Вальпургиева ночь. Открываются границы между мирами!
В канун 1 мая, как и в канун 1 ноября, открывались границы между мирами, и нечистая сила всех мастей собиралась на свой праздник. Потому вечером 30 апреля всюду в Европе горели костры. Пугались и хищники, которые могли разорить стадо (ведь с мая начинался пастушеский сезон), и нечисть.
А у нечисти были свои пляски. Силы зла веселились повсюду, но особенную известность получила немецкая Вальпургиснахт, Вальпургиева ночь. Каждый год в ночь на 1 мая на вершины Броккен (и Блоксберг) в горах Харц (от Hart -- "лесистые горы", там растут пихты) слетаются на метлах, вилах и козлах тысячи европейских ведьм.
Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах инквизиции в Средние века. Мировую же известность немецкие ведьмы получили, видимо, благодаря Гете, описавшему, как Мефистофель привозит на шабаш Фауста. Но кто именно и почему подарил празднику ведьм свое имя?
Святая Вальбурга (она же Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Бугга, Годурж) -- реальная историческая фигура. Эта знатная британка родилась в Девоншире около 710 г. Она была дочерью Ричарда, одного из королей Западной Саксонии, и Винны, сестры св. Бонифация, апостола Германии. Оба ее брата, Виллибальд и Винибальд, тоже были канонизированы.
Отправившись в паломничество на Святую землю вместе с сыновьями, Ричард поручил свою 11-летнюю дочь заботам аббатисы Уинборнского монастыря, известного своими строгими порядками. 26 лет она провела там. Вальбурга настолько хорошо изучила языки, что описала на латыни путешествие своего брата в Палестину, не говоря уже о повествовании о жизни другого брата на родном английском. Поэтому часто св. Вальбургу называют первой писательницей Англии и Германии.
В 748-м дядя Вальбурги, Бонифаций, решает создать в Германии систему монастырей. По его просьбе аббатиса Уинборна присылает миссионерок, в том числе Вальбургу. Корабль отплыл от Британии в ясную погоду. Но скоро начался ужасный шторм. Монахиня бросилась на колени прямо на палубе -- и море тут же успокоилось. Моряки рассказали на берегу об этом чуде, и в Германии Вальбургу встречали с благоговением. С тех пор святая считается покровительницей моряков (помогает также при водобоязни и в шторм).
Впоследствии Вальбурга стала аббатисой монастыря в Хайденхайме, городке в Баварии неподалеку от Айштадта, а после смерти брата руководила даже мужским монастырем. Ее добродетели и многочисленные чудеса принесли ей славу. Умерла Вальбурга 25 февраля 777 г. Прошло больше 100 лет, чудеса монахини подзабылись. Но вот новый епископ Айштадта решает восстановить монастырь и церковь. Рабочие осквернили могилу аббатисы, и однажды ночью ее грозная тень явилась епископу... Вскоре -- а именно 1 мая -- останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное масло, помогавшее от многих болезней. Вальбургу канонизировали, причислив к лику святых. Позже ее останки развезли по разным городам Германии, а дни, когда это случилось, посвятили ей (25 февраля, 12 октября, 24 сентября).
Но главный день св. Вальбурги -- первое мая. Казалось бы, ничто ни в рождении, ни в доблестной жизни монахини, кроме этой одной-единственной даты, не связано с ночными вакханалиями Вальпургиснахта. Но если приглядеться к древним фрескам во множестве церквей ее имени...
Корона у ног святой указывает на ее королевское происхождение, это понятно. Посох -- знак того, что Вальбурга была основательницей монастыря. Но есть и другие символы. Вальбурга нарисована на фоне старых лип и холмов. Липы -- священные деревья языческой богини плодородия Фригги, горы, особенно одинокие, -- обиталища Хольды, а также форпосты мира мертвых.
