пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ... |
|||
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ.. к. является основным структурным подразделением психотерапевтической службы, формой организации психотерапевтической помощи. В условиях этапной (ступенчатой) психотерапевтической помощи больным с пограничными нервнопсихическими расстройствами П. к. организуются на различных этапах. Первичным звеном являются П. к. территориальных поликлиник, участковых больниц, специализированных лечебнопрофилактических учреждений. В территориальных поликлиниках П. к. организованы с 1986 г. на основании приказа МЗ РСФСР № 903 от 19 декабря 1986 г. В задачи П. к. в поликлиниках входит: проведение консультативных мероприятий по направлению участковых врачей и врачейспециалистов поликлиники; отбор для психотерапевтического лечения в условиях П. к. пациентов с неосложненными формами неврозов, другими пограничными состояниями и психосоматическими заболеваниями при создании комплексных терапевтических и реабилитационных программ; направление больных для лечения в П. к. психоневрологического диспансера или другого специализированного учреждения. Одновременно с этим П. к. осуществляет внедрение принципов медицинской деонтологии, психогигиены и психопрофилактики в работу всего персонала лечебнопрофилактического учреждения П. к. второго звена психотерапевтической помощи традиционно создаются в районных, городских, областных психоневрологических диспансерах. Они имеют широкую специализацию, оказывают помощь пациентам, направленным из территориальных поликлиник и специализированных лечебнопрофилактических учреждений. В настоящее время в П. к. этого уровня в условиях динамического наблюдения осуществляется более тщательная диагностика, дифференцирующая неврозы и дру гие формы пограничных состояний и инициальные формы психических заболеваний. Здесь же применяются практически все существующие методы и формы психотерапии больных, страдающих тяжелыми и затяжными формами неврозов с выраженными психопатологическими нарушениями, осуществляется поддерживающая психотерапия, мероприятия по ресоциализации и адаптации больных, страдающих другими пограничными состояниями и психическими заболеваниями. В П. к. прием ведет психотерапевт, привлекая при необходимости медицинского психолога для участия в медикопсихологическом обследовании и психотерапевтических мероприятиях. П. к. обеспечивает техническую возможность проведения необходимых диагностических и терапевтических мероприятий. Для этой цели материальнотехническое оснащение П. к. предполагает наличие специально оборудованных помещений. Оформление помещений проводится с учетом особенностей контингентов больных, психологического воздействия элементов дизайна, создающего непринужденную обстановку, уют и комфорт. Рекомендуется располагать П. к, в нескольких помещениях, пространственно отдаленных от остальной территории лечебнопрофилактического учреждения, на базе которого разворачивается психотерапевтическая служба. Значительно облегчают организацию психотерапевтического приема раздельные вход и выход, что способствует обеспечению анонимности посещений. Хорошие условия работы кабинета обеспечиваются такой организацией территории, при которой в П. к. имеются своя приемная комната, кабинет врачапсихотерапевта, помещение для индивидуальной психотерапии, комната для групповых занятий, кабинет поведенческой психотерапии (гипнотарий). Предназначение помещений различно, а пространственное разделение разных форм работы значительно увеличивает эффективность проводимых мероприятий. Собственная приемная комната позволяет пациенту с первых минут пребывания в П. к. настроиться на иной, по сравнению с общемедицинским, характер отношений между посетителями и медицинскими работниками. Созданию общего контекста начала психотерапевтического воздействия помогает специальное оформление приемной комнаты, в которой могут находиться книга отзывов пациентов, завершивших лечение, квалификационные удостоверения психотерапевтов, цитаты, выдержки из популярной психотерапевтической литературы и др. В кабинете психотерапевта, в котором начинается общение, заполняется первичная и иная медицинская документация, уточняются ожидания пациента, касающиеся лечения методами психотерапии. Здесь может находиться рабочее место среднего медицинского работника, оказывающего помощь врачу в оформлении медицинской документации. Переход в другое помещение для проведения индивидуальной психотерапии подчеркивает смену нормального стиля медицинского врачебного приема на неформальный стиль психотерапевтического