СИЛА ДЕНЕГ – ПРИРОДА И ЦЕННОСТЬ

СИЛА, ДЕНЕГ, ПРИРОДА, ЦЕННОСТЬ

Деньги - это видимый символ универсальной силы; сила эта в своем проявлении на земле действует на витальном и физическом планах и необходима для полноты внешней жизни. По своему происхождению и в истинном своем действии она принадлежит Божественному. Но, подобно другим силам Божественного, она ниспослана сюда и в невежестве низшей Природы может быть захвачена эго для собственных нужд или попасть под влияние асуров, которые искажают ее в соответствии со своими целями. Поистине это одна из тех трех сил — власть, богатство, секс, что обладают наибольшей привлекательностью для человеческого эго и для асура; в большинстве случаев с этими силами неверно обращаются и ими злоупотребляют те, кто имеет с ними дело. Те, кто стремится к богатству или обладает им, — гораздо чаще его рабы, чем владельцы; лишь немногим удается полностью избежать того негативного влияния, которое ныне присуще богатству вследствие длительного владения этой силой и ее извращения асурами. По этой причине большинство духовных учений настаивает на полном самоконтроле, отрешенности и необходимости отринуть всякую зависимость от богат­ства и всякое личное, эгоистическое желание владеть им. Некоторые даже устанавливают запрет на деньги и богатство и провозглашают бедность и нищету единственным условием духовной жизни. Но это ошибка; таким образом эта сила — богатство — остается во власти сил враждебных. Отвоевать ее для Божественного, которому она принадлежит, и распоряжаться ею божественным образом для Божественной жизни — вот супраментальный путь для садхака.

Шри Ауробиндо

Под деньгами обычно подразумевают банкноты, монеты или те или иные материальные богатства, драгоценности и т. д. Но все это – лишь физический эквивалент определенной силы, которой можно манипулировать при помощи витального и которая, когда ею обладают и ее контролируют, почти автоматически приносит с собой эти более материальные эквиваленты денежной силы. Это своего рода власть, возможность привлечения определенных очень материальных вибраций, которая заключает в себе также способность к практическому использованию этих вибраций, а их использование усиливает саму эту власть. Это напоминает эффект физических упражнений: их сила возрастает по мере занятий.

Например, если вы обладаете контролем над этой силой — эта сила в витальном мире имеет цвет, изменяющийся от красного, темного, чрезвычайно интенсивного красного до густо-золотого, не слишком яркого, но и не бледного. Так вот, если привести эту силу в движение, если заставить ее циркулировать, то она становится мощнее. Эту силу нельзя накапливать или хранить без дела, она должна быть задействована, быть в обращении. Например, скупые люди, которые скапливают все деньги, все богатства, которые им удается привлечь к себе, тем самым изымают эту силу из обращения, не используя ее энергию движения. В итоге она либо ускользает от них, либо, лежа без движения, впадает в оцепенение и утрачивает свою действенность.

Прежде всего, с финансовой точки зрения наша деятельность основывается на следующем принципе: деньги не предназначены для того, чтобы делать деньги. Идея, что деньги должны делать деньги, — это ложь и извращение.

Предназначение денег — в том, чтобы преумножать благосостояние, материальное процветание и продуктивность того или иного сообщества, страны, а в высшем смысле — всей земли. Деньги – это средство, сила, энергия, а отнюдь не цель как таковая. И, как любая сила, сила денег возрастает и приумножается, когда она движется, циркулирует, находится в обращении, используется в деле, а не когда ее накапливают и хранят без дела, без движения, вызывая ее застой и омертвение.

Мы здесь пытаемся на конкретном примере доказать миру, что посредством внутренней психологической реализации и внешней организации можно создать мир, в котором большинство из причин человеческих страданий будет устранено.

Придет день, когда все богатства этого мира, освобожденные наконец от рабской подчиненности антибожественным силам, спонтанно и полностью отдадут себя служению Божественной Работе на земле.

Мать

Предназначение денег — не в том, чтобы делать деньги, подлинное предназначение денег – в том, чтобы подготовить землю к приходу нового творения.

СИЛА ДЕНЕГ – ПРИРОДА И ЦЕННОСТЬ

Сила денег в настоящее время находится под влиянием и в руках сущностей витального мира. Именно из-за этого влияния вы никогда не увидите, чтобы достаточно большие деньги были даны на дело Истины. Они всегда уходят куда-то не туда, поскольку находятся во власти враждебных сил и являются одним из главных средств, с помощью которых эти силы удерживают свое владычество на земле. Власть враждебных существ над денежной силой очень мощно, всесторонне и тщательно организована, и вытащить что-либо из этой скрупулезно организованной, цельной структуры — труднейшее дело. Всякий раз, когда вы пытаетесь вытянуть хоть немного денег у их нынешних хранителей, вам приходится выдержать яростную битву.

