пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ...

Бессонница. Нарушение функции сна. Лечение бессоницы

Перейти в начало энциклопедии

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

. Форма психопрофилактической работы, социальнотерапевтической помощи, адресованной лицам, находящимся в кризисных состояниях. Появление современных Т. д. (“психотерапевтических телефонных линий”, “линий помощи”, “горящих линий”) связано с именем Вараха (Varach Ch., 1977). В 1953 г. в Лондоне возникла первая такая линия — “линия доверия”. Впоследствии похожие станции были созданы во многих западных странах, а затем в США, Польше, Чехословакии, России. На сегодняшний день Международная Федерация станций телефонной помощи насчитывает в мире сотни таких пунктов. Эти службы обеспечивают лицам, находящимся в кризисной ситуации, немедленную связь по телефону с сочувствующим анонимным слушателем, владеющим особой техникой работы с пациентом по телефону. Обычно это специалистыпсихиатры, психотерапевты, психологи. В некоторых зарубежных кризисных центрах к такой работе привлекаются добровольцынепрофессионалы. Однако ряд специалистов считает принципиально недопустимым создание “любительских” разновидностей службы Т. д. (Лежепекова Л. Н. и др., 1983). Фарбероу и др. (Farberow N. L. et al., 1966) называют следующие качества, необходимые персоналу, работающему с Т. д.: активность в поддержании веры в смысл жизни со ссылкой на собственный пример абонента; умение авторитетным действием снять состояние разлада у абонента; конструктивность — способность привлечь к лечению других работников. Общение по Т. д. требует от персонала жизненной определенности, точности, знаний, опыта, а также особых голосовых интонаций, понимающего подхода, сочувствия, но ни в коем случае не проявления жалости к абоненту. Большинство авторов отмечают, что, кто бы ни работал у Т.д., перед ним стоит одна цель — помочь абоненту в соответствии с характером его затруднений и в случае необходимости обеспечить дальнейшую помощь.

Первоначально службы телефонной помощи организовывались как центры по предупреждению суицидов. В настоящее время Т. д. выполняет всё растущее количество “кризисных услуг” и используется лицами, переживающими любой вид эмоционального кризиса: проблемы, связанные с семейной жизнью, адаптацией к новым условиям, беременностью, абортами, школьными конфликтами и т. д.

Психотерапевтический подход, неотъемлемый от любой формы практической деятельности в области психопрофилактики, приобретает исключительно важное значение применительно к особенностям деятельности Т. д. Потенциальную ценность для психопрофилактической работы имеет большая часть психотерапевтических методов, однако психотерапевтический процесс в условиях “кризисной помощи” очень своеобразен. Обычно называют 3 особенности, отличающие его от традиционных видов психотерапии: 1) наличие временны х ограничений; 2) постоянная направленность на одну проблему; 3) активная позиция психотерапевта. Если очной консультации по поводу той или иной психологической кризисной ситуации обычно предшествует определенный промежуток времени, прошедший с момента ее возникновения, то большинство обращений к Т. д. происходит непосредственно в состоянии психологического кризиса. В этом смысле Т. д. условно можно определить как неотложную психопрофилактическую помощь, предназначенную для экстренного использования в случаях, не терпящих отлагательств. Если абонент находится в состоянии депрессии и существует опасность суицида, консультант обычно занимает более активную, директивную позицию, зачастую применяет авторитетные высказывания. Некоторые авторы отмечают, что успех в предупреждении самоубийства и потенциальная победа проявляются в распознавании смены баланса настроения абонента между желанием жить и желанием умереть. Иную тактику выбирает, как правило, консультант при кризисных взаимоотношениях в семье, на работе. В этом случае беседа ведется недирективно, консультант и абонент сообща обсуждают проблему, ведут ее анализ, ищут поиск решений, однако психотерапевт ни в коем случае не дает прямых советов, что Должен делать абонент. А. Г. Амбрумова и А. M. Полеев (1988) выделяют в первом терапевтическом контакте по Т. д. несколько последовательных этапов. Начальный этап — установление контакта, когда на первый план выступает эмоциональное принятие пациента. Второй этап — интеллектуальное овладение ситуацией — складывается из структурирования ситуации, раскрытия связи ее со всем контекстом жизненного пути, “снятия остроты”, “терапии успехами и достижениями” и т. д. Третий этап — планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации. Четвертый этап — активная психологическая поддержка. Л. Н. Лежепекова с соавт. (1983) отмечают, что постоянным компонентом, а иногда и единственным содержанием психотерапевтических бесед является их седативная направленность, создающая необходимый конструктивный фон для становления и развития позитивного интерперсонального контакта.

Важными преимуществами телефонной помощи являются ее быстрая досягаемость в ночное и дневное время (служба Т. д. работает круглосуточно), несмотря на географическое положение, и ее максимальная анонимность. Кроме того, ей свойственны: 1) элиминированность, “неявность” психотерапевтического характера телефонной помощи, что у большинства лиц в суицидоопасном состоянии повышает чувство безопасности и самооценку; 2) возможность прервать контакт в любой момент, что очень привлекательно для некоторых категорий обратившихся, в особенности для тех, кто чувствителен к психологической безопасности; 3) “эффект ограниченной коммуникации”, связанный с тем, что общение осуществляется по единственному, акустическому каналу, что усиливает вербализацию переживаемой ситуации, эмоционального состояния, планов, намерений, а это, в свою очередь, способствует аффективному отреагированию, уменьшает чувство тревоги. Этот эффект обладает еще одним важным следствием: отсутствие зрительного восприятия дает возможность в определенной степени идеализировать психотерапевта, что повышает эффективность психотерапии; 4) “эффект доверительности” : свойство телефонной связи — звучащие в непосредственной близости голоса абонента и консультанта — способствует быстрому формированию доверительной беседы.

Однако существуют и известные неудобства и “подводные камни” телефонной службы: помехи и шум, возникающие от неисправности аппарата, могут нарушить или затруднить действие слов консультанта; психотерапевт лишен такой важной стороны информации, идущей от пациента, как невербальная, что значительно затрудняет его работу; возможность в любую минуту прервать разговор (являющаяся, как указывалось выше, преимуществом для абонента) усложняет работу консультанта (так, молчание, которое имеет свое значение при беседе с глазу на глаз, может быть воспринято как незаинтересованность в беседе при телефонном разговоре и тем самым может стать причиной его окончания). Это предъявляет повышенные требования и к технической оснащенности станций Т.д., и к квалификации ее работников.

По мнению ряда авторов (Амбрумова А.Г., 1963; Лежепекова Л. Н., Маслов А. С., 1985), целесообразно включение станций Т. д. в общую сеть психопрофилактической помощи, обеспечивающую контакты со всеми входящими в нее службами.

Твоя Йога

Просветление, эзотерика, йога, лечение, энциклопедии

На главную В раздел На форум В меню