Санскритский термин. Изначально в гимнах Ригведы словом "карма" обозначалось действие вообще, а также действие ритуальное (в частности, жертвоприношение, как одно из видов ритуальных действий). В философии современного индуизма "карма" одновременно означает действие, его причину, последствия этого действия и закон, управляющий процессом превращения причин в следствия. Различные направления индийской философии дают различные трактовки этому закону. В буддизме "карма" - это ментальный импульс, или побуждение, и то, что оно порождает.
Индийская философия различает следующие виды карм: Санчита. Вся карма, накопленная человеком за все время существования его души. Прарабдха. Карма, созревшая для реализации в текущем воплощении. Крийяман. Карма, создаваемая человеком в текущем воплощении. Аагами. Карма, которая созреет в будущих воплощениях. Всеобщий универсальный закон, управляющий Вселенной (Колесом Сансары). Даниил Андреев определяет этот закон, как "закон возмездия, железный закон нравственных причин и следствий, которые могут проявляться и в текущей жизни, но во всей полноте проявляются в посмертии..."
|