пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ... |
|||
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.Одно из ведущих направлений современной психотерапии. Если на этапе становления П. п. определение ее было слишком узким и в П. п. включали только технические приемы, основанные на классическом и оперантном обусловливании, то в последнее время существует опасность утраты специфического значения термина изза слишком широкого его понимания. Например, Кэнфер (KanferF.H., 1975) утверждал, что П. п. “должна включать не только то, что связано с открытиями в области кондиционирования и теорий научения, но и всю информацию, полученную в экспериментальной психологии”. Более взвешенным представляется определение П. п. в Американской ассоциации П. п.: П. п. “включает прежде всего использование принципов, которые развиты в экспериментальной и социальной психологии. П. п. должна уменьшать человеческие страдания и ограничения в способности к действиям. П. п. включает переструктурирование окружения и социального взаимодействия и в меньшей мере видоизменение соматических процессов с помощью биологических вмешательств. Цель ее — главным образом, формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль(Франке, Вилсон — Franks С. М., WilsonG.T.,1979). В то время как на первых этапах своего развития под термином “поведение” в П. п. понималось все, что имеет внешне наблюдаемые характеристики, то сейчас в это понятие включаются эмоциональносубъективные , мотивационноаффективные, когнитивные и вербальнокогнитивные проявления. Таким образом, можно выделить более узкое понимание П. п., основанное на единстве теоретических положений и вытекающих из них методически определенных вмешательств, и расширенное толкование, при котором такая связь заметно утрачивается. В качестве предшественников П. п. могут рассматриваться методы психотерапии, основанные на принципах научения, которые появились во втором десятилетии нашего века. Они вошли в литературу под названием методов условнорефлекторной терапии. Сам термин П. п. стал использоваться с 1953 г. 1950—1960 гг. — период становления П. п. как самостоятельного направления. Тогда существовало лишь несколько центров исследования и развития П. п.: в ЮжноАфриканской Республике — Вольпе (WblpeJ.), Лазарус (Lazarus R. S.), Рахман (RachmanS.); в Англии—Шапиро (ShapiroD.), Йетс (YatesA.J.), Айзенк (Eysenck H. J.); в США — Азрин (AzrinN.H.), Айллон (AyllonT.). 1960е гг. — это период бурного развития П. п. К 1971 г. Крэснер (Krasner L.) выделил в П. п. 15 различных направлений, которые в последующие годы слились в общее, получившее название П. п. Классическое обусловливание, связанное с именем И. П. Павлова, было первой теорией, которая легла в основу П. п. И. П. Павлов, так же как и Уотсон (Watson J. В.) — пропагандист теории условных рефлексов, создатель американского бихевиоризма, в своих учениях исключал значение промежуточных переменных и ограничивал исследования раздражителями внешнего мира и внет него поведения. Теория инструментального, или операм тного, обусловливания Торндайка (Thorndike E. L.) и Скиннера (Skinner В. F.) талась в рамках прежней парадигмы “стимул реакция (поведение)”, однако подчеркнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и укреплении поведения. В этой теории стимул приобрел функциональные качества подкрепления, повышающего силу реакции. Модель Торндайка — Скиннера, какимодель И. П. Павлова, уподобляла поведение организма “черному ящику”, о внутреннем содержании которого нет никакой информации. П. п., по Фейдимену и Фрейгеру (FaidimanJ., FragerR., 1994), 1) стремится помочь людям реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы этого сами, т. е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения, мыслей, чувств и уменьшению или исключению нежелательных способов реагирования; 2) не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности; 3) позитивное терапевтическое отношение — необходимое, но недостаточное условие эффективной психотерапии; 4) жалобы пациента принимаются как значимый материал, на котором терапия фокусируется, а не как симптомы лежащей за ними проблемы; 5) пациент и психотерапевт договариваются о специфических целях терапии, понимаемых таким образом, что и пациент, и психотерапевт знают, когда и как эти цели могут быть достигнуты. Следующий этап развития П. п. связан с попыткой учесть и промежуточные переменные, расположенные между стимулом и реакцией. При этом внутренние переменные рассматривались как скры тые реакции на внешние раздражител Именно их скрытность и исключала понятную связь с внешними раздражите лями. Внутренние переменные — прежде всего когниции (мысли, "Р ставления), которые управляют ДРУ1'11 одессами, например эмоциональными пр мотивационными. В плане такого понимания в конце йОх начале 70х годы были предложе" довые методики, вошедшие в литературу под названиями “скрытое кондициояяоование” / “скрытое обусловливание” Йаутела Cautela J. R„ 1967), “скрытый контроль” (Хомм Homme L., 1965), “саморегуляция” (Кэнфер, 1975). Скрытое кондиционирование пытались распространить на когнитивный аспект теории классического и оперантного обусловливания без изменений, что обрекало эти попытки на неудачу. Это были попытки ввести внутренние переменные в практику П. п. В 60е гг. на развитие П. п. оказала влияние теория научения (прежде всего социального) через наблюдение (Бандура Bandura A., 1971). Автор этой теории показал, что одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения, ранее отсутствовавшие у животного или человека. В дальнейшем это привело к теоретическим обобщениям, получившим название концепции самоэффективности. Последующий отход от первоначальной парадигмы П. п. (стимул — реакция), рассматривающий когниции как промежуточные переменные, как структурирующие и регуляционные компоненты эмоциональных, мотивационных и моторных процессов, отражают теории Эллиса (Ellis A., 1962) и Бека (Beck А. Т., 1976). рациональноэмоциональной психотерапии Эллиса главной промежуточной переменной, делающей понятной связь между стимулом и поведением, являются рациональные и иррациональные когниции. В когнитивной психотерапии Бека определяющей переменной являются реалистичные и нереалистичные (связанные с ошибками в когнитивных выводах) когниции. Оба автора признают связь когнитивных и повеДенческих переменных при доминирующем значении первых. С их точки зрения Центром воздействия психотерапии должны быть промежуточные когнитивные пеРеменные. Попытка интеграции когнитивного и поведенческого подходов связана с именем Мейхенбаума (Meichenbaum D.,1977) и его коллег. Его работы можно рассматривать как дальнейшее развитие идей А. Р. Лурия и Л. С. Выготского о внутренней речи. Разработанные им методика самоинструктирования, прививка против стресса представляют собой способы овладения внутренней речью в виде самовербализации. Таково же направление работ Махони (Mahoney М. J., 1974), рассматривающего когнитивные переменные (экспектации) и их модификации как главный объект и цель когнитивноповеденческой психотерапии. В зависимости от метатеории, позволяющей выбрать соответствуюцие когнитивные переменные, когнитивноповеденческое направление оказывается достаточно разнородным. Например, Дзурилла и Голдфрид (D'Zurilla Т. J., Goldfried М. R., 1971) предложили методику тренинга решения проблем, в которой содержанием психотерапии является тренинг стратегии решения проблемы. Таким образом, П. п. — это развивающееся направление в психотерапии. Начав с теорий научения, построенных по схеме “стимул—реакция”, оно использует далее когнитивные и социальные теории научения, а в последние годы пытается опереться также на теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем. Соответственно модифицируются старые и расширяется спектр новых методик П. п. См. также Бихевиоризм, Научение, Терапия моделирования по Бандуре и др. |
|||
На главную | В раздел | На форум | В меню |