пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ... |
|||
Приближение к состоянию Транса во время проекции астрального тела |
ЙОГА. Это санскритское слово переводится как “соединение, связь”. Здесь подразумевается связь человеческой природы с космосом. Исторически Й. развилась в среде индуизма и буддизма и, до некоторой степени, под влиянием философии и практики этих религий. Но сама по себе Й. не является религией, поскольку не связана с верой, ритуалами и священными писаниями. Она состоит из методов, которые были выработаны практикой йогов на протяжении тысячелетий. Эти методы, взятые из контекста, можно независимо описать и оценить с помощью современных научных инструментов. Й. иногда рассматривают как специфическую разновидность психотерапии, психической саморегуляции, цель которой — достижение особого состояния психики с помощью приемов, управляющих эмоциональновегетативной сферой. Существует много видов Й. Проблема систематизации осложняется тенденцией современных учителей Й. создавать свои "Утаенные системы, смешивая классические и новейшие методы. Классическая Й. включает восемь ступеней, описанных Патанджали (II в. дон. э.): 1) яма, 2) нияма, 3) асана, 4) пранаяма, 5) пратьяхара, 6) дхарана, 7) дхиана, 8) самадхи. Яма — это этические правила поведения, выполнение которых способствует “психическому очищению”. Принципы ямы включают воздержание от проявления зла по отношению ко всему живому, милосердие, правдивость, доверительность, неподкупность, нестяжательство, контроль над чувствами и желаниями, половое воздержание, ограничение питания и др. Следование этим принципам является необходимым условием медитации. Считается, что по мере ужесточения воздержания увеличивается способность к психической саморегуляции. Нияма — свод приемов, предназначенных для “внешнего очищения”, нормализации деятельности внутренних органов. Это достигается с помощью очистительных процедур, умеренного питания. Развивая принцип воздержания, нияма рекомендует избегать излишних разговоров, производить только целесообразные движения, говорить мало, медленно и мягко, посредством чего устанавливается контроль над мыслями, ибо речь есть “рассеивание ума”. Следующие две ступени — асана и пранаяма — составляют так называемую хатхаЙ., целью которой является совершенствование тела, освобождение его от склонности к усталости и замедление процесса разрушения и старения. Согласно учению йогов, в организме человека постоянно циркулирует по меридианамканалам энергия Прана, формой проявления которой является взаимодействие двух противоположностей — ха (Индия) или ян (Китай) (положительная сила, энергия Солнца) и тха (Индия) или инь (Китай) (отрицательная сила, энергия Луны). Задача хатхаЙ. состоит в гармонизации этих двух начал. Асаны — это специальные позы, пребывание в которых, согласно Патанджали, приводит к прекращению борьбы между ян и инь. С. А. Гуревич (1985) отмечает тройное воздействие асан на человека: физическое, психическое и, наконец, терапевтическое влияние на деятельность внутренних органов и желез внутренней секреции. Одна из целей асан — противостоять дискинетической активности гладкой мускулатуры, возникающей при стрессах. Приобретая способность неподвижно пребывать в одной из этих поз, человек улучшает свои возможности концентрации сознания. Пранаяма — управление жизненной энергией (биоэнергетикой) посредством контроля дыхания. Связь между дыханием и психическим состоянием человека была замечена йогами в глубокой древности: при психическом напряжении отмечается задержка дыхания, облегчение сопровождается более или менее глубоким выдохом (“вздох облегчения”). Правильное дыхание способствует ясности ума. Рамачарака (1915) считает ошибочным сведение пранаямы к контролю дыхания. Он пишет, что управление дыханием в различных дыхательных упражнениях служит для замедления метаболизма и высвобождения некоторого количества жизненной энергии, обычно расходуемой на нужды тела. Однако это лишь опосредованный способ управления жизненной энергией. Цель же состоит в полном овладении ею, и эта цель достигается посредством различных йогических практик. Зрелые йога демонстрируют свое умение останавливать сердце, не дышать по желанию, в прошлом некоторые йоги давали закапывать себя в землю на несколько дней. Пратьяхара — это самоуглубление, отвлечение от чувств. Жизненная энергия отводится от органов чувств, и медитирующий йог, судя по записи биотоков его мозга, больше не реагирует на бесконечный поток стимулов из внешнего мира. Патанджали определяет самоуглубление как возвращение чувств к первоначальной чистоте путем отвлечения от объектов. Вивекананда (1911) выделяет два этапа в освоении пратьяхары. Первый связан с “выключением чувств”, для чего рекомендуется позволить мыслям блуждать, пассивно наблюдая за тем, о чем думается, не стараясь остановить мысль. По существу, на этом этапе пратьяхара аналогична методу свободных ассоциаций. На втором этапе задачей является освобождение мыслей о теле, ощущение полного “растворения” тела: практикующийся представляет, как каждая часть тела от ног к голове “уходит в бесконечность”, Дхарана — концентрация (фиксирование внимания) на определенном объекте. Это упражнения в планомерной сосредоточенности, которые существенно не отличаются от приемов пратьяхары. Дхарана — это пратьяхара на объект (например, кончик носа), вчувствование в объект. Дхиана — медитация. Это концентрация на отвлеченных идеях (любовь, чистота, уверенность и т.