И все же даже одна блестящая победа где-либо над враждебными силами, которые владеют деньгами, сделала бы возможной победу одновременно и автоматически также и во всех других точках. Если эти силы сдадут позиции в одном месте, тут же все, кто сейчас чувствует, что не может дать денег на дело Истины, вдруг почувствуют острое желание дать их. Нельзя сказать, что эти богатые люди, которые в большей или меньшей степени являются игрушками и орудиями в руках витальных сил, не склонны тратить деньги. Их скупость пробуждается, только когда дело не касается их витальных желаний и импульсов, поскольку, если речь идет об удовлетворении того или иного желания, которое они называют своим, они с готовностью тратят столько, сколько нужно. Но стоит только предложить им поделиться своим благосостоянием и преимущества­ми своего богатства с другими, как им сразу же становится очень трудно расстаться со своими деньгами. Контролирующая деньги витальная сила подобна стражу, который хранит свои сокровища в огромном сейфе, всегда накрепко запертом. Каждый раз, когда захваченные ею люди получают просьбу поделиться своими деньгами, они задают множество самых разных осторожных и внимательных вопросов, прежде чем хоть немного приоткроют свою мошну. Но как только в них возникает витальный импульс со свойственной ему требовательностью, страж тут же с радостью распахивает свой сундук и деньги текут потоком. Обычно витальные желания, которым он подчиняется, связаны с удовлетворением сексуальных импульсов, но очень часто он также отступает перед желанием славы и почитания, желанием пищи или любым другим желанием, принадлежащим тому же витальному уровню. Все, что не относится к этой категории, подвергается тщательному допросу и досмотру, допускается с большой неохотой и чаще всего в итоге отвергается. В тех, кто является рабами витальных существ, желание истины, света, духовного осуществления если вообще и затрагивает их, не может уравновесить привязанности к деньгам. Чтобы отвоевать для Божественного деньги из их рук, фактически нужно победить и изгнать из них дьявола: сначала вам придется одолеть или обратить витальную сущность, которой они служат, а это задача не из легких.

Как можно вновь отвоевать деньги для Матери ?

А!.. Здесь есть один намек. Шри Ауробиндо говорит о том, что три вещи взаимозависимы: власть, деньги и секс. Действительно, эти три вещи взаимозависимы, и необходимо завоевать все три, чтобы иметь полный контроль над любой из них, — когда ты хочешь завоевать одну из них, ты должен взять под контроль и остальные две. Если человек не подчинил себе все три эти вещи: желание власти, желание денег и желание секса, – он не может по-настоящему твердо и уверенно обладать ни одной из них.

Что придает деньгам то огромное значение, которое они приобрели сегодня в мире, это в большей мере не сами деньги — ведь за исключением нескольких глупцов, гребущих деньги под себя и упивающихся самой возможностью накапливать их, пересчитывать и т. д., в большинстве своем люди хотят и добиваются денег ради удовольствий, которые они приносят. И это почти равнозначно: каждая из этих трех вещей не только имеет собственную ценность в мире желаний, но и опирается на две другие.

Я рассказывала вам свой опыт, когда я встречалась с огромным черным змеем, который сторожит мировые богатства, все земные сокровища — для доступа к ним он требовал господства над универсальным сексуальным импульсом. Поскольку, согласно некоторым теориям, сама потребность во власти имеет своим источником этот вид самоудовлетворения, то, если добиться господства над ним, если устранить его из человеческого сознания, жажда власти и желание денег в большей степени исчезнут автоматически. Очевидно, что эти три вещи являются огромными препятствиями в человеческой жизни на земле и если их не победить, у человечества вряд ли будет шанс измениться.

СИЛА ДЕНЕГ – ПРИРОДА И ЦЕННОСТЬ

Деньги – это такая вещь, которой не стоит иметь, пока вы не избавитесь от желаний. Когда у человека больше нет никаких желаний, никаких привязанностей, когда он обладает сознанием столь же обширным, как сама земля, тогда он может иметь все деньги, какие только есть на земле, и это принесет великое благо всем. Но если он не достиг этого, все его деньги будут для него настоящим проклятием.

