообще не думать о нуждах собственного тела. Но когда оно заболеет и "развинтится" вконец - тогда уж нечего "пить "Боржоми"! Эгрегор, разумеется, на порядки сложнее человека, он включает в свое существо не только множество людей, но и массивы вещей, и эфирно-информационные структуры Пространства. Порой власть эгрегоров простирается далеко за пределы данного региона, а влияние может оказываться ими даже на людей, находящихся и вовсе на другом континенте. Поэтому и связь человека с эгрегором должна быть тонкая, вежливая, нежная и аккуратная. Кстати, это возможно, к примеру, в системах "автомобиль-водитель" (последние просто не говорят о фактах психомеханического взаимодействия, когда разругался на свой драндулет - он и вовсе перестал ездить, - боятся, что упрячут в "психушку", ведь большинство сограждан не так наблюдательны, как профессионалы, еще сочтут "тронувшимися"!). Одним словом, как говаривали китайцы, "у всякой вещи - свой Дао", это и путь, это и линия жизни, это и целостное окружение как продолжение собственного тела, это и определенные жизненные программы. Очень подобны друг другу понятия "Дао" и "Эгрегор", что вполне естественно, ибо Учение Лао-цзы было социальным вариантом Древнего Эзотеризма, лишь часть которого было позволено открыть Мудрецу, да и то для избранных. Все Дао едины и целостны, и все они сливаются в Великом Дао. Но все эти Дао - не математическая линия, не формализм и не воображаемый вектор. Это - Эгрегоры, конкретные, многосоставные, живые и разумные! В свете этого, поверьте, стоит внимательно перечитать трактат Лао-цзы.
Константин Сельчёнок
|