пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ...

Гадание на чаинках. Гадание на кофе и чае

Перейти в начало энциклопедии

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

(лат. interpretatio). В широком понимании И. означает разъяснение неясного или скрытого для пациента значения некоторых аспектов его переживаний и поведения, а в психодинамической психотерапии представляет собой определенную технику истолкования значения симптома, ассоциативной цепочки представлений, сновидения, фантазии, сопротивления, переноса и др. При этом психотерапевт делает неосознанные феномены осознанными, используя свое собственное бессознательное, эмпатию и интуицию, а также опыт и теоретические знания. И. является важнейшей психоаналитической процедурой. Если свободные ассоциации относятся к основному способу получения наиболее важного материала от пациента, то И. представляет собой главный инструмент анализа этого материала и перевода бессознательного в сознательное.

Существенным является вопрос о том, когда целесообразно начинать объяснение пациенту значение его симптомов, ассоциаций, отношений, поведения и других элементов, происходящих из бессознательного, искаженных и доведенных до неузнаваемости под воздействием механизмов психологической защиты. Необходимо помочь пациенту осознать истинное значение своих ассоциаций в нужный момент, когда он уже готов и способен понять данную И. Принятие и интеграция пациентом И. могут успешно осуществляться лишь при ее эмоциональной опосредованности. И. должна быть неожиданной для пациента, она сообщает чтото новое, прежде ему неизвестное о себе. И. взаимосвязана с инсайтом. Она не только раскрывает значение скрытого материала, но и может способствовать новому потоку ассоциаций, чувств и воспоминаний, которых пациент до сих пор еще не касался.

Иногда И. осуществляется в краткой форме, в виде ключевого слова или фразы, которые раскрывают новую сторону прежде обсуждавшегося материала, а в других случаях продвижение от ассоциации пациента к конкретной И. требует подробного объяснения, проводимого шаг за шагом. В ряде случаев И. может касаться второстепенных вопросов и пациент сам довольно быстро приходит к ней, но существенная И., в частности относительно переноса, совершенно неожиданна для него, и для ее принятия требуется основательная подготовка пациента. Когда психотерапевту становится совершенно ясным скрытое значение какихлибо переживаний пациента, ему очень трудно удержаться от того, чтобы не сказать об этом больному. Как слишком раннее, так и слишком позднее проведение И. нежелательно. Эмпатическое поведение психотерапевта позволяет избежать этого. Каждый раз он пытается почувствовать, что испытывает пациент, чтобы предвидеть его реакцию, а также понять, готов ли он принять И. и воспользоваться ею. Произнесенная психотерапевтом фраза типа “Вы не хотите расстаться со своими симптомами” будет восприниматься скорее как обвинение пациента, чем как И., если психотерапевт не заскроет на основе анализа высказываний и поведения больного, почему ему трудно отказаться от симптомов. На адекватную И. пациент обычно реагирует с облегчением и чувством благодарности. Если нет уверенности в правильности И., можно придать ей форму предположения, вопроса, намека, гипотезы. Существует также понятие частичной И., включающей, вопервых, предварительную И., ограниченную сознательными и предсознательными сферами, вовторых, полную И., но сфокусированную лишь на отдельных интрапсихических “фрагментах”. В этом случае И, частично раскрывает бессознательные мотивы и конфликты.

Как пример И. воспоминаний Уэльдер (Waelder R., 1987) приводит анализ фрагмента беседы с больным. Пациент рассказывает о смерти своего отца не только холодным и сухим тоном, но однозначно заявляет, что это никак его не задело. Если пациент был в хороших отношениях с отцом, любил его, в этих словах не было бы смысла. Но если он уделяет много времени описанию глубокой скорби в связи с гибелью своей собаки вскоре после смерти отца, то напрашивается И., что аффект скорби выразился с такой силой благодаря предыдущему событию, где пациент его не чувствовал, так как подавлял — из страха, стыда или, возможно, из опасения не совладать с эмоциями. Если И. о связи скорби пациента со смертью отца сделана в нужный момент, то пациент сможет наконец выразить чувства, которые до этого момента не находили выхода.

И полезно начинать с косвенных коммуникаций пациента, таких как поведение, речь, установки общего характера. Нецелесообразно, например, говорить пациенту: “Вы, кажется, любите мать больше, чем отца”. Предпочтительнее высказывание типа: “У меня такое впечатление, что ваши отношения к брату очень похожи на отношения вашего отца к вам”. Не следует сразу же переходить к обозначению в переживаниях пациента эдиповых чувств. Если И. правильна, то пациент удивится и может сказать: “Да? Я никогда об этом не думал”, а далее в его ассоциациях получит подтверждение эта И.

Наиболее существенными в психоанализе являются И. переноса. Если они проводятся своевременно и правильно, они производят динамические и структуральные изменения в психическом аппарате пациента, способствуют установлению более адекватного равновесия между Я и бессознательным, так как при этом, с одной стороны, затрудняется дальнейшее подавление инстинктивных импульсов, а с другой — облегчается возвращение в сознание подавленного психического содержания. И. могут способствовать замене примитивных механизмов психологической защиты (например, отрицания, проекции) механизмами защиты более высокого уровня или конструктивными реакциями совладания (копингповедение), в результате чего происходит усиление Я, уменьшение искажения межличностных отношений.

И, в психоанализе рассматриваются как радикальные, а не симптомоцентрированные психотерапевтические вмешательства, предполагается, что они свободны от суггестии. Это то, что Фрейд (Freud S.) называл “чистым золотом” психоанализа. В то же время ЛевиСтросс (LeviStrauss С. ), анализируя роль И. при лечении у шамана я психоаналитика, писал: “В обоих случаях конфликты и сопротивление находят разрешение не изза получения больным действительного или предположительного знания о них, а потому, что это знание приводит к особому опыту, при котором конфликты протекают в условиях, приводящих к их разрешению”.

Следует также учитывать возможные отрицательные последствия применения И. Чрезмерное фокусирование на них в ходе психотерапии может увести пациента от активных действий в реальной жизни. Существенные затруднения могут возникать в результате критических И., если они используются до установления атмосферы истинного доверия и взаимопонимания между психотерапевтом и пациентом, а также при отсутствии готовности последнего понять и принять И. (слабость Я, отсутствие необходимого уровня когнитивных ресурсов усвоения, преждевременность). В процессе психотерапии важно неоднократно повторять некоторые И. аналогичных ситуаций из настоящей и прошлой жизни пациента. Это подготавливает его к принятию новых И. и даже способствует собственной интерпретационной работе на пути становления самостоятельности, независимости и способности решать личностные проблемы и преодолевать жизненные трудности.

Твоя Йога

Просветление, эзотерика, йога, лечение, энциклопедии

На главную В раздел На форум В меню