Гностицизм, гностики, гнозис
Что такое гностицизм? Этот термин придумали в 19 веке, для обозначения ряда религиозно-философских учений 2 века н.э. (и более поздних). Последователей этих учений называют гностиками.
Чем интересен гностицизм? Некоторые исследователи называют его "тёмным двойником христианства", и даже высказывают предположение, что именно гностицизм был истинным христианством, а оформившаяся позже "ортодоксальная" доктрина исказила первоначальное учение Иисуса.
Гностики называли себя истинными христианами, а ортодоксов обзывали словом "ромеи" (римляне). Ортодоксальных христианских апологетов это очень возмущало, и они, в свою очередь, обзывали гностиков еретиками.
Одна из основных тем в сочинениях христианских апологетов того времени - "опровержение ересей", главным образом гностических. О ересях писали Тертуллиан, Ириней Лионский, Епифаний и др.
После того, как ортодоксы пошли на союз с властями римской империи, они задействовали ресурсы государства для борьбы с еретиками.
Известно обращение костантинопольского патриарха Нестория: "Царь, дай мне землю, очищенную от ересей, а я за это дам тебе небо; помоги мне истребить еретиков, и я помогу тебе истребить персов". Христианский император Юстиниан начал сжигать еретиков живьём.
Борьба официальной церкви с еретиками с разной интенсивностью продолжалась несколько столетий. Сочинения еретиков (гностиков, манихеев и др.) также методично уничтожались, поэтому сейчас приходится реконструировать эти учения в основном по цитатам из анти-еретических трудов христианских апологетов.
Большинство найденных оригинальных гностических трактатов имеют коптское египетское происхождение. Исследователи объясняют это тем, что у ранних христиан-коптов был запрет на уничтожение текстов, в которых встречается слово "Бог". Поэтому, вопреки "директивам сверху", еретические писания не уничтожались, а прятались.
В чём суть гностицизма? Можно выделить несколько моментов, общих для большинства гностических учений.
Гностики рассматривают наш мир как результат ошибки, аварии, случившейся в процессе творения.
Бог-Отец начал создавать плерому (полноту) совершенных эонов, и поначалу всё шло нормально. Но в какой-то момент один из эонов проявил своеволие, и всё пошло враскосяк. Как одно из последствий "аварии", возник этот несовершенный материальный мир, который изначально никто не собирался создавать. Творцом этого мира гностики считают больного, несовершенного Демиурга, который в свою очередь является порождением эона-нарушителя.
Это, конечно, очень упрощенное описание, однако оно даёт некоторое представление о духе гностических учений.
Гностицизм, гностики, гнозис
Автор статьи | Прямой адрес публикации | Автор публикации: Port9
ГНОСТИЦИЗМ (греч. gnosis – знание), религиозное течение, развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм, в его развитых формах, представлял собой сочетание восточных и эллинистических мотивов с христианской интерпретацией истории и предназначения человечества, восходящей к посланиям апостола Павла. Общим для гностических систем является резкий дуализм – противопоставление духа и материи. В основе гностического мифа лежало представление, что мир пребывает во зле и это зло никоим образом не могло быть сотворено Богом. Отсюда следовало, что мир был сотворен либо ограниченной в своем могуществе, либо злой силой, которую гностики именуют Демиургом. Гностический Демиург ничего общего не имеет с Демиургом (Богом-ремесленником) платоновского Тимея, который мыслится безусловно благим и творящим видимый мир в соответствии с божественным образцом. Согласно гностикам, Высший Бог обитает в занебесной области, однако из сострадания к человечеству он направляет к людям своего посланца (или посланцев), чтобы научить их, как освободиться из-под власти Демиурга. Некоторые гностические секты отождествляли Демиурга с Богом еврейской религии и, соответственно, рассматривали евреев как народ, избранный, чтобы воспрепятствовать спасительной деятельности посланцев Высшего Бога.
Учения различных гностических сект получили свое отражение в чрезвычайно обширном корпусе сочинений, однако большей частью эти сочинения были уничтожены как еретические. Самыми известными основателями гностических сект были Симон Волхв, Менандр, Сатурнин, Керинф (1 в. н.э.), Василид (ум. ок. 140), Валентин (середина 2 в.) и Маркион (2 в.), у каждого из них была собственная гностическая система.
До середины 20 в. гностики были известны лишь по сочинениям отцов церкви, и прежде всего – Иринея Лионского, Тертуллиана, Ипполита и Епифания. Однако сообщаемые ими сведения чаще всего были заимствованы из вторых рук и основаны на чужих свидетельствах, а не на сочинениях самих гностиков. Лишь в 1945 была открыта целая библиотека коптских гностических текстов, которую обнаружили в большом глиняном сосуде, закопанном в поле близ Наг-Хаммади в Египте, примерно в 40 км к югу от Каира; среди них был список известного сочинения Валентина – Евангелия истины.