Человеку гораздо труднее быть добрым, быть здравомыслящим, быть благоразумным и щедрым, особенно щедрым, когда он богат, чем когда он беден. Я знала многих людей во многих странах, и во всех странах самыми щедрыми людьми, каких я когда-либо встречала, были самые бедные. Но как только карманы полны денег, человека словно бы поражает денежный недуг — жалкая привязанность к деньгам. Уверяю вас, это сущее проклятие.

Так что первейшее дело для человека, имеющего деньги, – отдавать их. Но, как уже говорилось, нельзя раздавать их налево и направо, без разбору: не уподобляйтесь тем, кто занимается благотворительностью только потому, что это наполняет их чувством собственной значимости, позволяет им упиваться тем, какие они добрые и щедрые. Вы должны действовать саттвтеским путем, то есть стараться найти деньгам наилучшее применение. А для этого каждый должен обнаружить в своем наивысшем сознании, как он может использовать имеющиеся у него деньги наилучшим образом. И деньги поистине не имеют ценности, если они не задействованы, не пущены в обращение. Для любого человека деньги приобретают какую-либо ценность только тогда, когда он тратит их.

Богатство — это сила: как я уже говорила, это одна из сил Природы и она должна быть средством циркуляции, силой в движении, как текущая вода является силой в движении. Это инструмент, который можно использовать, чтобы производить или организовывать что-либо. Фактически, деньги — просто удобное средство для осуществления свободной и полноценной циркуляции вещей.

Так что первейшее дело для человека, имеющего Эта сила должна быть в руках тех, кто знает, как деньги, — отдавать их. Но, как уже говорилось, использовать ее наилучшим образом, — то есть, как я уже сказала вначале, людей, устранивших или тем или иным способом избавившихся от всякого личностного желания и от всякой привязанности. К этому должно прилагаться видение, достаточно широкое, чтобы понимать потребно­сти и нужды земли, а также знание, достаточно полное, чтобы знать, как организовать все эти потребности и использовать эту силу при помощи этих средств.

Если, кроме того, эти существа обладают высшим духовным знанием, то они могут использовать эту силу, чтобы постепенно построить на земле что-то такое, что будет способно проявить божественную Силу, Энергию и Милость. И тогда эта сила денег, богатство, эта финансовая сила, о которой я только что сказала, что она по­добна проклятию, станет подлинной всевышней благодатью для всех существ на земле.

Мать

СИЛА ДЕНЕГ – ПРИРОДА И ЦЕННОСТЬ

Вам не следует отворачиваться с аскетической брезгливостью от власти денег, от средств, которые она предоставляет, от вещей, которые она приносит с собой, питать раджасическую привязанность к ним или лелеять в себе дух рабского потакания жажде обладать ими. Просто считайте богатство силой, которую нужно снова отвоевать для Матери и поставить ей на служение.

Все богатство принадлежит Божественному, и те, кто обладает им, — это доверенные лица, попечители, но не владельцы. Сегодня оно у них, а завтра может оказаться в другом месте. Все зависит от того, как они выполняют свой долг попечителей, имея богатство в своем распоряжении, в каком духе, с каким сознанием и для каких целей они употребляют его.

Когда вы лично имеете дело с деньгами, смотрите на все, что у вас есть, что вы приобретаете, по­лучаете, как на принадлежащее Матери. Ничего не требуйте; когда же вы получаете что-то от нее, используйте это для тех целей, для которых оно вам было дано. Будьте бескорыстными во всем, в высшей степени скрупулезными, точными, внимательными даже в мелочах, будьте достойным попечителем; никогда не забывайте: все, чем вы располагаете, — это не ваша, а ее собственность. С другой стороны, все, что вам дается для нее, благоговейно возлагайте перед нею; ничего не используйте ни в своих, ни в чьих-либо еще интересах.

Не нужно преклоняться перед людьми из-за их богатства, пусть вас не смущает их наружность, власть или влияние. Когда вы просите для Матери, вы должны чувствовать, что именно она просит через вас лишь малую долю того, что уже принадлежит ей; человек же, у которого вы просите, будет судим по своему ответу.

Если вы свободны от влияния денежной заразы, но при этом в вас нет и аскетического неприятия денег, то вы будете обладать большой властью распоряжаться ими для божественной работы. Уравновешенность ума, отсутствие каких-либо требований и полное посвящение Божественной Шакти и ее работе всего, чем вы владеете и что получаете, а также всей вашей способности приобретать, суть признаки такой свободы. Любое замешательство ума в отношении к деньгам и их использованию, любое притязание, любое недовольство — это верный признак некоего несовершенства или зависимости.

