Мармы и их местонахождение.
адхипати: темя
ани: наружный верхний край коленной чашечки
ани: внутренняя поверхность плеча, над локтевым суставом
анса-пхпалак: лопатки
анса: плечи
апалапа: чуть выше и сбоку соска
апанга: наружный уголок глаза
апастамбха: между соском и грудиной
аварта: наружный угол надбровной дуги
вастих: мочевой пузырь
видхурам: под ушами
витапам: основание мошонки
врихати: по обе стороны 10-го грудного позвонка
гуда: конец копчика
гулпха: лодыжечный сустав
джану: коленный сустав
индравасти: середина икры
какшадхара: подмышечная впадина
катика-тарунам: основание ягодиц и нижний край таза
крикатика: основание черепа
кукундарайа: крестцово-подвздошные сочленения
курпара: внутренняя поверхность локтевого сустава
куручча: над кшипрой, в основании большого пальца
куручча: подъём свода стопы
курчшира: пятка (тыльная) и внешний край стопы (передняя)
курчшира: середина лучезапястного сустава у основания большого пальца и под мизинцем
кшипра: между первым и вторым пальцами стопы
лохитакша: подмышечная складка
лохитакша: паховая складка
манибандха: лучезапястный сустав
манья-дхамни: боковая сторона щитовидной железы
набхи: пупок
нил-дхамни: передняя стенка гортани
нитамба: внешний угол подвздошного гребня
паршва-сандхи: над катика-тарунам, выше поясницы
пхана: боковые стенки ноздрей
симантаки: места соединения черепных костей
сираматрика: артерии по обе стороны шеи
срингатака: мягкое нёбо
станмула: под соском
станрохита: над соском
стхапни: третье око
талхридайя: центр подошвы
талхридайям: центр ладони
урви: середина ляжки
урви: середина плеча
уткшепа: над ухом
хридайям: мечевидный отросток
шанкх: висок
КЛАССИФИКАЦИЯ МАРМ ПО СУШРУТЕ
Мамса-мармы, уязвимые точки соединения мышц
Талхридайя - 4
индравасти - 4
гуда - 1
станрохита - 2
Всего: 11
Сира-мармы, точки соединения трубчатых органов, сосудов, нервов манхья-дхамни 2
нил-дхамни - 2
сира-матрика – 8
набхи - 1
паршва-сандхи - 2
врихати - 2
срингатака - 4
апанга - 2
стхапни - 1
апастамбха - 2
хридайям - 1
лохитакша - 4
урви - 4
пханма - 2
апалапа - 2
станмула – 2
Всего:41
Снайю-мармы, точки сочленений связок
Ани - 4
витапам - 2
какшадхара - 2
куручча - 4
курчшира - 4
вастих - 1
кшипра - 4
анса - 2
видхкрам - 2
уткшепа - 2
Всего:27
Астхи-мармы, точки костных сочленений
катика-тарунам - 2
итамба - 2
анса-пхалак - 2
шанкх - 2
Всего:8
Сандхи-мармы, точки уязвимых суставов
Джану - 2
курпара - 2
симантака - 5
адхипати - 1
гулпха – 2
манибандха - 2
кукундарайя - 2
аварта - 2
крикатика - 2
Всего:20
МАРМА ЙОГА
Считается, что мармы – точки исключительно плотного тела, стхула-шарира. Однако некоторые источники говорят о 32 йоги - мармах, точках тонкого тела. Они не все описаны в работах Сушруты, но по видимому полностью присутствуют в тамильской традиции. Все они связаны тонкими каналами – нади.
В тамильской традиции для увеличения умственной мощи (манас шакти) существует следующая практика: “Ученик должен в течении 48 дней соблюдать брахмачарью и определённую диету, состоящюю из воды и молодых кокосовых орехов.Он должен хорошо думать о всех людях и вырабатывать максимальное терпение. В течении этого периода необходимо повторять специальную йога-мантру в определённое время. Чаще всего это дхьянамурти-мантра, где описывается Дхьянамурти, мирное воплощение Кали. Благодаря этой мантре происходит её визуализация. Далее визуализируются 7 опорных точек (адхара), соответствующих 7 чакрам. Это выполняется дважды в день по 7 налика(2 часа 48 минут), за 2 налика(48 минут) до рассвета и заката. Оставшаяся часть дня посвящена практике пранаям, при которой визуализируются токи праны циркулирующие по нади. Сначала у практикующего возникает небольшое сотрясение в муладхаре (месте соединения всех нади тонкого тела).Далее возникает внутренний жар(тапас), а при концентрации на голове - видение ясного света(джьёти).По окончании этой практики человек легко может видеть и воздействовать на 32 йоги-мармы.”
16 из йоги-марм пересекаются со стхула-мармами, точками физического тела. Техника концентрации на них (мармастханани), известная также как “пратьяхара Яджнавалкьи” описана в йогической “Кшурика упанишаде”. По мнению Свами Анандакапилы Сарасвати результатом такой практики является состояние йога-нидры, йогического сна, которое характеризуется изменением биоэлектрической активности мозга от бета- к дельта-ритму( сон без сновидений) при бодрствовании сознания. По видимому аналогичную технику использовал Иоган Шульц при создании системы аутогенной тренировки. В частности в своей работе “Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-йога” он рассматривает сходство методов АТ и отдельных практик йоги, за что был неоднократно критикован “передовой общественностью”.
|