п.). Всякие предметные (образные) формы созерцания исключаются. Сосредоточение направляется на идею, смысл, не связанный с какой-либо конкретной формой. Такое состояние, как правило, сопровождается экстазом и называется самадхи. Самадхи — озарение, состояние сознавания, или постижения, Истины. Это состояние не поддается описанию, поскольку в поле сознания нет ничего, к чему могли бы относиться слова. В данном случае можно говорить о высвобождении реликтовых форм дологического мышления, которое непосредственно связано с континуальным (глубинным) потоком сознания. Этот вид сознания присутствует в нас, но остается скрытым логикоструктурированным мышлением. Таким образом, просветление наступает тогда, когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку. Надо реализовать то состояние сознания, которое максимально благоприятствует непосредственному переживанию психологического опыта (вне словесной передачи). Необходимо “опустошить сознание” до полного отсутствия мыслей или образов для управления континуальным потоком сознания такого сознания, которое открывается после снятия вербализации. Этим методом и является медитация (Абаев Н. В., 1989). И самадхи человек полностью владеет своими физическими и психическими способностями. Достигший самадхи может произвольно регулировать жизненные процессы, обмен веществ, понижать и повышать температуру, давление. Й. является источником многих психотерапевтических приемов психической саморегуляции. Аутогенная тренировка Шульца (Schultz J. Н., 1987) в значительной степени основывается на практике йогов. Черты родства и различия аутогенной тренировки и системы йогических упражнений Шульц подробно разбирает в своей работе “Высшая ступень аутогенной тренировки и раджаЙ.” (1932). Поза лежа в аутогенной тренировке соответствует шавасане, поза кучера — садхасане (поза созерцания). В последней позе подбородок приближается к груди, открывается рот, расслабляется мимическая мускулатура, язык слегка прижимается к нёбу, взгляд направлен немного выше переносицы с одновременной конвергенцией глазных яблок. Это внутренневерхнее положение глазных яблок является составным элементом гипноза. Деление аутогенной тренировки на первую и вторую ступени соответствует преемственности между хатхаЙ. (И. тела) и раджаЙ. (психологической И., включающей последние четыре ступени классической И.). В Индии физические упражнения хатхаЙ. входят в комплексы гигиенической гимнастики и используются миллионами людей. РаджаЙ. распространена главным образом в специальных учебных заведениях. Сложность и громоздкость системы И. делают ее практически неприемлемой для массового применения. Трансцендентальная медитация, предложенная Махариши Махешем Йогой, получившая широкое распространение в современном мире, устраняет отмеченный недостаток. Медитация применяется в дзэнпсихотерапии, а также в психотерапевтических техниках моритатерапии и найкантерапии. Из других методов психической саморегуляции, основанных на системе Й., широко используется пранаяма, или контроль дыхания, а также шавасана – поза полного расслабления (поза трупа). Шавасана представляет значительный интерес для психотерапии, поскольку считается, что расслабление в этой позе (асане) прблизительно в 5 раз глубже, чем в аутогенной тренировке. Упражнение имеет много модификаций. Ниже приводятся два варианта шавасаны — простой и энергетический (Гуревич С. А., 1985). При шавасане человек лежит в свободной одежде на спине с ногами, раздвинутыми приблизительно на 30°, и руками, отведенными от туловища на 15°, с повернутыми предплечьями и полусогнутыми пальцами. Глаза закрыты. В этом положении осваивается медленное ритмическое диафрагмальное дыхание с короткой паузой после каждого вдоха и более продолжительной — в конце выдоха. Внимание концентрируется на ощущениях в ноздрях (прохладе вдыхаемого и теплоте выдыхаемого воздуха), что способствует концентрации и, следовательно, большей мышечной релаксации, которая достигается путем последовательного расслабления мышц до ощущения тяжести. Длительность выполнения — приблизительно 30 минут. В