пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ...

Возвращение в астральный план. Помощь по выходу в Астрал

Перейти в начало энциклопедии

МАССОВАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ АЛКОГОЛИЗМА ГРИГОРЬЕВА

. В ходе практического применения метода А. Р. Довженко (см. Стрессопсихотерапия алкоголизма (“кодирование”) Довженко). И. Григорьевым (1993) была разработана его новая модификация. Увеличение числа пациентов до 500 — 600 и более на общем сеансе позволило повысить терапевтическую результативность самого сеанса и использовать эффект взаимного эмоциональнопсихологического потенцирования — “храмовый эффект”. При этом общий сеанс разделен на ряд последовательных этапов: беседа врача с аудиторией, проповедь священника, антиалкогольная служба (взятая из уставаСанкт-Петербургского Александра Невского общества трезвости), напутственное слово священника и, наконец, сокращенный вариант сеанса А. Р. Довженко (продолжительность всего занятия около 6—8 часов). Подобные масштабы лечебного процесса потребовали распределения ролевых функций между руководителем сеанса и его ассистентами — другими врачамипсихотерапевтами, принимающими непосредственное участие в общем сеансе и в заключительной индивидуальной работе с каждым пациентом. Участие священника в психотерапевтическом сеансе потребовало привлечения хора духовной музыки, исключения из формулы внушения А. Р. Довженко всех подавляющих и устрашающих элементов, а также отказа от применения хлорэтила. Таким образом, “театр одного актера” в варианте метода А. Р. Довженко в данной модификации был заменен “групповым театром” — бригадой врачейпсихотерапевтов.

Стремление приблизить методы психотерапии к храмовым ритуалам привело к устранению из формулы внушения всех элементов, противоречащих вере, т. е. устрашающих, запугивающих. Удалось ликвидировать также очередь на лечение. Если пациентам приходится ожидать более двух недель от момента возникновения у них желания лечиться и более месяца с момента полного воздержания от всех спиртных напитков, вера в исцеление и желание начать “новую жизнь” могут потерять свой активный психотерапевтический потенциал.

Патологической системе алкоголизма, закрепившейся в личности больного, в предложенном методе противостоит сложная лечебная система. Она имеет сходство с религиознохрамовыми ритуалами, и в первую очередь с православной и католической службой. Общность принципов “соборности действа” и “борьбы за человеческие души” не только роднит храмовую и психотерапевтическую системы, но и создает перспективы для совместной работы врачей и священников. Благословение Русской Православной Церкви во время проведения массовой эмоциональноэстетической психотерапии, согласноданным автора, повысило эффекгивность.последней.

Для многих пациентов лечение начинается со своеобразного паломничества. Узнав об “эффективном исцелении”, как правило от своих знакомых, прошедших лечение больные из других городов страны отправляются вСанкт-Петербург. Предпринятая поездка уже связана с ожиданием чуда. В неосложненных случаях лечение начинается с подробной беседы с врачомпсихотерапевтом, которая при действительном желании лечиться завершается прохождением медицинской комиссии. Здесь же пациенту предписывается обязательное двухнедельное воздержание (пост) от алкоголя до самого сеанса. Все эти этапы (паломничество, исповедь, пост) подготавливают пациента к нравственному восприятию самого сеанса. При сложных и тяжелых формах заболевания у отдельных пациентов в подготовку к лечению включаются индивидуальные и групповые психотерапевты, психологи и (при необходимости) психиатрыпсихофармакологи. Усложняется, углубляется и удлиняется процесс лечения. Во всех случаях серьезная предварительная перестройка системы отношений пациентов осуществляется в условиях семьи и производства.

Несмотря на относительную непродолжительность (6—8 часов) собственно сеанса массовой эмоциональноэстетической психотерапии, структура отдельных элементов достаточно сложна.

Первый этап — сбор пациентов, приходящих на лечение вместе с членами своей семьи, стресс ожидания. В окружении множества самых разных, но трезвых и настроенных на лечение людей, пациента охватывает чувство ожидания, значимости и торжественности самого сеанса (часть пациентов ранее уже лечилась этим методом от алкоголизма, и они пришли с целью закрепить результаты или избавиться от привычки к курению). Именно здесь больной еще острее начинает осознавать всю важность и ответственность добровольно принимаемого решения лечиться.

Второй этап — беседа руководителя се анса, врачапсихотерапевта, построенная в традициях рациональцой психотерапии. Она постепенно трансформируется в лечебный театр — монолог “одного актера” делает проводящего беседу врача центром притяжения мыслей всех присутствующих, заставляет каждого как бы забыть обо всем вокруг, почувствовать себя “наедине” с психотерапевтом. У пациентов просыпается желание нравственного очищения. Постепенно монолог психотерапевта переходит в живую дискуссию с аудиторией, звучат вопросы и ответы, демонстрируются возможности суггестии, саморегуляции и самовнушения за счет мобилизации резервов психики самих пациентов, что “материализует” слова врача, придает каждому значимость и делает каждого преимущественным объектом всеобщего внимания. Беседа и демонстрация возможностей саморегуляции длятся не менее 2 часов.

