пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ... |
|||
РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Термин Р. п. используется большинством авторов для обозначения метода психотерапии, связанного с именем Дюбуа (Dubois P.,1912). Р. п. метод, в котором используется логическая способность пациента проводить сопоставление, делать выводы, доказывать их обоснованность. В этом смысле Р.п. противоположна суггестии, которая внедряет информацию, новые установки, предписания, минуя критичность человека “Рациональной психотерапией я называю ту, которая имеет своей целью действовать на мир представлений пациента непосредственно и именно путем убедительной диалектики” так определяет Р. п. ее основоположник Дюбуа. Основная мишень воздействия Р. п. искаженная “внутренняя картина болезни”, создающая дополнительный источник эмоциональных переживаний для больного. Снятие неопределенности, коррекция противоречивости, непоследовательности в представлениях пациента, прежде всего касающихся его болезни, — таковы основные звенья воздействия Р. п. Изменение неправильных представлений больного достигается определенными методическими приемами, однако существенное качество Р.п.— построение их на логической аргументации — прослеживается во всех ее модификациях и отличает ее от других методов психотерапии. В зависимости от степени директивности психотерапевта выделяются различные варианты Р. п. При одних пациент подводится к определенному запрограммированному результату, при этом психотерапевт проявляет высокую активность в аргументации, опровергая неправильные доводы больного, побуждая его сформулировать нужные выводы. Значительную роль в такой ситуации может сыграть методика сократовского диалога, при которой вопросы задаются таким образом, что предполагают только положительные ответы, на основе которых больной уже сам делает выводы. Ярким представителем директивной Р. п. был сам Дюбуа. Другие представители Р. п., обращаясь к логическому мышлению пациента, значительную роль отводят также отреагированию, поведенческому научению. В этом случае Р. п. может приближаться к дидактике, что нашло отражение в термине психагогика, предложенном Кронфельдом (Kronfeld А., 1927) для своего варианта Р. п. Основными формами и в некотором смысле этапами Р. п. являются: 1) объяснение и разъяснение, включающие истолкование сущности заболевания, причин его возникновения с учетом возможных психосоматических связей, до этого, как правило, игнорируемых больным и не включаемых во “внутреннюю картину болезни”; в результате реализации этого этапа достигается более ясная, определенная картина болезни, снимающая дополнительные источники тревоги и открывающая пациенту возможность более активно самому контролировать болезнь; 2) убеждение — коррекция не только когнитивного, но и эмоционального компонента отношения к болезни, способствующая переходу к модификации личностных установок больного; 3) переориентация — достижение более стабильных перемен в установках больного, прежде всего в его отношении к болезни, связанное с изменениями в системе его ценностей и выводящее его за пределы болезни; 4) психагогика — переориентация более широкого плана, создающая позитивные перспективы для пациента вне болезни. Р. п. может проводиться в форме как индивидуальной, так и групповой психотерапии. В последнем случае могут быть использованы особые приемы, повышающие активность больных и их мотивацию к лечению (см. Анонимное обсуждение и психотерапевтическое зеркало по Либиху). Р. п. не утратила своего значения и в настоящее время. В качестве одного из элементов она входит практически во все виды психотерапии, без нее затруднительно начало любого ее вида. Успех Р. п. зависит от учета индивидуальных установок больного и его возможностей, от последовательной, систематической работы с ним. |
|||
На главную | В раздел | На форум | В меню |