Рядом с Вальбургой часто изображали собаку. В жизнеописании святой никаких упоминаний о собаках нет. Зато у немецких и скандинавских языческих богинь это самый распространенный "помощник". У Фригги были собаки, у нидерландской Нехаленниа тоже. А одну из богинь так и звали -- "мать пуделя". Кроме того, образ собаки связан с плодородием и здоровьем. Чтобы был хорошим урожай, древние германцы "кормили" таинственную ветряную собаку, виндхаунда.
А треугольное зеркало в руках монахини на некоторых фресках? Есть легенда, что в конце апреля в лесах крестьяне видели убегающую от охотников девушку с зеркалом в руке, которое показывало будущее. Крестьянин, который помог ей спрятаться в куче зерна, наутро увидел, что его рожь превратилась в золото.
Охотники -- зима, убегающая девушка -- весна. Прямая связь с языческими легендами, и никакого отношения к христианским святым. Так в очередной раз языческие и христианские узоры сплелись в одно полотно, и праздник нечисти получил имя праведницы. Переверни вышивку: с изнанки там костер и пляски смеющейся ведьмы.
Вальпургиева ночь. Открываются границы между мирами!
Автор статьи | Прямой адрес публикации | Автор публикации: moZg
"Ежегодно на первую майскую ночь нечисть устраивает на Лысой горе свой шабаш (Вальпургиева ночь). Въ нем принимаютъ участие и оборотни, и давно-умершия развратные женщины - подобно тому, какъ въ полете неистоваго воинства участвують неприкаянные души усопшихъ. Каждая ведьма является на празднество вместе со своимъ любовникомъ-чертомъ. Самъ владыка демонскихъ sилъ - сатана, въ образе козла съ чернымъ человеческимъ лицомъ, важно и торжественно возседаетъ на высокомъ стуле или на большомъ каменномъ столе по средине собрания. Все присутствующие на сходке заявляютъ передъ нимъ свою покорность коленопреклонениемъ и целованиемъ. Слетаясь изъ разныхъ странъ и областей, нечистые духи и ведьмы докладываютъ, что сделали они sлаго, и сговариваются на новыя козни; когда сатана недоволенъ чьими проделками, онъ наказуетъ виновныхъ ударами.
Затемъ, при свете факеловъ, возженныхъ отъ пламени, которое горитъ между рогами большаго козла, приступаютъ къ пиршеству: съ жадностью пожирают лошадиное мясо и другия яства, безъ хлеба и соли, а приготовленные напиткн пьютъ изъ коровьихъ копытъ и лошадиныхъ череповъ. По окончании трапезы начинается бешеная пляска, подъ звуки необыкновенной музыки.
Музыкантъ сидитъ на дереве; вместо волынки или скрипки, онъ держитъ лошадиную голову, а дудкою или смычкомъ ему служить то простая палка, то кошачий хвостъ. Ведьмы, схватываясь съ бесами за руки, съ дикимъ весельемъ и безстыдными жестами прыгаютъ, вертятся и водятъ хороводы. На следующее утро на местахъ ихъ плясокъ бываютъ видны на траве круги, какъ-бы протоптанные коровьими и козьими ногами. Любопытнаго, который пришелъ бы посмотреть на ихъ игрища, схватываютъ и увлекаютъ въ вихрь своихъ плясокъ; но если онъ успеетъ призвать имя божие, то вся сволочь мгновенно исчезаетъ. Потомъ совершается сожжение большаго козла, и пепелъ его разделяется между всеми собравшимися ведьмами, которыя съ помощию этого пепла и причиняютъ людям различныя бедствия. Кроме козла, въ жертву демона приносится еще черный быкъ или черная корова.
Гульбище заканчивается плотским соитиемъ, въ которое вступають ведьмы съ нечистыми духами, при совершенномъ погашении огней, и затемъ каждая изъ нихъ улетаетъ на своемъ помеле домой - тою-же дорогою, какою явилась на sборище."
Вальпургиева ночь. Открываются границы между мирами!
Автор статьи | Прямой адрес публикации | Автор публикации: moZg
Вальпургиева ночь это наиболее значительный из языческих праздников, посвященный плодородию, и один из главных шабашей, отмечаемых ведьмами.