Третий этап —проповедь священника, завершающаяся антиалкогольной мессой и клятвой самих пациентов перед Богом не принимать никаких спиртных напитков (по источникамСанкт-Петербургского Александра Невского общества трезвости). Продолжительность этого этапа около 1 часа. Все врачипсихотерапевты, принимающие участие в сеансе, становятся на сцене позади священника.

Четвертый этап — выход ведущего сеанс психотерапевта и проведение специально направленной суггестии (сокращенная формула внушения А. Р. Довженко в смягченном — безымперативном варианте). Этот этап в данной модификации длится около часа. Присутствие родственников и посторонних лиц исключается. Больной . остается в среде одержимых пьянством людей, сливающихся воедино в порыве исцеления, стремящихся к взаимодействию с психотерапевтом, ритуальные слова которого как бы избирательно предназначены лично для каждого и для всех вместе. Это этап довольно жесткого, императивного, эмоциональнострессового воздействия, порой переходящего в суггестию и гипноз.

Пятый, последний этап, проводимый врачамиассистентами, аналогичен таинству посвящения. Это ритуал индивидуального, специально построенного психотерапевтического воздействия в виде “зарока”, где на прием каждого пациента уходит от 2 до 5 минут. Здесь массовое воздействие окончательно трансформируется в сугубо интимное, индивидуальное, общая суггестия закрепляется комплексом вербальносенсорных воздействий. До начала этого этапа пациенты еще могут уйти с сеанса, они не вносили плату за лечение. Только после индивидуального закрепления “зарок” вступает в силу. Каждый пациент сам определяет срок, на который он решил воздержаться от алкоголя, этим еще раз подчеркивается добровольность и свобода выбора, причем за больными остается право снятия запрета на употребление алкоголя по первому желанию.

Ритуал индивидуального воздействия на пациента включает в себя комплексное резкое одновременное раздражение чувствительных черепномозговых нервов, имеющих, как известно, ядра в стволе головного мозга. В момент афферентной атаки на ствол мозга клинически наблюдается резкое изменение эмоционального состояния вплоть до сужения сознания с последующей кратковременной амнезией. В состоянии измененного сознания формируется “доминанта трезвости”. Воздействие производится: частично через зрительный нерв — первоначальная фиксация взора пациента на переносице врача; через первую ветвь тройничного нерва, путем энергичного механического раздражения ее в области супраорбитального отверстия; через систему тройничного нерва и через его ветвь — нерв Арнольди приводит к иррадиации возбуждения на области иннервации блуждающего нерва вследствие надавливания на глазные яблоки; через восьмую пару черепномозговых нервов — слуховое отверстие с помощью как эмоционально насыщенных звуков, так и формулы запрета, произносимой в предельно быстром темпе.

Лечебное действие метода массовой эмоциональноэстетической психотерапии опзеделяется интегративным психотерапевпнческим эффектом различных факторов, в том числе используемых в современных кихотерапевтических направлениях. Это приемы суггестии — прямой и косвенной (опосредованной), групповой гипносуггестии; рациональной психотерапии, игровой психотерапии; имаготерапии; музыкотерапии, психодрамы; эмоциональнострессовой психотерапии; поведенческой психотерапии; катарсической психотерапии; ритуальной театрализации, эстетики, паузы, жеста и мелодии на ритуальносуггестивном этапе психотерапии. Ритуальные составляющие метода создают особый, экстатический эмоциональнопсихологический настрой, делают более тесным контакт врача с аудиторией. Имеет значение также собственная вера в духовное возрождение, потенцирующая психотерапевтическое воздействие.

Подобно другим методам лечения алкоголизма данный менее эффективен при злокачественном течении алкогольной болезни как у некоторых групп пациентов (у молодых людей, у женщин), так и в случаях тяжелого повреждающего воздействия заболевания на личность (психопатизация, сопровождающаяся антиобщественными действиями; выраженность алкогольной анозогнозии, изменение личности в виде пассивности), что препятствует формированию механизмов психологической саморегуляции. Следует осторожно относиться к перенесенным алкогольным психозам. Если типично протекающий алкогольный делирий (белая горячка) не грозит осложнениями в период после проведения лечения, то алкогольные галлюцинозы и параноиды предупреждают о возможности развития бреда по отношению к личности психотерапевта и к самому методу. Признаки синдрома психического автоматизма, онейроидный тип галлюцинаторных переживаний, наличие двойной ориентировки, пассивносозерцательный тип их восприятия прогностически неблагоприятны.

Твоя Йога

Просветление, эзотерика, йога, лечение, энциклопедии

На главную В раздел На форум В меню