Почти все методики связаны с дыханием, все медитации огромное значение придают дыханию. Товарищ Гроф вот холотроп придумал для замены лсд... Для новичков, попробовавших замедленное дыхание йогов и понявших, как это трудно и что потребуется, возможно, не один месяц упорных медитаций, чтобы появились результаты, - так вот, для них естесственно, методика холотропного дыхания покажется гораздо более привлекательной, нежели асаны йогов, во время коотрых лично у меня никакое дыхание животом не выходит (интересно всё-таки, как же можно дышать животом, когда пресс напряжён? никто из "специалистов" не говорит об этом, все повторяют классическую теорию). Дышать до упомрачения - легче, чем не дышать. Что-то подобное практикуют йоги, стоя на голове. Примерно то же происходит во время большого умственного напряжения, как правило при продолжительной творческой работе, когда задействуется всё большее и большее количество нейронов. Холотропное дыхание кажется самым простым по реализации, однако результат и здесь не приходит с первого раза. Вначале скорее всего ничего будет происходить, кроме головокружения и раздражения лёгких. Что неприятно - восстановление происходит отнюдь не быстро, как описано в статье. Что больше всего меня интересует - это работа во время самого состояния изменённого сознания. Об этом ничего не говорится, кроме как общих теорий Грофа переживать открывающийся опыт. И, всё-таки, обязателен ли ситтер. Неужели можно забыть дышать? Ведь в в статье говорится, что всё будет постоянно под вашим контролем и в любой миг вы можете прервать опыт.
|
Боб Фрисселл.
Реберсинг и три правила эст А теперь давайте вернемся к трем правилам эст и применим их к процессу реберсинга. Напомню, что первое правило звучит так: вы совершенны, однако существуют барьеры, не позволяющие вам испытать и выразить собственное совершенство. Эти барьеры образуются в основном в результате родовой травмы либо родительских условностей в воспитании (мы уже говорили об этом в предыдущей главе). Барьеры буквально живут в вашем теле в форме застоявшейся энергии, которая удерживается на своем месте слабым и поверхностным дыханием. Реберсинг позволяет справиться с этой застоявшейся энергией. Предположим, что у вас есть стакан с водой и небольшим количеством ила (он символизирует старую застоявшуюся энергию) на дне. Если вы начнете непрерывно вливать в стакан струю чистой воды (новую энергию), то вначале ил поднимется и вода на какое-то время станет мутной. Но если вы будете продолжать вливать чистую воду, муть (старая застоявшаяся энергия) постепенно вымоется и у вас наконец останется стакан чистой, свежей воды (новой энергии). В реберсинге прана (или энергия жизненной силы) соответствует струе чистой, свежей воды, а старая, застоявшаяся со времен рождения и обусловленного родительского воспитания энергия - донному илу. В данном случае мы говорим о трехступенчатом процессе. На первой ступени вы испытываете угнетенное, подавленное состояние -ил покрывает дно стакана. На второй ступени струя свежей воды вынуждает или подниматься со дна - вы находитесь в состоянии так называемой активации. Она может проявиться, например, в форме страха (мы говорили об этом в предыдущих главах этой книги). И наконец, третья стадия - состояние обобщения, иди завершения, когда вся грязь уже вытекла и у вас остается стакан чистой, свежей воды. Но вернемся к реберсингу: старая застоявшаяся энергия, удерживаемая на своем месте слабым, поверхностным дыханием, соответствует состоянию подавленности, угнетения. В этом состоянии мы в какой-то степени сохраняем возможность действовать - просто эта застойная энергия постоянно придает форму нашей жизни, лепит ее, загоняет