Знак, материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают языковые и неязыковые знаки; последние делятся на знаки-копии, знаки-признаки, знаки-эмблемы и знаки-символы; понимание знаков невозможно без выяснения его значения в семиотике. Знаки-символы астрономические, условные обозначения Солнца, Луны, планет и других небесных тел, а также зодиакальных созвездий, фаз Луны и пр., введенные еще в Др. Греции и применяющиеся в современной астрономической литературе и календарях. Эмблема (греч. emblhma) – условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл. От аллегории эмблема отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от символа – тем, что смысл ее иносказания установлен и не подложит толкованиям. Якорь – надежда, змея, кусающая свой хвост – вечность, кадуцей Меркурия – торговля, лира – музыка: таковы примеры наиболее употребительных эмблем. Они должны быть непременно ясны и понятны, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать. Алхимические, астрологические, каббалистические знаки Наоборот, в символ вкладывается содержание, которое может быть совершенно независимо от намерений художника. Символ есть воплощение идеи, эмблема – условный знак, ее заменяющий, ее иероглиф. В символе выражена колеблющаяся, неопределенная группа пережитых впечатлений, которая и для самого художника в виде отвлеченного обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а не придумывает их для иносказательного выражения идеи.
Там же, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания мы имеем эмблему: это не символ, а аллегория – прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа. Поэтому «Ночь» Микеланджело или барельеф, изображенный Тургеневым в стихотворении в прозе «Necessitas-Vis-Libertas» – не эмблемы, а символы, дающие движение мысли, осложняющие ее. Слово emblhma у греков и римлян означало рельефные украшения на предмете из другого материала, например, серебряную фигуру на бронзовой вазе, затем всякие наборные художественно-ремесленные произведения, каковы, напр., мозаичные полы, вещи, изготовленные из разнородного и разноцветного материала, вышивки на бордюрах одежд, декоративный группы предметов в стенной живописи, украшения на мебели и т. п. Нынешний свой смысл слово эмблема получило лишь в XVI – XVII в., когда аллегории были весьма популярны и когда в эмблему перелагали все области знания, от богословия до физики, от политики до грамматики. Библиография уделяет особенное внимание множеству сборников эмблем, обыкновенно превосходно изданных и интересных для истории декоративных искусств. Особенно популярны были «Эмблема» миланца Альциати (1531), до 1781 г. выдержавшая до 130 изданий в разных странах Европы. В России имело успех издание «Эмблемы и Символы» Максимовича-Амбодика. Сборники эмблем для различного применения в прикладных искусствах издаются и теперь. Семиотика (от греч. semeion — знак, признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.). А. Горнфельд. Статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907
|