пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ... |
|||
САМОВНУШЕНИЕ ПО КУЭ. Широкое распространение среди приемов самовнушения получила методика французского аптекаря Куэ (Coue Е., 18571926), названная им “школой самообладания путем сознательного самовнушения”. Нередко целебное действие разных лекарств, которые он продавал в своей аптеке, он не мог обосновать физиологически и объяснял “силой воображения” больных. Он стал учиться технике внушения и гипноза у Льебо (Liebault А. А.) и Бернгейма (Веrnheim Н.), а в 1910 г. открыл в Нанси собственную клинику, где лечил по своей методике. 06 этой методике он читал лекции на родине и в Англии, которые позднее издал небольшой книгой. Куэ заметил, что даже довольно внушаемый человек невосприимчив к внушению, если противится ему и не претворяет его в самовнушение. Главный тезис неонансийской школы, во главе которой стояли Куэ и Бодуэн (Ваиdouin Ch.): нет внушения, есть только самовнушение. Куэ стал учить своих пациентов, называя их “учениками”, поскольку не был врачом, сознательно пользоваться самовнушением, этой “врожденной силой природы”. Прежде всего (что представляется чрезвычайно важным для терапевтического успеха) он убеждал “ученика” в силе самовнушения несколькими приемами: выпрямившись, вообразив себя доской, сохранив подвижность лишь в голеностопных суставах, “ученик” внушал себе падение назад, вперед (“Я падаю назад”, “Я падаю вперед”); скрестив пальцы рук, внушал себе, что не может “разжать” руки (“Я не могу, я не могу”); внушал себе, что не может разжать кулак. Всюду в данном случае, как полагал Куэ, “внушение руководителя только возбуждает самовнушение”. Когда “ученик” убеждался, какая самовнушающая сила содержится в нем, он, по словам Куэ, “уподоблялся обработанному полю, на котором семя может взойти и произрастать; до того он был похож на необработанную почву, на которой семя не взошло бы”. Затем “ученику” предлагалось закрыть глаза, чтобы не отвлекали окружающие предметы, и в случае, например, “болезни живота” внушать себе, шевеля губами, внятно, чтобы слышались слова, что у него будет спокойный, глубокий сон без тяжелых сновидений и каждое утро будет стул, хороший аппетит. При всякой болезни, утром, сразу как проснулся, и вечером, в постели, с закрытыми глазами сосредоточившись на том, что говорить, Куа рекомендовал внушать себе: “С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше, лучше”. Внушать без усилия, без раздумья, подетски, машинально, “как молитву”. При этом хорошо перебирать узлы бечевки (сколько слов, столько узлов). Куэ лечил пациентов с самыми различными заболеваниями. “Применение самовнушения не заменяет медицинского пользования, — замечал он, — но является ценным вспомогательным средством как для больного, так и для врача”. Методику Куэ развил и аргументировал Бодуэн, исходивший из предположения, что поведением человека управляют воображение и подсознательные влечения. При мысленном повторении одних и тех же фраз автоматически возникает внутреннее сосредоточение, действующее на бессознательное. Практически Бодуэн рекомендовал, как считает М. Е. Бурно (1974), учить больных погружаться в самогипноз для того, чтобы проводить самовнушение именно в момент пробуждения или перед самым засыпанием. Погружению в самогипноз способствует сосредоточение внимания на какомто объекте (пламя свечи в темноте), на какойто мысли, достаточно яркой, чтобы не удерживать на ней внимание насильно, на монотонных звуках (тиканье часов), на коротких фразах, обобщающих цель самовнушения. Теоретически эффект внушения (самовнушения) Бодуэн объяснял, пользуясь специальной идеомоторной моделью — “внедрением” терапевтического приказа в подсознательное, которому гораздо легче управлять телесными движениями, чем сознанию. Когда внимание утомляется долгим сосредоточением на чемто (не видим больше то, на что смотрим, не слышим то, что слушаем), наступает релаксация (освобождение от умственного напряжения), могущая перейти в сон. Релаксация способствует “обнажению” подсознательного, и теперь легко “втолкнуть” в подсознательное терапевтический приказ. Куэ и Бодуэн расширяли роль самовнушения далеко за рамки медицинской практики, старались создать систему совершенствования общества, полагая, что самовнушение может изменить мировоззрение людей. Самовнушение по Куэ—Бодуэнy приобрело в 20е гг. широкую популярность. В нашей стране “куэизм” подвергался критике в связи с тем, что он игнорировал нозологические особенности заболевания и личность больного. Положительной стороной работ Куэ и его последователей была пропаганда активных методов психотерапии и корригирующего самовнушения. Куэ способствовал утверждению активной роли пациента в лечебном процессе и развитию идей тренировки и обучения в психотерапии. Он показал также целесообразность положительного самовнушения взамен отрицательного (“Я здоров” вместо “Я не болен”). Благодаря этим положительным сторонам метод С. п. К. был одобрительно встречен В. М. Бехтеревым. |
|||
На главную | В раздел | На форум | В меню |