в рамки, ограничивающие возможность нашего полного самовыражения. Кроме того, эта застоявшаяся энергия также создает напряжение и неприятные ощущения во всем теле, что ведет к заболеванию и в конечном итоге - к смерти. Когда вы приступаете к реберсинговому дыханию, т. е. начинаете собираться на вдохе, расслабляться на выдохе и дышать связно, "циклично", без пауз, вдох постепенно сливается с выдохом, как бы превращается в него, а выдох, в свою очередь, сливается с вдохом и срастается с ним. Продолжая такое дыхание, вы начинаете ощущать покалывание и вибрацию в различных частях своего тела (или во всем теле сразу). Помимо этого слой старой застоявшейся энергии начинает взмучиваться, переходя из состояния замкнутой подавленности в состояние активации. С медицинской точки зрения, это просто гипервентиляция, то есть избыточное дыхание; гипервентиляция считается нездоровым явлением. В своей книге "Осознание дыхания" Леонард составил перечень симптомов, сопутствующих синдрому гипервентиляции. Вот они: - Учащенное дыхание - Натужное, или тяжелое дыхание - Непроизвольное дыхание - Затрудненное дыхание, в т. ч. с астматическими приступами - Ощущения покалывания или вибрации в ладонях или ступнях - Одышка - Тетанус (медицинский термин, определяющий состояние временного паралича или судорог) - Ощущение чрезмерной легкости в голове или головокружение - Истерический плач - Необъяснимое ощущение страха или испуга - Помутнение сознания - Внетедесный опыт - Временное помешательство - Местные ощущения давления в различных частях тела - Сильные энергетические потоки - Скачкообразные изменения температуры тела - Избыточное потоотделение (или, наоборот, сильный озноб) - Нарушение координации - Боязнь закрытых пространств - Головная боль - Сыпь на коже - Ощущения оргазма во всем теле - Видения духовного или религиозного характера - Сильные телепатические ощущения - Тошнота - Сухость во рту - Звон или гудение в ушах - Воспоминания о рождении или состояния, близкие к сновидению - Эйфория, состояние необъяснимого счастья и радости - Цветовые зрительные фантазии и чрезмерно красочное восприятие действительности - Спазматические сокращения мускулатуры (в том числе эпилептического типа) - Ощущения смерти и воскресения
|
Гипервентиляция - это не болезнь. Это целительный процесс, обратный субвентиляции (недостаточной вентиляции) легких, с которой вы сталкивались всю свою жизнь. Это лечебный процесс, ликвидирующий тот ущерб, который был нанесен вашему механизму дыхания во время рождения. Одним из симптомов гипервентиляции, с которым сталкивается большинство людей, называется тетанусом. Он представляет собой кратковременное и непроизвольное сокращение (паралич) суставов, как правило, верхних конечностей и лицевой части черепа. Его можно рассматривать как своего рода попытку вашего тела продемонстрировать вам, насколько сильно вы "зажимали себя" в течение всей своей жизни. Ответ на вопрос о том, как с этим бороться, можно найти во втором и третьем правилах эст. Второе, как вы помните, гласит: сопротивление ведет к сохранению. В процессе реберсинга эта взаимосвязь только усиливается. Если вы станете сопротивляться временному параличу, то в итоге лишь "замкнете" все тело в футляре тетануса, да так, что вам покажется, будто это никогда не кончится. Способ выйти из этого состояния, как всегда, предусматривает прохождение сквозь; это приводит нас к третьему правилу: воссоздание приводит к исчезновению. Если вы в состоянии позволить себе глубоко и полно пережить то, чему вы обычно сопротивляетесь, тетанус исчезнет. Вам только необходимо "настроиться" на него, позволить себе ощущать его во всей полноте - и после этого он пройдет.
