Адепты этого предсказательного искусства утверждают, что судьба человека записана на его теле. Знаками судьбы служат особенности телосложения и строения лица, телесные дефекты, морщины, родинки, цвет волос и глаз, форма черепа и прочие индивидуальные признаки человеческой внешности.
Каталоги этих признаков существуют с незапамятных времен: они составлялись еще в Древнем Вавилоне и в не менее древней Индии. Физиогномика до сих пор является неотъемлемой частью индийской и китайской медицинской диагностики: внимательный врач "прочитывает" признаки зарождающейся болезни на лице и теле пациента, зачастую даже не прикасаясь к нему.
Иное положение дел наблюдается на Западе. Здесь физиогномика до сих пор считается околонаучным курьезом из рубрики "это интересно", хотя она известна с античных времен и привлекала к себе внимание многих великих умов. О необходимости изучать физиогномику писал еще Аристотель; элементы физиогномических исследований содержатся в работах древнегреческого ученого Теофраста, стоявшего у истоков европейских психологических исследований; средневекового философа Иоанна Скотта, заложившего основы современной науки; и великого Леонардо да Винчи, чье имя стало синонимом всесторонней гениальности. Но, несмотря на это, первая подробная работа по физиогномике - четырехтомные "Физиогномические фрагменты" Иоганна Гаспара Лафа-тера (1775-1778) - увидела свет лишь во второй половине XVIII в.
Лафатера по праву можно назвать отцом европейской физиогномики. Он собрал и откомментиро-вал богатейший эмпирический материал, который не утратил своей ценности и в наши дни. Будучи превосходным портретистом, он сам иллюстрировал свои работы, создав тем самым богатейшую галерею европейских характеров. Кроме всего прочего, он гастролировал по всей Европе и устраивал практические демонстрации своих исследований. О его проницательности ходили легенды; и весьма показательно, что "великий маг" Калиостро упорно избегал встреч с Лафатером.
Лафатер задал общий тон европейской физиогномике - на двести, а то и на триста лет вперед. К сожалению, тон этот не имеет ничего общего с предсказательными искусствами. И сам Лафатер, и все его позднейшие критики и ниспровергатели занимались характерологией, то есть выявлением скрытых особенностей характера человека по тем или иным чертам его внешности. Никто из них и не думал заниматься предсказанием судьбы.
В дальнейшем предсказательный элемент в европейской физиогномике попытался развить только один крупный специалист - Че-заре Ломброзо, известный психиатр и криминалист. В своей книге "Человек преступный" (1876) он выделил ряд особенностей строения черепа и лица, которые свидетельствуют о врожденных преступных наклонностях их обладателя. Ломброзо утверждал, что таким людям "на роду написано" совершить преступление: и за это его критиковали все, кому не лень. Под давлением критики Ломброзо отчасти пересмотрел свои взгляды и стал менее категоричен в своих прогнозах.
Таким образом, в Европе и Америке до сих пор не существует никаких систематических работ по предсказательной физиогномике. Имеющиеся источники представляют собой пеструю смесь из характерологических и диагностических сведений. Несмотря на это, физиогномика давно обзавелась всеми пороками европейской науки. Ей присущи и узкая специализация (одни ученые занимаются исключительно строением лица, другие - формой черепа, третьи - рисунком складок на ладонях, четвертые - ступнями, пятые - родинками, и т.д.), и догматический подход (когда значение тех или иных телесных признаков устанавливается не путем наблюдения, а исходя из принципов астрологии или герметической философии), и попытки возвести любую теорию в ранг абсолютной истины. Печальный пример такой "абсолютизации" дает нам френология немецкого ученого Ф. Галля, который пытался выяснить врожденные особенности человека по форме его черепа. Он разбил череп на зоны, соответствующие разным добродетелям и порокам, и отыскивал на головах своих клиентов "шишку славы", "шишку художественных способностей" и т.д. Его теория имела солидное научное обоснование, была исключительно стройна и логична, но абсолютно не подтверждалась практикой. Тем не менее, она была разрекламирована столь широко, что едва не вошла в обиход европейской науки.
Совсем иначе обстоит дело на Востоке - в Индии, Тибете и Китае. Здесь до сих пор работают специалисты, умеющие читать на человеческом теле "знаки судьбы". Здесь есть не только каталоги, но и иллюстрированные атласы подобных "знаков". Но, к сожалению, они во многом непригодны для употребления в европейской среде - по той простой причине, что внешнее строение тела у жителей Востока и Запада имеет заметные различия. Что является нормой на Востоке, то на Западе часто выглядит аномалией, и наоборот. К примеру "счастливые скулы" древнекитайских физиогномов в Европе считают признаком вырождения или преступных наклонностей. Известно, что болезнь Дауна до недавнего времени называли "монголоидизмом" - из-за монголоидных черт лица, которые часто встречаются у обладателей этого наследственного порока. Поэтому механически переносить достижения мудрецов Востока на европейскую почву просто неразумно.
Что же нам остается? Во-первых, фольклор европейских народов, где до сих пор сохранились сведения о связи между особенностями тела и судьбы. Во-вторых, средневековые источники, где также встречаются подобные сведения. В-третьих, наработки диагностической физиогномики, определяющей предрасположенность человека к тем или иным болезням. И, наконец, те элементы характерологической физиогномики, которые исследуют врожденные психологические предрасположенности человека. Кое-что можно взять и из классических канонов Индии, Тибета и Дальнего Востока: например, информация о зубах, родинках, дефектах кожного покрова и т.п. вполне может быть адаптирована для использования в Европе.
|