Идеальным в этом отношении садхаком будет тот, кто в случае необходимости сможет жить в бедности, — при этом чувство, что он находится в нужде, не обеспокоит его и не нарушит полноты игры божественного сознания внутри него; если же от него потребуется, он сможет жить и богато и ни на мгновение не охватят его ни собственнические чувства по отношению к своему богатству или к вещам, которыми он пользуется, ни привязанность к ним; никогда не попадет он ни в рабство к собственным желаниям, потакая им, ни в бессильную зависимость от привычек, которые создает владение богатством. Божественная Воля — это все для него, и божественная Ананда.

В супраментальном творении сила денег должна быть возвращена Божественной Власти и использована для истинного, прекрасного и гармоничного оснащения и устроения нового обожествленного витального и физического существования, какой бы путь для этого ни избрала в своем созидающем провидении сама Божественная Мать. Но прежде всего эта сила должна быть вновь отвоевана для нее, и самыми сильными в этом завоевании будут те, кто в этой части своей природы обладает силой и широтой, свободен от эго, те, кто отрекся от себя ради Матери без всяких притязаний, утаиваний или колебаний, - чистые и мощные проводники Высочайшего Могущества.

Вы сказали о силах, контролирующих деньги, что необходимы два условия. Первое, нужно со­хранять глубокий внутренний покой и безмятежность, оставаясь не подверженным беспокойству, и не иметь желания денег. Второе, это требует боджхапода — понимания — универсальных сил. О каком понимании идет речь ?

Есть много путей. Даже в случае отдельного человека существуют различные методы, я имею в виду в йогическом смысле, которым он может следовать. Сначала вы должны сообщить о своей потребности Богу и попросить его удовлетворить ее; этим ваш долг исчерпывается. В таком случае вам не нужно никакого боджхапода — понимания — универсальных сил.

Мы же рассматриваем деньги как одну из сил Божественного и, так же, как и со всем остальным, стремимся завоевать ее для Божественного " жизни. Поэтому в нашем случае «понимание» [деятельности универсальных сил] необходимо. Поскольку в настоящее время сила денег находится в руках враждебных сил, естественно, нам приходится сражаться с ними. Как только они видят, что вы пытаетесь свергнуть их, они стараются помешать вам. Вам нужно задействовать силу более высокую, чем они, и одолеть их. Сначала они пытаются поймать вас на крючок, жалуя вам успех, можно сказать — пробуя купить вас. Если человек попадется на эту уловку, то его духовное будущее погибло.

Вы должны действительно следовать определенному ритму денежной силы, ритму, который приносит деньги, и ритму, который их распределяет. Вначале деньги даются вам; затем вы должны показать, что достойны обладать ими. Вы должны доказать, что не растратите их понапрасну. Если вы растрачиваете их, то теряете право обладать ими.

Что значит «растрачивать понапрасну» ?

Растрачивать значит растрачивать. Беспорядочно швырять деньги направо и налево, неорганизованно и неразумно тратить их без учета возможностей их приобретения или целесообразности вложения. Это не значит, что вы должны копить деньги. Они даются, чтобы их тратить, Но мы должны тратить их правильным образом — в должном порядке и организованно.

Даже промышленные магнаты соблюдают  этот ритм, о котором вы говорите?

Конечно, иначе они не смогли бы стать богатыми, Они вбирают эту силу, а затем опять испускают ее, затем она возвращается и опять направляется в оборот. Именно по этой причине они приобретают колоссальные богатства. Эти богатые люди зачастую не имеют привязанности к деньгам, они наслаждаются подобным манипулированием витальной силой, а не самими деньгами.

Это жизненное движение?

Да. Таков был идеал вайшьи в противоположность банье — скупцу. Вайшья был человеком, который мог добывать огромные богатства и щедро тратить их, мог организовать правильный взаимообмен и следовать должному ритму.

Шри Ауробиндо

СИЛА ДЕНЕГ – ПРИРОДА И ЦЕННОСТЬ

Деньги не принадлежат никому. Деньги — это коллективная собственность, которой должны распоряжаться только те, кто обладает интегральным, всеобъемлющим и универсальным видением. Я бы добавила к этому еще кое-что: не только интегральным и всеобъемлющим, но и истинным в своей сути; видением, которое различает использование средств в соответствии  нуждами всеобщего прогресса и их использование для удовлетворения чьих-то прихотей и причуд. Но это уже детали — ибо даже ошибки и даже, с определенной точки зрения, напрасные траты способствуют общему прогрессу: это уроки, которые даются нам нелегко.