Познание этой истины, как говорится, далось мне совсем непросто. В мае 1980 года я находился в Кэмпбелл-Хот-Спрингс. Тогда я чувствовал себя достаточно "продвинутым", чтобы без всякой посторонней помощи: забраться в горячую ванну и заняться реберсингом самостоятельно. Реберсинг в теплой воде относится к более сложным формам процесса; к нему можно приступать, только имея за плечами по крайней мере десять удачных "сухих" сеансов. Я же тогда решил, что и так готов. Буквально через несколько минут после начала процедуры все мое тело парализовало. Я не мог пошевелить ни единым мускулом. В общем, я буквально окаменел, в том числе от ужаса - перспектива просто утонуть в ванне была очень реальной. И все же во мне нашелся один крохотный уголок (может, это была одна-единственная клетка на большом пальце ноги), который, тем не менее, в полной мере переживал это состояние. Времени на принятие решения было мало, так что я интуитивно решил присоединиться к этой своей крохотной частице, которая наслаждалась новым ощущением. Едва я приступил к выполнению своего плана, как паралич моментально исчез. То, что еще недавно было жутким ощущением, внезапно сменилось чувством полного освобождения и небывалого подъема. Я получил очень сильный урок эмоционально-телесного очищения в самой драматической его форме. Каждому из нас временами необходимо отыскать ту часть себя, пусть самую маленькую, которая не поражена страхом. Я знал все три правила эст, но в тот момент сознавал их лишь концептуально. Теперь же я непроизвольно получил возможность усвоить их на собственном опыте. Что касается второго правила, нелишне запомнить: если разум думает, что он - это и есть "Я", то он полагает, что вся эта старая чепуха необходима ему для выживания. Не забывайте, что пленка, которую он себе проигрывает, содержит полную запись того, каким образом вы выжили. Здесь главное - осознание, оно ведет нас к безопасности и доверию. Толковый специалист по реберсингу на сто процентов сможет вам это обеспечить, став для вас компаньоном, защитником, психологическим наставником и зеркалом в одном лице. Я нередко сравниваю изучение реберсинга с обучением пилота. С моей точки зрения, человеку, желающему научиться управлять самолетом, неразумно в одиночку забираться в кабину и поднимать самолет в воздух. Более разумно будет поучиться у опытного пилота, который в обстановке безопасности и доверия научит вас, как взлететь и продолжить полет. Зато после нескольких уроков вы сможете проделать все это самостоятельно. То же применимо и к реберсингу. Первые попытки овладеть всем самостоятельно могут вызвать у вас симптомы, которые буквально напугают вас, - при этом вы можете легко "застрять" в этих ощущениях. Во всяком случае, именно так произошло со мной: у меня появились страхи, защитные меры и "телесная броня", в результате чего я оказался довольно "тяжелым случаем". Дыхание стало моим врагом, моей могилой. Если же вы правильно готовитесь под руководством того, кому вы можете доверять, то, скорее всего, у вас все получится. Причем это совсем не обязательно будет такой мучительный опыт, как у меня. Кажется, у меня просто страсть идти самым трудным путем. Разве что смещение земной оси - или угроза с чьей-либо стороны - заставит меня пробудиться; зато если уж я бодрствую, то готов противостоять хоть астероидам, хоть демонам. Хороший знаток реберсинга научит вас тому, что дыхательный ритм, как говаривал Леонард, "является не учебной дисциплиной, а скорее вдохновением". Это предполагает отказ от всякого контроля. Большинство людей полностью контролирует свое дыхание: они выталкивают воздух на выдохе, делают паузу, затем почти сознательно ." начинают новый вдох. В реберсинге же происходит отказ от контроля, но только в отношении собственного тела и внутренней мудрости. Как ни странно, у реберсинга есть много общего с ударом по мячу в гольфе. О механике движения клюшки в гольфе написаны целые тома - но это всего лишь механика. Вам же всего важнее понять, что необходимо отказаться от сознательного управления, слившись в одно целое с потоком, с ритмом удара. Как только вы сольетесь с махом клюшки - удар будет ваш. То же самое справедливо и по отношению к дыханию. Едва отпустив вожжи и доверившись дыханию, вы откроете для себя истинное управление полным и свободным дыханием. Вы обнаружите, что вами движет бесконечный разум, заключенный в дыхании, который точно знает, что ему делать. При этом вы без всяких усилий расслабитесь и настроитесь на сам процесс - просто продолжайте свободно, без всяких умозаключений ощущать его проявления. Это позволит вам глубоко прочувствовать эти проявления и, в свою очередь, приведет к их исчезновению. Сеанс реберсинга закончится в тот момент, когда слой старой застоявшейся энергии будет замещен новой энергией. Обычно на это уходит один-два часа
|