ДЗА-ДЗЕН
"Дзадзэн начинающего – это также целостное переживание фундаментальной истины".
Мастер Догэн говорил: "Когда появляются какие-то образы, немедленно остановите их. Вот и всё".
Самое фундаментальное поучение Готамы Будды :
"Не делай того, что неправильно; делай то, что правильно".
Таким образом Готам Будда учил своих учеников восьми "правильным путям". Тут нет места для того, чтобы углубляться в этот вопрос, но в данном пункте могут оказаться полезными некоторые пояснения. Все "восемь правильных путей" коренятся в равновесии, которого мы достигаем с помощью дзадзэн, в равновесии между активностью и пассивностью, оптимизмом и пессимизмом, напряжением и расслабленностью, разумным и иррациональным.
Правильное понимание заключается в том, чтобы человек не был ни чрезмерным оптимистом, ни чрезмерным пессимистом.
Правильным мышлением будут мысли, планы и теории, возникающие из правильного миропонимания, которое не будет ни идеалистически непрактичным, ни слишком материалистическим и тривиальным.
Правильная речь часто объясняется как решение не лгать; но в более глубоком смысле это выражение означает "мягкие слова", т. е. речь, которая находится в гармонии с говорящим, слушателем и обстановкой.
Правильное действие всегда соответствует обстановке, оно не подвержено неправомерному влиянию наших преходящих настроений или капризов.
Правильное занятие подразумевает правильный способ зарабатывать на жизнь и правильный выбор таких способов.
Правильное усилие – хорошо выполняемый труд, возможный благодаря внутренней гармонии, равновесию.
Правильный ум, как вы сами можете предположить, означает спокойный, невозмутимый ум.
Правильное, уравновешенное тело указывает на такое состояние, когда нет излишней натянутости или распущенности, нет ни чрезмерного напряжения, ни чрезмерной расслабленности.
Эти цели могут показаться чрезмерно упрощёнными, но, в конце концов, вдохновение дзэн исходит от человека, подобного нам, который жил очень давно; цель дзэн заключается в том, чтобы очистить нас и привести в гармонию; это не какое-то фантастическое и невероятное переживание, а скорее возвращение к тому устойчивому равновесию, которым мы так часто наслаждались в детстве. Парадоксальным образом мы можем сказать, что цель практики дзадзэн состоит в том, чтобы при помощи наших собственных усилий вернуть нас в обычное состояние, чтобы благодаря упорной работе мы стали нормальными людьми!
МОНДО ( Mondo )
Понятие, используемое в дзен-буддизме. Оно означает внезапный вопрос, заданный учителем, на который ученик должен, не задумываясь, дать немедленный ответ, тем более что вопрос обычно формулируется таким образом, что логический ответ на него невозможен. Спонтанный ответ ученика может представлять собой просто восклицание, однако бдительность незаполненного мыслями разума, как предполагается, способна обеспечить ученику новый опыт и новые ощущения
КОАН
Коан – это какая-то задача, данная ученику дзен его учителем для решения. Ученик должен разрешить её сам, хотя когда-то учитель окажет ему некоторую помощь. Для работы над коаном необходимо, чтобы вы изо всех сил старались разрешить его; а это возможно, если вы будете просто рассматривать коан, не размышляя о нём. Чем чаще вы будете вновь и вновь возвращаться к его смыслу, тем более трудным станет решение. Две ладони, ударяя друг о друга, производят звук; а каков звук одной ладони? Вот один из коанов. Если вы решите, что такого звука нет, вы отказываетесь от своей неповторимой возможности.
СУМИЕ
Вот как создавался рисунок тушью (сумие) на тонкой рисовой бумаге:
Набросок сумие беден, беден по форме, беден по содержанию, беден по исполнению, беден по материалу, и все же мы, восточные люди, чувствуем в нем присутствие некоего двигающегося духа, который каким-то таинственным образом парит вокруг штрихов, точек и разного рода теней, вибрируя, сообщает им ритм живого дыхания" (Судзуки).
Японский мастер каллиграфии Харадо Кампо объяснял: " Когда я беру палочку туши и растираю ее на камне, спокойствие и мир наполняют мое сердце. Я нахожу слово, которое абсолютно свободно в этом молчании, слово, в котором заключено безграничное пространство. Отсюда и "путь каллиграфии" - седо".
ХОККУ
Дзенские техники, направленные на достижение пустоты сознания, освобождают исполнителя от внутреннего диалога, зависимости от желаний и эмоций, и открывают, тем самым, сознание для непосредственного переживания текущего момента. Результатом может быть точный и сильный удар карате, попадание стрелы в цель, экибана, сад камней, хокку...
Так что японское стихотворение развивается в другой, отличной от европейской традиции системе координат, где "Я" изначально не присутствует. "Буддизм - это клин, с помощью которого выбивают другой клин - собственное "Я", после чего оба клина выбрасывают". Поэтому практика японского стихосложения - это практика смелых вылазок за пределы собственного "Я" до тех пор пока исчезнет необходимость возвращаться...
Вы сделаете первые шаги с мастером хокку, а потом пойдете сами - каждый своим путем...
+ + +
Темная ночь.
Вода говорит то,
что я думаю...
ДЗА-ДЗЕН
Автор статьи | Прямой адрес публикации | Автор публикации: IgrOK
Все эзотерические материалы