пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ...

Гадания на будущее

Перейти в начало энциклопедии

КОГНИТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ

. Включает в себя: самоконтроль, состоящий из последовательных этапов самонаблюдения, самоподкрепления и регулирующих самооценку; составление контрактов; работу в системе правил пациента.

Поведенческие правила позволяют систематизировать элементы поведения, которые можно представить следующей формулой: когда и в каких обстоятельствах делают то или другое и каковы последствия этого. Их называют еще АВСпарадигмой. Задача психотерапевта — озвучить и вербализовать эту формулу.

Правила условно подразделяются так (Хоффман Hoffman N., 1979):

1) правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются поразному, порождают у больных положительные или отрицательные эмоции (например: “Немытые овощи канцерогенны”);

2) правила, связанные с воздействием стимула (например: “После терапии все будет подругому”);

3) поведенческие оценки (например: так как я заикаюсь, никто меня не слушает”);

4) правила, связанные с эмоциональноаффективным опытом личности (например: “При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине”, “У меня нет больше надежды”);

5) правила, связанные с воздействием реакции (например: “Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа”);

6) правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: “Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым”).

В процессе терапии важно установить, кто и для чего создал то или иное правило, и попытаться произвести замену негативных правил на позитивные. Большое внимание уделяется целям обучения (психотерапии). Важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые вербализуются через “я хочу”, а не “хотел бы”. Формулировать проблемы лучше понятными для пациента терминами, нужно также очертить барьер, который он хочет преодолеть (например: “Я хочу преодолеть страх общения с незнакомыми людьми”). На занятии можно предложить пациенту (например, методом “мозгового штурма”) найти альтернативные решения своей проблемы, записать все идеи на доске и вместе с ним выбрать самые интересные. Пока не достигнута одна цель, переходить к другой не следует.

Психотерапевтические контракты — это запись предполагаемых изменений со стороны пациента. По возможности выбирается не бросающийся в глаза и удобный метод протоколирования и фиксируйся любые изменения в процессе психотерапии.

Таким образом, при К. н., в отличие от оперантного обучения, с индивидуумом не просто чтото происходит, а то, что он сам предпринимает на основе анализа поступающей информации.

Познавательный (когнитивный) подход, обладая чертами “поведенческого”, отражает суть рациональноэмоциональной психотерапии.

Несовершенное мышление обнаруживается в том, что люди говорят сами себе; такой “саморазговор” воздействует и на поведение.

Твоя Йога

Просветление, эзотерика, йога, лечение, энциклопедии

На главную В раздел На форум В меню