» Путь Любви. Путь с Сердцем. http://www.waylove.ru/forums/index.php » Астрология как Наука http://www.waylove.ru/forums/ezoterika_12.html » Астрология. Всё об астрологии. Астрологический взляд на мир http://www.waylove.ru/forums/ezoterica_1535.html » Перейти к полной версии темы: Астрология. Всё об астрологии. Астрологический взляд на мир |
moZg — 2007-06-03 09:39:07 |
Астрология - мнимая наука, пытавшаяся предсказывать будущее отдельных личностей и человечества из наблюдений над положением светил на небе. Почти у всех народов, достигших некоторой степени научного знания о небе, мы встречаем Астрология как необходимую переходную стадию от астролатрии к астрономии. Астрология, алхимия и магия, тесно связанные между собою, представляют ступени в развитии мысли человечества, через которые оно, по-видимому, должно было непременно пройти прежде, чем достичь научной астрономии, химии и других физических наук. Пораженный громадным, всеобщим влиянием солнца на все процессы, происходящие на земле, на жизнь растений и животных, человек естественно приходил к мысли, что, изучив движение этого светила, он научится предсказывать будущее влияние его, т. е. будущую судьбу всего, покрывающего землю. Когда накопившиеся наблюдения уже позволяли предсказывать положение солнца на небе с некоторою точностью, казалось возможным предсказывать температуры, затем дождь, ветер, бури и пр. метеорологические явления. Ведь известно, напр., что бури бывают чаще летом, чем весною, ведь по положению звезд на небе определяется время года. Звезды, а не одно солнце, по-видимому, производят урожай, располагаясь известным образом на небе. В "Георгике" Вергилия мы находим указания, при каком расположении звезд следует начинать посев или возделывание почвы. Плиний полагает, что различное направление ветра зависит от восхода или захода определенных звезд или созвездий. Урожай и неурожай, болезни и эпидемии зависели, очевидным образом, от времен года, т. е. от положения небесных светил на небе, и естественно было в них искать самую причину этих явлений. Таким образом, натуральная астрология имела некоторые факты за себя, которые заставляют ее до сих пор упорно держаться в массе не только необразованного народа, но и самого интеллигентного современного общества. |
moZg — 2007-06-03 09:39:45 |
В начале своего развития Астрология совсем не имела научного характера, а носила характер чисто произвольных догадок, ни на чем не основанных. В том состоянии развития человека, когда чихание, случайная встреча какого-нибудь животного, полет птиц, вид облаков, дрожание мускула, слово, случайно сказанное ребенком, фигура, принятая расплавленным воском, влитым в воду, и мн. др. принималось за указания будущих судеб человека, приписывание определенному расположению светил рокового влияния на эту судьбу является сравнительно научным предрассудком. Астрология требует уже некоторой, сравнительно высокой, степени познания астрономических фактов, и потому она не может встречаться у народов, еще совсем не разобравшихся в движениях неба. Мы не встречаем ее ни у негров Африки, ни у индейцев Америки. В древнем мире мы находим Астрология прежде всего у египтян, самого ученого народа глубокой древности. |
moZg — 2007-06-03 09:40:07 |
В Персии также Астрология существовала уже в глубокой древности. Современником Зороастра считался Гиамазб, которого "Книга философа" была переведена в XIII веке на арабский язык. Эта книга трактует, главным образом, о соединениях планет и об их значении для человека. Позднейшие путешественники сообщают, что еще в XVII веке в Персии Астрология процветала и астрологи щедро награждались государями. И до сих пор во всех важных случаях жизни персиянин охотно справляется у астролога и советуется с ним: идет ли дело о путешествии или постройке дома, о вступлении в брак, вводе во владение, назначении на место или болезни. В Индии уже в Атарва-веда упоминается о 28-ми накшатрас, из которых каждый имеет большое влияние на судьбы человека, и астрология до сих пор играет важную роль в жизни индуса. По описанию одного путешественника, небо разделяется нынешними индусскими астрологами на 27 частей, в которых каждая планета имеет особое влияние. При каждом важном акте жизни полезно справляться с расположением планет в этих "лунных домах" и не предпринимать ничего важного в несчастные дни, недели или месяцы. Индийская астрология проникла и в Сиам, где она процветает до сих пор, и в Тибет; где, напр., по описанию Марко Поло, после смерти какого-нибудь лица наблюдалось положение звезд для того, чтобы определить благоприятный момент для его погребения, который доставить ему радушный прием на том свете. Уже в XXII веке китайские астрологи распределили влияние различных созвездий между различными провинциями империи. От V-го до III-го века до Рождества Христова спор между различными астрологическими школами принял столь острый характер, что император Тсин-чи-хоанг велел сжечь все книги, не необходимые непосредственно для администрации страны, и с того