пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ... |
|||
КАТАРСИС. Понятие К. (“очищения”) ввел Аристотель (384—322 гг. до н. э.), который утверждал в своем сочинении “Поэтика”, что через сочувствие и страх трагедия добивается очищения (катарсиса) духа. Как синоним в русском языке употребляется термин “отреагирование”, соответствующий латинскому “абреакция”. За отреагированием следует уменьшение аффективного напряжения и чувство облегчения. Множество психокатарсических приемов использовалось в древнем мире и в средние века. Храмовый сон из языческих святилиц и асклепионов (Асклепий — бог здоровья в Древней Греции) переносится в церкви и монастыри. Отреагирующее значение имеет проповедь — часть христианского таинства покаяния. Прощение, которое обещает священник, беседы о конфликтах совести придают исповеди характер отреагирующей психотерапии. Лучше всего представлено отреагирование в лечебных ритуалах и заговорах. Они включают заклинания и символические действия, далекое наследие языческой демонологии, часто смешивающееся и срастающееся с христианскими обрядами и обычаями. Во многих из них есть катарсические моменты (Атанасов — Атанасов Ат., 1969). Более доступной, почеловечески понятной формой исповеди и отреагирования являются так называемые утешения беседой, т. е. простой непринужденный разговор с доброжелательным человеком о своих проблемах и тревогах. Во время беседы рассказывают о гнетущих, мучительных переживаниях, выслушивают утешающие слова, сравнивают свои невзгоды с подобными у других людей, и это, может быть, самая хорошая рациональная и катарсическая народная психотерапия, действительно приносящая успокоение. По Атанасову, К. с позиций учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности — это физиологический (соответственно патофизиологический) процесс снижения и нормализации возбуждения в патодинамической структуре инертного сверхвозбуждения, возникающего под действием психотравмы. Он может быть предметом исследования как нормальной, так и патологической физиологии. В первом случае это касается незначительных психотравм, почти ежедневно переживаемых, но не вызывающих невроза. Сверхвозбуждение функциональной структуры быстро выравнивается и исчезает. Этот ежедневный К. — явление осознанное и хорошо известное. Сверхсильный для определенных индивидов раздражитель может стать поводом для возникновения патодинамических очагов с высоким инертным возбуждением, которые сохраняются длительное время и являются предметом патофизиологии. Не все в процессе снижения возбуждения может быть осознано, к тому же не все осознанное адекватно. При тяжелых психических травмах у людей, предрасположенных к невротическим расстройствам, спонтанный К. не наступает, и именно поэтому требуется психотерапевтическое вмешательство. Как лечебная техника или, точнее, как принцип лечебной техники К. используется во многих психотерапевтических методах, объединяемых понятием •“•кamapcuчecкaя психотерапия”. В качестве одного из механизмов лечебного воздействия К. входит в такие методы психотерапии, как психоанализ, психодрама, групповая психотерапия и многие другие. См. также Автологокатарсис Атанасова, Гипнотическая абреакция, Декапсуляция Чолакова, Искусственная репродукция аффективных переживаний по Крестникову, Методика репродуктивных переживаний Асатиани, Психокатарсический метод Брейера, Фармакологическая абреакция. |
|||
На главную | В раздел | На форум | В меню |