О ВОЗМОЖНЫХ ОТКЛОНЕНИЯХ В РАЗВИТИИ
В настоящее время доказано, что дети даже с нерезко выраженными отклонениями в развитии, наблюдаемыми в первые годы жизни, в дальнейшем при отсутствии лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий испытывают затруднения в обучении.
При аномальном развитии недостаточность формирования тех или иных функций (речи, моторики, зрения, слуха), а также регуляторных систем приводит к недоразвитию, задержки или нарушениям формирования всех зависящих от них функций. Нормальное развитие характеризуется определенной последовательностью формирования мозговых механизмов психической деятельности. При аномальном развитии эта последовательность нарушается.
Причины отклонений в развитии могут быть разными. Выявление их имеет важное значение для определения специфики, длительности лечебно-коррекционных мероприятий, а также для прогноза дальнейшего развития и социальной адаптации
Отставание в развитии может быть связано с психотравмирующими факторами окружающей среды (неудовлетворение психических и особенно эмоциональных потребностей, отрыв от родителей, особенно от матери, воспитание в неполных семьях и др.).
Отставание психомоторного развития детей может быть обусловлено повреждением мозговых структур и их функций. Вредные факторы, действующие на мозг во время его интенсивного развития, т.е. во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка, нарушают процесс его созревания и функционирования. В зависимости от времени и тяжести этого повреждения возникают различные виды отклонений в развитии. Наиболее тяжелым из них является стойкое тотальное психическое недоразвитие - умственная отсталость. При повреждении отдельных формирующихся мозговых структур возникают двигательные (детские церебральные параличи), речевые или сенсорные дефекты. Эти первичные дефекты также неблагоприятно влияют на общее психическое развитие ребенка.
Нерезко выраженное влияние различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг может не вызвать его структурных повреждений, а лишь нарушит темп созревания мозговых структур. Это будет проявляться в различных формах задержки психического или речевого развития. Могут быть выявлены следующие варианты аномального развития: умственная отсталость, проявляющаяся как остаточными клиническими формами интеллектуального развития (олигофрения), так и текущими, обусловленными прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы; задержки психического развития, обусловленные слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы, замедленным темпом созревания позно формирующихся мозговых структур или недостатками воспитания, педагогической запущенностью, социально-эмоциональной недостаточностью. Замедленный темп психического развития может наблюдаться у ослабленных, часто болеющих детей; нарушения психического развития обусловленные речевым дефектом, сенсорной (дефектами зрения и слуха) или двигательной недостаточностью (цети с церебральными параличами); неравномерное (асинхронное) психическое развитие при раннем детском аутизме; осложненные формы нарушенного психического развития с сочетанием различных дефектов.
Психомоторное развитие ребенка в первые годы его жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Кроме того, развитие в раннем и дошкольном возрасте происходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамического наблюдения.
Замедленный темп возрастного развития может касаться одной или нескольких функций, отмечаться на одном или нескольких возрастных этапах, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими нарушениями.
Родителям необходимо знать сроки нормального психомоторного развития ребенка для того, чтобы внимательно присмотреться к нему, создать наиболее благоприятные условия для развития.
|