пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ...

Гадание по чаинкам чая. Толкование чайных фигур. Чайное гадание

Перейти в начало энциклопедии

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЙХА

. Райх (Rеiсh W., 18971957) австрийский психиатр, представитель социологизированного психоанализа. Пытался соединить психоанализ Фрейда (Freud S.) с социальноэкономическим учением К. Маркса, считал, что психоанализ в форме социальной психологии может определить связи между экономическим базисом и надстройкой. Объединение психоаналитической теории Фрейда с экономической теорией К. Маркса отражается во втором названии его концепции — сексуальноэкономическая концепция психологии.

Райх предложил собственную структуру личности, состоящую из трех автономно функционирующих уровней. “Поверхностный уровень” — это “притворносоциальный уровень”, который образуют под воздействием социальных ценностей общества социально одобряемые формы межличностных коммуникаций. “Промежуточный уровень” представляет собой разнообразные “вторичные импульсы”, включающие агрессивносадистические и либидонозные влечения; его называют “антисоциальным уровнем”. Третий уровень — “биологическое ядро”, или “глубинный уровень”, состоит из “природносоциальных импульсов”, имеющих подлинно человеческий характер. На этом уровне человек является эмоционально здоровым, гармоничным, способным на искреннюю любовь.

По мнению Райха, под влиянием социального устройства буржуазного общества природносоциальные импульсы трансформируются на втором уровне структурной организации личности в агрессивные тенденции. Их блокировка и маскировка на поверхностном уровне личности в виде социальной конформности ведут к формированию невротического характера, который предохраняет от наказания, исходящего от внешнего социального мира, с одной стороны, и служит преградой для свободного проявления природносоциальных импульсов индивида — с другой. Таким образом, Райх видит непосредственную причину возникновения невротического характера в социокультуральных условиях существования индивида в обществе. Невроз и невротический характер являются патологией существования человека в конкретноисторических социальных условиях. Это положение предопределено представлением Райха о социальной обусловленности невроза. В понимании проблемы лечения неврозов он вышел за рамки индивидуальной психотерапии и пытался разрешить ее социальными мерами. Так, в конце 20х гг. он создал в Вене несколько психотерапевтических клиник, рассчитанных на широкие слои общества.

Райх считал необходимой “сексуальную революцию”, так как полагал, что сексуальность обусловливает не только индивидуальноличностную жизнь человека, но и общественный прогресс в целом. Авторитарное общество подавляет естественное проявление сексуальности у людей, искажая тем самым понимание человеческой любви. Возникающие агрессивные вари

анты поведения, формирование невротического характера, социальная апатия ведут к усилению реакционных тенденций в обществе. Именно “сексуальная революция” способна разрушить буржуазные принципы моральноэтического регулирования сексуальной жизни человека; она направлена на его внутренний мир, призвана помочь осознанию негативных сторон подавления природных влечений буржуазной культурой, раскрепостить жизненные силы человека. “Сексуальная революция” ведет к саморегулированию, ориентированному на естественные проявления человеческой любви. Под понятием “моральность” Райх понимал все то, что способствует гармонии между человеком и культурой, личностью и обществом. В 50х гг. Райх стал рассматривать “оргонную энергию” как космическую субстанцию. “Сексуальноэкономическая” терапия Райха направлена на создание предпосылок для осуществления естественноприродных отношений между полами и развития подлинно человеческой способности к любви, что “зависит как от социальных, так и от психических условий”.

Райх посвятил ряд работ изучению неврозов и биологической энергии человеческого организма. Он расширил теорию, либидо Фрейда, включив в нее все основные биологические и психологические процессы; рассматривал удовольствие как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир. Райх считал, что характер человека включает постоянный паттерн защит. Сначала он описывал этот паттерн в психологических терминах, затем стал связывать различные формы характерных сопротивлений со специфическими паттернами мускульного панциря. Хронические мышечные зажимы блокируют 3 основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что мышечный и психологический панцирь — одно и то же: “Панцирь характера оказывается функционально тождественным с перенапряжением мышц, мышечным панцирем. Эта функциональная тождественность означает нечто иное, как тот факт, что мышечные паттерны и черты характера служат одной и той же функции в психическом аппарате: они могут влиять друг на друга и заменять друг друга. По существу они не могут быть разделены; по функции они тождественны”. Хронические напряжения блокируют энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Эмоции, блокированные таким образом, никогда не устраняются, потому что не могут полностью проявиться. Эти блоки (мышечные зажимы) искажают и разрушают естественные чувства, в частности подавляют сексуальные чувства, мешают полноценному оргазму: “Неврозы — это результат застоя сексуальной энергии”. По Райху, полное освобождение от заблокированной эмоции происходит только после ее глубокого переживания: “Ликвидация сексуального застоя посредством оргастической разрядки устраняет любые невротические проявления”.

Райх считал, что мышечный панцирь представляет собой 7 основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций. Эти сегменты образуют ряд из 7 горизонтальных колец, находящихся под прямым углом к позвоночнику. Основные сегменты панциря располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Терапия Райха состоит прежде всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно работать отдельно. В распускании панциря используются 3 типа средств: 1) накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания; 2) прямое воздействие на хронические мышечные зажимы посредством давления, пощипывания и т. д.; 3) открытое рассмотрение совместно с пациентом сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются. Райх подчеркивал важность освобождения, расслабления мышечного панциря в дополнение к аналитической работе с психологическим материалом. Он рассматривал ум и тело как нерасторжимое единство. Его научные интересы перемещались от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к исследованию как психологических, так и соматических аспектов характера и характерного панциря и далее к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания биологической энергии. Райх стремился к распусканию защитного панциря, блоков чувствования, которые искажают психологическое и физическое функционирование человека; рассматривал терапию как средство восстановления свободного протекания энергии через тело посредством систематического освобождения блоков мускульного панциря, поэтому и назвал свой метод лечения неврозов “биофизической оргонной терапией”.

Разработанные Райхом методики дыхания, эмоционального раскрепощения, усиления напряжения в заблокированных областях тела легли в основу созданных его учениками биоэнергетики (см. Биоэнергетический анализ Лоуэна) и структурной интеграции Рольф — системы, стремящейся вернуть телу правильное положение и правильные линии посредством глубоких и часто болезненных вытягивании мускульных фасций, сопровождаемых прямым воздействием. Можно сказать, что Райх явился пионером в области психологии тела и ориентированной на тело психотерапии.

См. также Телесноориентированная психотерапия.

Твоя Йога

Просветление, эзотерика, йога, лечение, энциклопедии

На главную В раздел На форум В меню