процессе упражнения врач проверяет степень релаксации, поднимая и опуская конечности. Ежедневные занятия шавасаной в течение трех недель приводят к субъективному и объективному улучшению самочувствия пациентов, к снижению артериального давления, уменьшению частоты сердцебиений, нормализации сна, успокоению. В практике психотерапии целесообразнее использовать иной, более сложный, но одновременно более эффективный вариант упражнения — “энергетический”. Его усвоение происходит в три этапа: расслабление с помощью самовнушения, мыслительная работа с активными областями организма, расслабление с использованием “образа энергии”. Первая часть упражнения близка к аутогенной тренировке: медленно, монотонно проговариваются формулы самовнушения, позволяющие добиться мышечного расслабления. Формулы рекомендуется формировать в триаде — законченные блоки из трех предложений, первое из которых предназначено для переключения внимания, второе представляет собой динамическое самовнушение, третье вызывает статическое состояние. Концентрации помогает представление потока внимания — “луча фонарикапрожектора”, который “освещает” ту область тела, с которой ведется работа. Проговаривая, например, “Мое внимание на лице”, человек представляет, будто луч фонарика освещает его лицо. В отличие от классической аутогенной тренировки, расслабление проводится снизу вверх, от ног к голове. Упражнение начинается и завершается формулой успокоения: “Я (мысленно представляется все тело) успокаиваюсь. Я спокоен”. Затем следуют формулы релаксации, охватывающие по мере усвоения все большие группы мышц. Каждая формула произносится лежа в шавасане мысленно, с полным сосредоточением на нужном участке тела, повторяется 3 — 4 раза с 3—4секундным промежутком. По мере усвоения упражнения из триады самовнушения удаляется динамическая часть (“такаято часть тела расслабляется”), и формула звучит так: “Мое внимание на... Такаято часть расслаблена”. Полное выполнение первого этапа шавасаны занимает 30 — 40 минут. Согласно концепциям восточной медицины, в человеческом теле существуют области, которые являются “выключателями”: если на них сконцентрировать внимание, то расслабляются определенные группы поперечнополосатой и гладкой мускулатуры. Работа с активными областями — более высокая ступень шавасаны. Здесь не нужно произносить фразы самовнушения, достаточно лишь направить на данную активную область внимание и потом представить, что эта зона становится мягче, “тает”, “растворяется”. Выделяют 16 основных зон и одну дополнительную: пальцы ног, лодыжки, колени, область половых органов, область ануса, кисти рук, область пупка, локти (дополнительная), область желудка, область сердца, плечи, горло, губы, кончик носа, точка между бровей, середина большого родничка головы, макушка черепа. На расслабление каждой активной зоны по мере усвоения упражнения должно уходить все меньше времени: в среднем оно составляет 15—20 секунд. После усвоения этого этапа можно перейти к третьей ступени шавасаны — энергетическому расслаблению. Методика выполнения третьей части: находясь в шавасане, мысленно представляем, что энергия медленно поднимается от ног к голове и через точку между бровей (“третий глаз”) “выливается” наружу. Образ энергии рисуется поразному: в виде тепла или холода, “мурашек” и т. п. Иногда в процессе упражнения возникает мелкое подергивание мышц, что считается явлением положительным: “энергия промывает тело”. Длительность этого этапа расслабления в шавасане — около 3—4 минут. В процессе выполнения расслабления возникает гипноидное состояние. Поэтому выход из шавасаны должен быть плавным: подтягивается носок правой ноги, далее подтягиваются оба носка, пятки при этом выдвигаются вперед. В дальнейшем руки сжимаются в замок и, медленно поднимаясь вверх, выворачиваются. Все тело тянется вслед за руками, и человек садится. Шавасана дает значительный эффект при многих психосоматических заболеваниях и неврозах, особенно осложненных гипертоническим синдромом и диссомнией, быстро снимает психическое напряжение, тревожность, усталость, компенсирует недостаток сна. Абсолютных противопоказаний шавасана не имеет, но ею не следует заниматься более 45 минут изза возникающей гипотонии. Последовательное рассмотрение всех ступеней Й. выявляет тесную связь этого учения с психотерапией. Положительная оценка психотерапевтических аспектов Й. обусловлена в настоящее время четким разграничением религиозномистического обрамления концепции народной медицины Востока и ее практических приемов. В последние годы появилось много психотерапевтических исследований, посвященных этой проблеме, с тем чтобы, критически осмыслив Й., поставить ее наследие на службу практическим потребностям психотерапии. |
||
На главную | В раздел | На форум | В меню |