времени, по мнению китайских историков, наука должна была начинать снова восстановлять потерю накопленного материала. Во времена Марко Поло, однако, в одном Пекине насчитывалось 500 астрологов и предсказателей. По описаниям путешественников видно, что и до сих пор Астрология играет важную роль в Китае. Связь звезд с отдельными частями человеческого тела, которую мы встретили в Египте, оказывается независимо была признаваема и японцами, у которых Астрология уже стояла на твердой почве, когда европейцы ознакомились с этою страной. Так, напр., медицинский трактат Киусиу-гагами утверждает, что дух звезд заседает весною около 9-го позвонка, летом около 5-го, осенью около 3-го и зимою около 14-го, у самых бедер. По мнению японских астрологов несчастливые дни повторяются ежегодно в одни и те же числа года. Достаточно поэтому раз навсегда наблюсти их и составить им список, чтобы избавиться от вредного влияния этих дней, не предпринимая ничего важного в продолжение этих дней. Астрологи Японии утверждали, что ими составлены такие списки на основании наблюдений, продолжавшихся много столетий, и списки такие, составленные Абино Сеими, были опубликованы на всех общественных местах для руководства каждого. Народы Нового Света еще не достигли той ступени научного знания небесных явлений, при которой может появиться Астрология У мексиканцев только незадолго до появления европейцев можно найти некоторые следы рудиментарной Астрология Так, о короле тецкукском Непхуагуальпили упоминается, что он советовался со звездами. |
moZg — 2007-06-03 09:40:24 |
Несколько большее значение получила Астрология в Риме во время империи. Император Август благоволил к астрологам, и ему посвящена поэма Манилия, древнейший сохранившийся до нас памятник римской Астрология Поэма эта называется "Astronomica" и состоит из 5 книг. Точно так же интересовался А-гией Тиберий, а про Калигулу сообщают, что его смерть была ему предсказана астрологом. В царствование императора Клавдия (в 52 г. от Рождества Христова) некто Фурий Скрибониан был изгнан за то, что обратился к звездословам с вопросом, скоро ли умрет император. Астрологи также были изгнаны из государства. И Нерон, и в особенности Оттон были преданы Астрология Преемник Оттона, Вителлий, однако, изгнал под страхом смертной казни астрологов из Италии. Такой же декрет был издан Веспасианом, изгнавшим астрологов из Рима, хотя в то же время он сохранил своих домашних астрологов у себя. Сыновья Веспасиана Тит и Домициан занимались А-гией. А из шестой сатиры Ювенала можно заключить, что и при преемниках этих императоров Астрология пользовалась большою популярностью в Риме. Даже наиболее образованная часть римского общества не возвысилась до полного отрицания Астрология Так, Тацит хотя и не верил в те предсказания, которые делались в его время астрологами, но считал, однако, что возможно из наблюдений звезд предсказывать будущее. Из позднейших императоров - Септимий Север, Каракалла и Александр Север относились к Астрология настолько благосклонно, что были разрешены школы астрологического искусства и астрологи получали от императоров содержание. Однако Диоклетиан и позднейшие императоры возобновляли декреты, изгонявшие их из государства, и преследовали халдеев, математиков и т. п. лиц, и вскоре к преследованиям императоров присоединилось проклятие христианской церкви против всех астрологов. Из IV-го века до нас дошло обширное сочинение сицилийца Фирмика Матерна под названием "Восемь книг Астрономии", в котором впервые мы встречаем учение о 12-ти домах, которое играло столь важную роль в позднейшей Астрология В доказательство верности астрологических предсказаний на основании гороскопа Фирмик дает в этом сочинении гороскопы многих мифических или исторических личностей, из которых он выводит потом события их жизни, напр. для Эдипа, Париса, Демосфена, Гермодора, Гомера, Платона, Пиндара, Архилоха, Архимеда и Терсита. Конечно, гороскопы эти составлены под влиянием уже известных фактов их жизни и не имеют никакого доказательного значения. Отцы церкви долгое время были усердными врагами Астрология Они не признавали этого учения, которое приводило неизбежно к фатализму, не согласному с учением о свободной воле как оно понималось христианскими учителями. Но даже преследуя Астрология, они часто верили в влияние звезд на судьбу человека. Так, напр., Ориген, с большим рвением преследовавший астрологию, считал только, что человек не способен прочесть на небе указания будущей судьбы своей, что, однако, возможно для высших существ загробного мира. Некоторые христианские секты, как, напр., гностики и присциане примешивали долю Астрология к своим учениям. Философская школа неоплатоников была склонна к признанию за Астрология права существования, и мы встречаем, в особенности у позднейших представителей этой школы, некоторых известных астрологов. Таковы, напр., известный комментатор математических сочинений древности Прокл Диадох (410-485), который оставил, между прочим, сохранившуюся до нас переработку уже упомянутого выше "Четверокнижия", его ученик Марин, оставивший биографию своего учителя с точною его "генитурой" (гороскопом). |
