Шохов А.
Бытие сущего является одной из фундаментальных проблем философии, поскольку философия не в состоянии признать нечто существующим просто в силу его существования, как факт. Фактами мы обычно называем события и явления, по отношению к которым избегаем задавать вопрос "Почему эти события и явления именно таковы?" Философ - это человек, задающий такие неудобные вопросы профессионально. Что же такое бытие сущего и почему сущее вовлечено в процесс бытия?
Сущим мы можем назвать любую вещь, а также любое представление, любую мыслеформу, любое чувство. Сущим мы можем назвать все, что существует. Эта тавтология может быть сформулирована несколько иначе. Существование вещи - это существование одной и той же вещи. То есть то существенное, что существует в этой вещи, не должно изменяться для того, чтобы мы признавали эту вещь существующей.
Под существенным каждой вещи прежде всего подразумевается ее целостность, самость, тождественность самой себе. Таким образом, до тех пор, пока вещь тождественна самой себе, она существует. Однако, мы превосходно знаем, что нет вещей, тождественных самим себе: из предметов вылетают молекулы и электроны, меняется их температура и т.д. Тем не менее, с нашей точки зрения вещь может сохранять свою целостность, свою самотождественность. Это наталкивает на две взаимоисключающие друг друга мысли:
1. Не существует неизменяющихся частей ни у одной вещи, следовательно, вещи, равно как и их части, не существуют.
2. Существует некоторая неизменяемая составляющая любой вещи, благодаря которой наблюдатель признает эту вещь существующей, самотождественной, целостной.
Сказанное напоминает определение системы: система - это целостность, состоящая из элементов, каждый из которых вносит свой вклад в качество целого, интегральные качества которого в свою очередь не является суммой качеств составляющих целостность элементов.
Но, поскольку в качестве целостности мы в состоянии помыслить любую вещь и любое их сочетание, мы можем утверждать, что только воспринимающее сознание определяет систему. Итак, поскольку целостность является главным признаком существования сущего, а в качестве целостности именно наблюдатель в состоянии помыслить ту или иную вещь, и нет никакого другого критерия, позволяющего признать вещь или сочетание вещей целостностью, кроме самого акта наблюдения, осуществляемого наблюдателем, из этого следует единственный вывод: только воспринимающее сознание наблюдателя позволяет вещам быть, тем вещам, которые сами по себе, являясь бесконечно изменяющимися, не могут быть.
Человек включает в бытие воспринятые им целостности в качестве существующих вещей, тем самым творя мир бытия.
Когда в моей руке яблоко, я воспринимаю его как целостность, и могу сказать: "яблоко существует". Однако, когда я съем половину яблока, яблоко, утратившее свою целостность, уже не существует, а существует половина яблока, которая, очевидно, не является яблоком, но может быть воспринята и описана мною как целостность. Я могу воспринять как целостность несколько яблок, построив, например, воображаемую геометрическую фигуру, которая их объединяет. То, что я посчитаю целостным, зависит исключительно от моего произвола. Именно в этом, на мой взгляд, состоит истинный смысл слов Протагора: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".
Теперь о различных типах сущего. Вещи (предметы), всегда изменяющиеся сами по себе, включаются в бытие только благодаря наблюдающему сознанию, которое воспринимает их как целостности, тождественные самим себе. Это первый тип сущего, мир логосов - вещей, наделенных именами, которые обозначают неизменную с точки зрения наблюдателя сущность вещи. Второй тип сущего - это вещи, неизменные сами по себе и уже тем самым включенные в бытие. Это, например, идеи геометрических фигур. Платон называл мир этих сущностей миром истинного бытия, миром эйдосов. Третий тип сущего - это сущее, изменяющееся как само по себе, так и в сознании наблюдателя, которое не в состоянии наделить это сущее неизменностью и именем, это мир хаоса, непознанного и непознаваемого, несказанного и невыразимого, мир, откуда приходит все, и в котором все растворяется. Мир ничто, в том смысле, что это ничто не может быть включено в бытие.
Таким образом логос, эйдос и ничто являются тремя типами сущего, причем последний тип может быть отнесен к сущему только целиком, но ни в одной своей части сущим быть назван не может.
|
Остановимся подробнее на ничто. Известен парадокс, утверждающий, что любое определение ничто включает его в бытие и отнимает у него единственный сущностный признак, которым ничто может быть наделено - невозможность быть сущим вообще. Этот парадокс на самом деле приоткрывает безликую и безымянную, наполненную хаотическими энергиями бездну ничто, создавая его модель в языковом выражении.
Ничто может быть помыслено, а, следовательно, существует как целостность, но в то же время это единственная на свете целостность, не являющаяся системой, то есть оно не состоит из элементов, каждый из которых вносит свой вклад в качество целого.
Это свойство ничто - быть целым, не будучи системой, и является метафизической основой, иначе говоря, причиной и возможностью существования упомянутого парадокса.
Таким образом, бытие и ничто могут быть определены с точки зрения системного подхода. По мнению автора, такое видение старой и основной философской проблемы позволяет получить весьма интересные результаты.
В частности, природа ничто как целостности, не состоящей из частей наталкивает на мысль о том, что именно из ничто проистекают возникающие в результате соединения элементов в систему интегральные качества целостности. Таким образом древняя философская проблема: откуда возникают интегральные качества систем, если в качествах элементов нет даже намека на эти интегральные системные качества, получает вполне тривиальный ответ: ниоткуда, из ничто.
Причем в самом процессе бытия ничто прокрадывается в каждую вещь, внося в нее хаотические изменения и делая ее нетождественной самой себе. В алгебраической теории групп это описывается в терминах "симметрия" и "асимметрия", причем симметрия в каждый момент времени дополняется асимметрией.
|
Ничто, как бы странно это ни звучало, является отцом любого действия, ибо что как ни действие, понятое в максимально широком смысле, создает нечто новое: любое интегральное качество системы, появившееся из ничего, является после некоторого действия, в результате которого возникает сама система-носитель интегрального качества. Соединяются ли друг с другом атомы, образуя молекулу, или яйцеклетка и сперматозоид, образуя зародыш, и в том и в другом случае в результате некоторого действия появляется система, имеющая интегральное качество, которое отсутствовало у составивших ее элементов.
Таким образом, любое действие позволяет создать новое интегральное качество из ничего, в этом смысле сотворение мира словом не является такой уж невозможной вещью. Эта возможность существует и имеет право существовать постольку, поскольку это возникновение нового из ничего является такой же целостностью, не состоящей из элементов, как и само ничто.
Особое внимание поэтому привлекает потенция как возможность для чего бы то ни было или для кого бы то ни было осуществить некоторое действие. Потенция является таким образом путем из ничто к области действия. Действие, приводя к результату, делает возможным бытие некоторого интегрального качества во вновь возникшей системе. Вся схема движения выглядит так:
... ----> Смерть ----> Ничто ----> Потенция ----> Действие ----> Ментальность (Cogito) ----> Бытие, проявленность, Sum ----> Смерть ----> ...
Совершенно иначе начинают восприниматься слова Декарта Ego cogito, ego sum. Ментальность как мера существования или несуществования с одной стороны и ментальность как первичная рефлексия действия с другой является условием включения в бытие и перехода к нему.
Таким образом, ничто, с одной стороны постоянно внося изменения в элементы систем и делая их нетождественными, несимметричными самим себе, а следовательно исключенными в какой-то степени из процесса бытия, с другой стороны является причиной и возможностью существования интегральных качеств систем, не проистекающих из качеств элементов и тем самым позволяет системам существовать в качестве неизменных целостностей.
|