Могу сказать, однако, что я не рассматриваю бизнес как нечто пагубное и порочное — не более, чем его рассматривали таким образом в древней духовной Индии. Если бы мое отношение к бизнесу было таким, я не мог бы получать деньги от X или от наших учеников в Бомбее, занимающихся торговлей с Восточной Африкой; как не могли бы мы и поощрять их в их работе — напротив, мы должны были бы рекомендовать им отказаться от нее и заниматься исключительно своим духовным прогрессом. Как нам примирить стремление X к духовному свету и его фабрику? Не должен ли я сказать ему, чтобы он предоставил ее самой себе и дьяволу, а сам отправился бы в какой-нибудь ашрам и предался медитации? Если бы я сам имел такое же призвание к бизнесу, какое имел к политике, я занимался бы им без малейших духовных или моральных угрызений. Все зависит от того, в каком духе делается дело, на каких принципах оно строится и во имя чего оно совершается. Я занимался политикой, причем наиболее насильственной революционной политикой, гхорам карма, и оказывал поддержку военным действиям, посылал на войну людей — даже невзирая на то, что политика не всегда, а точнее, не часто является вполне чистым занятием, как впрочем и войну нельзя назвать духовным направлением деятельности. Но Кришна призывает Арджуну к участию в войне самого ужасного рода и своим примером вдохновляет людей выполнять все виды стоящей перед человечеством деятельности, сарвакармани*.

Или, по-вашему, Кришна был бездуховным человеком и его совет Арджуне был неуместным и ошибоч­ным в принципе? Кришна идет еще дальше и заявляет, что человек, совершая правильным образом и в правильном духе действия, диктуемые ему его основополагающей природой, темпераментом и способностями и согласующиеся с его дхармой, может продвигаться к Божественному. Он провозглашает не меньшую уместность и нужность социального типа вайшьи с его функциями и дхармой, чем типа браминов и кшатриев. С его точки зрения вполне можно заниматься бизнесом, делать деньги, получать прибыль и при этом быть духовным человеком, практиковать йогу и иметь глубокую внутреннюю жизнь. Гита постоянно одобряет действия как средство духовного спасения и опирается на йогу действий не меньше, чем на йогу бхакти и знания. Кришна, тем не менее, определяет и еще более высокий закон, согласно которому действия должны осуществляться без желания, без привязанности к каким-либо плодам или вознаграждению, без всякого эгоистического пристрастия или мотива, как жертва или подношение Божественному. Традиционный индийский подход к этим вещам именно таков: можно заниматься любым делом, если оно делается согласно дхарме, — и если выполнять его правильным образом, оно не будет препятствовать движению человека к Божественному или обретению им духовного знания и духовной жизни.

Шри Ауробиндо

СИЛА ДЕНЕГ – ПРИРОДА И ЦЕННОСТЬ

Согласно пословице, «если где-то прибыло, значит, где-то убыло». Означает ли это, что нельзя обогатиться, не обеднив кого-то другого?

Это не совсем так. Если вы что-то производите, то это не обеднение, а обогащение; вы просто по­полняете мировой оборот чем-то еще, имеющим эквивалентную деньгам ценность. Но сказать, что если где-то прибыло, значит, где-то убыло, можно о тех, кто спекулирует, кто делает бизнес на бирже или в сфере финансовых операций, – здесь это действительно так. Невозможно достичь финансового успеха, занимаясь спекуляцией, и не нанести при этом ущерба другим людям. Но подобными случаями этот принцип и ограничивается. Производитель же не делает никому «убыли», если получает прибыль в обмен на то, что производит. Безусловно, нужно также учитывать ценность продукции, но если эта продукция действительно является вкладом в общечеловеческое благосостояние, то ее продажа не приносит никому убытка, а напротив, приумножает это благосостояние. Это относится не только к материальной сфере — то же самое, хотя и в несколько ином ключе, справедливо и для искусства, литературы, науки – для продукта любого труда.

Когда я занимался бизнесом (экспорт-импорт), у меня все время было такое чувство, как будто я граблю своих ближних.

Это жизнь за счет других, поскольку при этом возрастает число посредников. Естественно, это, быть может, удобно, практично, но с общей точки зрения и особенно из-за того, как все это делается, это просто жизнь за счет производителя и потребителей. Человек становится посредником, совершенно не имея в виду оказание услуг (потому что вряд ли найдется один на миллион, кто руководствуется такой идеей), но потому, что это легкий способ заработать деньги без всяких усилий. Но, конечно же, среди способов заработать деньги без усилий есть много гораздо худших, чем этот! Им нет числа.