moZg — 2007-06-03 09:40:39 |
Но наибольший расцвет Астрология мы видим в Западной Европе в XIII, XIV и XV стол. В это время мы встречаем придворных астрологов у всех правителей европейских государств, где они пользуются большим почетом и влиянием. В университетах в Падуе, Париже и др. эта наука преподается, и кафедра Астрология считается одною из важнейших среди других наук. В XV веке мы уже встречаем некоторых просвещенных противников Астрология, напр. Савонарола, Пико де Мирандола и др., но Астрология продолжает существовать и в XVI столетии, когда жил наиболее знаменитый в истории науки астролог Нострадамус (1503-1566). Екатерина Медичи пригласила его к французскому двору в качестве врача Карла IX, при дворе которого он пользовался большим влиянием. Сочинения Нострадамуса считались заслуживающими наибольшего доверия в астрологических материях, с верою читались более двух столетий, и даже в 1781 г. против них было издано папское запрещение. Даже сам Кеплер, которому наука обязана установлением точных законов планетных движений, не только верил в астрологию, но и сам занимался составлением гороскопов и защищал это искусство против нападок более просвещенных ученых. Он пользовался большою известностью, как составитель удачных предсказаний, хотя некоторые утверждали, что он сам в них не верил, а занимался изготовлением гороскопов как средством к заработку. Однако мы читаем, напр., в его сочинении "Tertius interveniens" - "предостережение некоторым - theologos, medicos и philosophes, a в особенности Филиппу Фезелию, чтобы они при легкомысленном отбрасывании звездословного суеверия не выбросили ребенка вместе с водою из ванны и тем не повредили бы своей собственной профессии". В другом месте он, напротив, отзывается об Астрология весьма презрительно. Так, он пишет: "Астрология есть такая вещь, на которую не стоит тратить времени, но люди в своем безумии думают, что ею должен заниматься математик". И в другом месте: "Астрология есть, конечно, глупая дочка, но, Боже мой, что бы стало с ее многоразумною матерью астрономией, если бы она не имела этой дочки; ибо и вообще mathematicorum salaria так невелики, что мать наверно страдала бы от голода, если бы дочь ее не зарабатывала что-нибудь". |
moZg — 2007-06-03 09:40:53 |
Но еще долго многие астрологические суеверия держались, даже среди наиболее образованных слоев общества. И до сих пор большинство лиц, не занимающихся специально наукой, верит в различные влияния луны, а часто и других планет и звезд. В одном из первых томов парижского астрономического календаря "Connaissance des temps" издатель Льето извиняется перед читающей публикой за то, что он не помещает политических и метеорологических предсказаний наряду с астрономическими эфемеридами (1705 г.). И первые таблицы планет, вычисленные Руже де-Лилем на основании теории тяготения Ньютона, были в то же время последними астрологическими таблицами, так как они были составлены ввиду вычисления гороскопов. |
moZg — 2007-06-03 09:41:13 |
Со времени изобретения книгопечатания мы находим в XV веке (т. е. во второй половине его) 48 сочинений; в XVI веке - 279, в XVII - 379, в XVIII - 98 и в XIX (до 1880) - 43, из них 28 верующих, 15 исторических и критических трактатов. Кроме того, специальных исследований о соединениях планет, затмениях и кометах и их значении в XV веке - 7, в XVI - 91, в XVII - 185, в XVIII - 30 и XIX - 7 и, наконец, трактатов по медицинской Астрология в XV веке - 3, в XVI - 27, в XVII - 20, в XVIII - 10 и в XIX - 4. |
moZg — 2007-06-03 09:41:21 |
Астрология еще далеко не исчезла с лица земли. Даже среди образованных, даже среди ученых XIX столетия мы встречаем астрологов. Мы уже упоминали выше об астрологических сочинениях нашего века, и из приведенных статистических данных можно было видеть, что Астрология еще имеет адептов среди ученых нашего просвещенного века. До конца XVIII столетия во Франции и в Германии появлялись альманахи, в которых делались астрологические предсказания. Многие и теперь верят в Брюсов календарь. В середине настоящего столетия появилось несколько сочинений Моррисона под псевдонимом Цадкиеля, имевших несколько изданий, в которых излагались способы вычисления гороскопов и давались таблицы для определения положения планет и прочих нужных для астролога вещей для Лондона и Ливерпуля. Мало ли найдется людей среди самых образованных классов общества в Европе, которые верят в "свою звезду", в влияние луны на темперамент или различные физиологические явления и т. п. Остатки старинных астрологических понятий видны во многих словах, уже утративших свое астрологическое значение и употребляющихся ныне только в переносном смысле, таковы слова: d ésastre, malô tru (провансальское malastrue), consid ération, jovial, bien luné, mal luné во французском языке, saturnine, moon struck в английском sciagurato (от лат. ex auguno) в итальянском и мн. др. |