взаимодействия. Разделение помещения П. к. на кабинет приема и кабинет психотерапевтической работы становится более актуальным при ориентации на современные, гуманистические варианты психотерапии, предполагающие партнерские взаимоотношения между пациентом и врачомпсихотерапевтом. Это особенно важно на начальных этапах лечения, когда решается вопрос в выборе модели психотерапии, стиля поведения врача. Наличие отдельного кабинета для групповых занятий отражает тенденцию современной психотерапии, предполагающую сочетание различных методов и форм воздействия, а в условиях поликлиники способствует также интенсификации лечебного процесса. Представляется важным выделение помещения для симптоматической психотерапии (суггестивной, поведенческой и др.), которая в силу своей специфичности предполагает усиление терапевтического результата с помощью косвенного внушения всевозможных эффектов (цвето, аудио и видеовоздействие и др.). Такие кабинеты оснащаются мягкой мебелью, креслами с высокими спинками для участников психотерапевтического сеанса, цветоустановками, позволяющими менять цвет и интенсивность освещения, стереофоническими аудиосистемами для создания необходимого звукового фона (специально разработанные программы классической и “трансовой” музыки, звуки природы), слайдопроекторами для демонстрации изображений, видеосистемами. В последнее десятилетие в кабинетах симптоматической психотерапии находят применение лазерные установки, различные имитационные приборы для кодирования, воздействия на центральную нервную систему. Наиболее ярким отражением такой тенденции является создание кабинетов, оснащенных так называемым пультом психотерапевта, управляющим центром на основе персональных ЭВМ. Организация работы П. к. определяется условиями деятельности лечебнопрофилактического учреждения, на базе которого он функционирует. Наиболее частой формой организации потока пациентов являются листы самозаписи или талонная система, в некоторых случаях запись осуществляется по телефону. Выделяется время для работы с первичными пациентами и для повторных встреч. Техническую документацию ведет средний медицинский работник. Принятые в поликлинической сети на основании приказа МЗ РСФСР № 903 нормативы приема 2,5 человека в час в настоящее время пересматриваются в сторону увеличения времени приема. Из деонтологических соображении и в целях обеспечения анонимного обращения может создаваться и собственная картотека персональных документов (амбулаторных карт, амбулаторных историй болезни и др.). Специализированную помощь оказывают П. к., созданные на базе профильных лечебнопрофилактических учреждений. Например, П. к. в кардиологических диспансерах и центрах специализируются на оказании помощи больным с сердечнососудистой патологией, П. к. в гастроэнтерологических центрах — с патологией желудочнокишечного тракта, П. к. на базе физкультурных диспансеров осуществляют психологическую подготовку спортсменов, в П. к. наркологических диспансеров проводится анонимное лечение зависимости от алкоголя, табака и токсических веществ. В организации психотерапевтической помощи в настоящее время наблюдаются тенденции к расширению возможностей психотерапевтической и медикопсихологической служб путем создания П. к., не входящих в государственные и муниципальные системы здравоохранения. Организация и методика работы традиционных П. к. в учреждениях санаторной сети практически не отличаются от муниципальных. Растет число П. к. в образовательных учреждениях, на промышленных предприятиях и т. п. Разновидностью П. к. на промышленном предприятии являются кабинеты психологической разгрузки, работа которых в большей мере ориентирована на решение психогигиенических задач. Наблюдается увеличение числа П. к. частнопрактикующих врачей. Еще одну современную тенденцию можно проследить на примере объединения П. к. в территориальные психотерапевтические диспансеры и психотерапевтические центры, которые берут на себя функции координации деятельности психотерапевтической службы, и П. к., работающих на базе различных лечебнопрофилактических учреждений. Позитивной стороной процесса интеграции П. к. в центры является возможность оказания более квалифицированной помощи за счет деятельности целого коллектива психологов и психотерапевтов, а также специализация П. к. и создание, например, детского, подросткового П. к., П. к. для людей пожилого возраста, семейносупружеской психотерапии, групповой психотерапии и др. В психотерапевтических центрах имеются лучшие условия для повышения квалификации работающих в них специалистов. |
|||
На главную | В раздел | На форум | В меню |