Вальпургиева ночь представляет собой то же самое, что и Бельтей, или Майский Канун, и отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны. Название Вальпургиевой ночи связано с именем Святой Вальпурги, Уимбурнской монахини (Англия), приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Она пользовалась чрезвычайной популярностью, и ее очень скоро начали почитать как святую. В римском списке святых ее день - 1 мая.
В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом.
Вальпургиева ночь. Открываются границы между мирами!
Автор статьи | Прямой адрес публикации | Автор публикации: moZg
Вальпургиева ночь, в германской средневековой мифологии ночь с 30 апреля на 1 мая (день святой Вальпургии, отсюда название) время ежегодного шабаша ведьм, которые слетались на метлах и вилах на гору Броккен и собирались с другой нечистью вокруг сатаны. Они пытались помешать благополучному течению весны, насылали порчу на людей и скот и т. п. В селениях накануне Вальпургиевой ночи проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры (на которых иногда сжигали чучела ведьмы), люди обходили дома с факелами, звонили церковные колокола и т. п. Считалось, что травы в Вальпургиева ночь обретают чудесную силу, поэтому многие знахарки-травницы, выходили в этот день на сборы.
Вальпургиева ночь. Открываются границы между мирами!
Автор статьи | Прямой адрес публикации | Автор публикации: moZg
Вальпургиева ночь – это главный шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников, посвященных плодородию. Отмечается 30 апреля в самый расцвет весны. Этот праздник связан с именем Святой Вальпургии (все почему-то считали ее мужчиной ), уимбурнской монахини (Англия), приехавшей в Германию в 748 году, чтобы основать монастырь. Она была страшно знаменита, и вскоре после смерти (777 г.) ее стали почитать как святую. В римском списке святых ее день – 1 мая.
"Ежегодно на первую майскую ночь нечисть устраивает на Лысой горе свой шабаш (Вальпургиева ночь). В нем принимаютъ участие и оборотни, и давно-умершии развратные женщины - подобно тому, как в полете неистоваго воинства участвуют неприкаянные души усопших. Каждая ведьма является на празднество вместе со своим любовникомъ-чертом. Сам владыка демонских сил - сатана, в образе козла с черным человеческим лицом, важно и торжественно возседает на высоком стуле или на большом каменном столе по средине собрания. Все присутствующие на сходке заявляют перед ним свою покорность коленопреклонением и целованием. Слетаясь из разных стран и областей, нечистые духи и ведьмы докладываютъ, что сделали они злого, и сговариваются на новыя козни; когда сатана недоволен чьими-то проделками, он наказует виновных ударами.
Затем, при свете факелов, возженных от пламени, которое горитъ между рогами большаго козла, приступают к пиршеству: с жадностью пожирают лошадиное мясо и другия яства, без хлеба и соли, а приготовленные напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начинается бешеная пляска, под звуки необыкновенной музыки.
Музыкант сидит на дереве; вместо волынки или скрипки, он держитъ лошадиную голову, а дудкою или смычком ему служить то простая палка, то кошачий хвост. Ведьмы, схватываясь с бесами за руки, с диким весельем и безстыдными жестами прыгаютъ, вертятся и водятъ хороводы. На следующее утро на местах их плясок бывают видны на траве круги, как-бы протоптанные коровьими и козьими ногами. Любопытного, который пришел бы посмотреть на их игрища, схватывают и увлекают в вихрь своих плясок; но если он успеет призвать имя божие, то вся сволочь мгновенно исчезает. Потом совершается сожжение большаго козла, и пепел его разделяется между всеми собравшимися ведьмами, которыя с помощию этого пепла и причиняют людямразличныя бедствия. Кроме козла, в жертву демона приносится еще черный бык или черная корова.
Гульбище заканчивается плотским соитиемъ, в которое вступают ведьмы с нечистыми духами, при совершенном погашении огней, и затем каждая изъ них улетаетъ на своем помеле домой - тою-же дорогою, какою явилась на cборище."