moZg — 2007-06-01 13:43:00

Морис САЛТАНО 

Мы познакомились с Морисом Дагбером когда были участниками Фестиваля Магии. Он был современным человеком счетчиком, демонстрировавшим свои замечательные способности производить головоломные арифметические действия в уме, чем изумлял публику один - два раза в день. Мы сами легко убедились в его способностях взяв авторучку в руки, когда считали наш счет в ресторане, где артисты ели совместно до выступления. Он нам рассказал, что в 11 лет, удрученный своими плохими отметками по арифметике, он оставил школу чтобы начать трудовую жизнь. Учитель имел привычку ставить ему нули и наказывать. Когда Дагбер давал объяснения решения задач, не приводя расчетов, учителю казалось очевидным, что он плутовал и доставал где-то ответы заранее. В действительности он уже тогда был способен в голове извлекать кубический корень из девятизначного числа. Северная Академия Наук, находившаяся неподалеку, решила его обследовать. Знаменитый астроном профессор Эсклангон, спросил у него, на какую дату придется Пасха в 5702285 году. "22 марта", ответил Дагбер. Подсчитали и оказалось, что он был прав.

Подростком, работая в кондитерской, он брал уроки игры на скрипке и быстро освоил этот инструментом, да так, что вошел в оркестр Искусств Кале, в составе которого по уикендам сопровождал спектакли, проходившие в этом городе. Однажды, в 1930, будучи в оркестровой яме, он присутствовал на представлении замечательного счетчика Иноди, итальянца по происхождению, которому было тогда 63 года (партнера во время многочислетних поездок знаменитого фокусника Беневоля). Морис Дагбер устремился за кулисы и постучался в дверь знаменитого математика. Со стремительностью своих 17 лет, он представился как коллега и признался без комплексов, что делал в голове те же расчеты, что и Иноди в течении своего номера, также быстро или даже быстрее. Иноди скептически предложил несколько задач, ответы на которе последовали мгновенно. Так же как чемпион, который встречает противника своего класса, Иноди попытался поразить его: "Предположим, что час содержит только 37,5 минут и, что каждая минута равна 96 секундам, сколько секунд набежит за 24 года, учитывая високосные?".
Ответ был острый, как бритва: "Это составит 757.382.400 секунд".


Обхватив Дагбера рукой Иноди увлек его в долгую прогулку на пустынным улицам Кале, где до рассвета они жонглировали биномами, корнями и многозначными числами. Два чрезвычайных мозга встретились и нашли друг в друге собеседников, которые до тех пор, у них отсутствовали.

moZg — 2007-06-01 13:43:42

Морис Дагбер сделал красивую карьеру, демонстрируя в мюзик-холле потрясающий номер с вычислениями, которые он умел делать, всегда заканчивая выступление восстановлением по памяти, с первого по последнего и в правильном порядке, всех чисел (заданных зрителями и полученных в результате операций) которые он выписывал на доске в течение всего представления. Делая свои расчеты он играл различные отрывки из классики на скрипке. Когда мы его узнали, он уже отменил это музыкальное сопровождение, так как, по его словам, это казалось невозможным и публика напрасно предполагала, что в этом есть какой-то трюк. Отмена скрипки принесла его номеру больший успех!

Выступления Дагбера в программе "Фестиваль Магии" хорошо гармонировали. Он привык быть в окружении иллюзионистов, хотя это давало некоторым зрителям тенденцию полагать, что он использовал за кулисами счетную машину (результаты смогли бы таким образом быть продиктованы кем-либо по микрофону в наушники, или посредством зрительного экрана, скрытого от публики в огнях рампы). Когда кто-либо высказывал такую возможность, это вызывало у артиста приступ гнева. Однажды, в кабачке-казино, в Швейцарии, дотошный зритель встал в конце номера и предложил пари на повторное прочтение всех цифр, написанных на доске во время выступления. Дагбер согласился на спортивное состязание, с той оговоркой, что, в случае успеха, нарушитель предложит шампанское всем зрителям. Пари было принято! Дагбер уселся в зале лицом к враждебному зеваке, спиной к доске, которая оставалась на сцене, и повторил без единой ошибки все множество цифр, которое составляло предмет тяжбы. Будучи честным игроком его противник заказал шампанское для всех зрителей, не забывая и самого Дагбера. Под окончании этого красивого состязания Дагбер повторил все цифры с доски, но начинаясь с конца. Это было памятный вечер...

25 августа 1961, Жан Нохен представил на телевидении в своей передаче "Улица Радости" Эрнеста МУАНЖОНА, любителя иллюзиониста и чудо-счетчика. Успех был чрезвычайным и сопровождался бурными аплодисментами. Господин Муанжон имел неосторожность сообщить, что бросает всем вызов и предлагает миллион франков любому лицу, способному осуществить те же мозговые подвиги.

moZg — 2007-06-01 13:43:54

Задетый за живое и чувствуя ответственность перед соотечественниками, Морис Дагбер принял вызов. Вечером встречи, Эрнест Муанжон заранее подписал чек, сознаваясь в отваге своего пари. Он его вручил Дагберу, после того, как тот осуществил за несколько секунд извлечение корней пятой степени. Дагбер, в свою очередь, благородно сообщил, что дарит сумму благотворительным организациям. Этот бой между двумя гладиаторами расчета воодушевил всю Францию.

Дагбер имел более или менее удаленное родство во всех уголках Франции. Хорошо организованный, он всегда предупреждал своих родственников на месте будущего выступления соответствующим курьером, что ему стоило частых приглашений на обеды во время турне "Фестиваля Магии". В подобных случаях он всегда извинялся перед артистами труппы: "К сожалению меня не будет с вами завтра в полдень, так как я приглашен к кузену..." Как-то в конце недели мы были в театре Гимназии в Марселе. Дагбер, как обычно, был приглашен на воскресенье в полдень. Когда он вернулся под утро, он был багров. Щеки были раздуты и мы догадались, что он пил не минеральную воду. "Друзья мои, я объелся свининой с картофелем и кислой капустой...", сообщил он поглаживая живот рукой. На сцене он начал ошибаться, и пытаяся исправить свои ошибки, совершенно вспотев, принялся совершать смешные погрешности в простых операциях. Смех начал бродить по залу. Даже дети смеялись. Внезапно он собрался и тряпкой, предусмотренной для этой цели, стер все цифры, которые написал до того на доске. Он извинился перед зрителями и возобновил свой номер с начала и с другими числами.


Все прошло без единой ошибки и зал разразился аплодисментами. Сойдя со сцены и видя наши улыбками, он оперся рукой на угол оформления и, сделав реверанс, вытер себе лоб другой рукой произнеся: "Дети мои, как я страдаю от жары!".