На основе тех сведений, которыми ученые располагают сегодня, можно сделать вывод о том, что гностицизм имел скорее эллинистические, чем иудаистские или иудеохристианские корни. Гностические сочинения полны цитат из раннехристианских сочинений и отголосков той формы христианского вероучения, которая восходит к традиции, связанной с именем апостола Павла, и в которой заметна дуалистическая ориентация или преуменьшается значение плоти и преувеличивается могущество зла (например, 1 Ин 5:19: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле»; или Рим 8:3: «в подобии плоти греховной»). Между тем, еврейская Библия решительно отвергает дуалистическое принижение материального мира, и даже некоторые новозаветные тексты указывают на сильную оппозицию гностическому дуализму 1 в.
Исследователи, придерживающиеся теории, резко противопоставляющей иудеохристианскую традицию в раннем христианстве эллинистической, считают, что, хотя апостол Павел и не разделял враждебного отношения гностиков к Богу Израиля и Торе как таковой, он привнес в свою версию христианства ряд гностических мотивов. Так, Павел верил, что в нашем земном мире правит зло и что спасение возможно лишь за его пределами. Выражение «власти века сего» (1 Кор 2:8) относится у него не к земным владыкам, а к сверхъестественным силам, которые правят «сим веком», то есть земным миром в данную космическую эпоху. Кроме того, он постоянно использует излюбленные гностические термины «начальства» и «власти» (напр., Еф 6:12) применительно к сверхъестественным силам зла, которым противостоял Иисус и сам Павел. Апостол Павел представлял себе силы зла как силы, обладающие не зависящим от Бога могуществом и противоборствующие Богу, вовлеченному в великую космическую вражду, в которой земными противниками Бога выступали легионы злых сверхъестественных сил.
Хотя гностицизм в чистом виде исчез довольно рано, гностический дуализм продолжал оставаться существенным компонентом западной духовности. Гностиком в расширительном смысле можно назвать того, кто обращается мысленным взором к миру невидимых, духовных сущностей и ищет спасения через полученное посредством божественного Откровения знание об истинной сущности человека и о необходимости его избавления от оков порочного мира материи. Так, в Евангелии истины сказано: «Тот, кто знает [эту истину, или знает себя], принадлежит к горнему миру. Когда его призывают, он внемлет, он отвечает, он обращается к Богу, призывающему его, чтобы возвратиться к Нему».
Гностицизм, гностики, гнозис
Автор статьи | Прямой адрес публикации | Автор публикации: Port9
Гностицизм - это своеобразная оккультная эзотерическая философия, образовавшаяся из слияния эллинистической философии с густой добавкой египетских магических представлений с одной стороны и и иудейского монотеизма с другой (в особенности повлияли на зарождение гностицизма, вероятно, книги Иезекииля, Премудрости Соломона и Сираха). Гностицизм, судя по всему, зародился у александрийских евреев примерно в то же время, что и христианство или чуть раньше. Впервые они обнаруживаются у Филона Александрийского в I половине I в., и впоследствии всплывают у самых различных авторов. Гностицизм - не более чем родовое понятие, как и современный нам "Новый Век": он объединял в себе массу школ самого разного направления.
Общим для гностиков, вероятно, было (очень примерно) следующее. Гностики считали себя обладателями тайного знания (греч. знание - "gnosis", отсюда и названия) о Мироздании, позволявшего человеку обрести сверхъестественные способности и возможности. Мироздание у гностиков представляло собой лестницу из эонов - Сущностей. Наверху мироздания стоял Бог, Мировой Разум или иная высшая сущность, посредством Божественного Слова (гр. слово - "Логос") творившая Разум и другие эоны, числом до 24 (но всегда обязательно круглое). Одной из сущностей был злобный Демиург (букв. "гончар") , создавший материальный мир; существовал еще и добрый эон София (Мудрость), противостоящий Демиургу в той или иной форме. Материальный мир гностики дружно презирали, считая его недостойным высшей божественности. Спастись от власти материального мира и приобщиться к высшему разуму можно было лишь получив указанное "тайное знание", ведя определенный образ жизни и совершая особые магические манипуляции (особено гностики чтили магию чисел).
О том, как гностики наследили в христанстве, можно судить, например, из деятельности Маркиона. Было это около 140 г. О Маркионе известно, что он был богатый хлеботорговец из Понта (р-н Синопа в нынешней Турции), приехал в Рим, внес очень нехилый взнос на общину и стал чем-то вроде второго римского епископа.
Маркион был гностиком и считал, что абсолютное божество, от которого исходил Христос, к людям не имело никакого отношения, а сотворил мир злобный демиург еврейский бог Яхве. Христос пришел выкупить чужих, в общем, божеству людей. Маркион, правда, расширил эту точку зрения: Христос, разумеется, не существовал в реальности, а был этакой эманацией доброго божества. Страшного суда и загробного мира не будет, так как Христос сделал куда как больше - освободил души от связи с этим гадким материальным миром, состряпанным Яхве. Людям следует сосредоточиться на том, чтобы не выдумывать какое-то там царствие небесное, а избавиться от этого мира раз и навсегда. Делается это путем безбрачия, аскетизма и прочего полезного и похвального поведения.
Гностицизм, гностики, гнозис
Автор статьи | Прямой адрес публикации | Автор публикации: Port9
Все эзотерические материалы