Великая тайна венчания
Если задать вопрос о значении брака многим из тех, кто сегодня приходят в храмы, чтобы заключить свой брачный союз, то чаще всего можно услышать весьма неопределенные ответы. И молодожены, и те люди, которые уже по прошествии многих лет совместной жизни пожелали получить церковное благословение на брак, часто не имеют точного представления о том, как проходит это таинство и для чего оно нужно. Вот давайте и уясним себе принципы христианского брака по церковному учению.
Обряд венчания впервые появился с IV века. Считалось, что брак, не получивший церковного благословения, “не мог называться браком”, а был лишь незаконным сожительством. Иными словами, только церковное венчание стало придавать браку законную действительность. В наше время для юридического признания до церковного венчания брак должен быть зарегистрирован в загсе, затем совершается Святое Таинство, в котором новобрачным преподается Божественная благодать, освящающая их союз и сообщающая им благословение Божие на совместную жизнь, рождение и воспитание детей.
В России венчать брачующих мог только приходской священник жениха или невесты. Бракосочетание совершалось в присутствии свидетелей жениха и невесты, которые подтверждали акт бракосочетания своими подписями в метрической книге. Такой порядок был установлен в Русской Церкви с 1802 года. В наше время венчание совершается, как правило, над супругами, зарегистрировавшими предварительно свой гражданский брак, в храме в присутствии родных и друзей. В прошлом родители новобрачных в церкви при обряде венчания не присутствовали во избежание принужденных браков. В наше время это разрешается.
Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в Сырную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (святки). По обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Церковью не допускается вступление в брак более чем три раза. Вообще-то, третий брак церковью не одобряется. “Первый брак – закон, второй – понуже прощение слабости ради человеческия, третий – законопреступление, четвертый – нечестье, понеже свинское есть житие”, -- говорил святитель Григорий Богослов. Не благословляется брак, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, пришедшими в церковь лишь по настоянию одного из супругов или родителей; а также если хотя бы один из супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием.
В самый день браковенчания родители, произнеся молитвы, совершают благословение своих детей: сына – иконой Спасителя, дочь – иконой Божией Матери. В жизни молодых людей, любящих друг друга, наступает такая минута, когда на ожидаемое ими супружество они получают Божие благословение. Для этой цели молодые люди прибывают в храм. По обычаю первым в храм появляется жених, сопровождаемый шаферами (друзьями) и кем-то из детей, несущим впереди жениха икону Спасителя. Жених отходит на правую сторону храма и ожидает приезда невесты. Она прибывает чуть позже и, также сопровождаемая иконой Божией Матери и шаферами, отходит на левую сторону храма. Затем начинается праздничная литургия.
Процесс венчания состоит из двух этапов: обручения и непосредственно венчания. Кольца, которыми будут обручаться молодые, дьякон выносит на специальном подносе. Священник с двумя зажженными свечами подходит к новобрачным и вручает им эти свечи. Затем он берет одно кольцо и надевает его на безымянный палец правой руки жениха, потом другое кольцо надевает невесте. Затем в знак отдания себя на всю жизнь друг другу, в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке жених и невеста трижды обмениваются кольцами. После тройной перемены колец одно остается у жениха, другое – у невесты.
Теперь наступает главный момент таинства. Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней стороне венца. Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает и ее. На всю последующую жизнь они становятся друг для друга царем и царицей – в этом смысл венцов на их головах. (Кстати, при венчании двух вдовцов венцы не возлагаются на голову, держатся на плечах. Третий по счету брак заключается без возложения венцов.)
Затем приносится общая чаша с вином. Осенив чашу крестным знамением, священник дает ее жениху и невесте. Новобрачные попеременно (сначала жених, а потом невеста) в три приема выпивают вино. Общая чаша символизирует общую судьбу с общими радостями, скорбями и утешениями. Отныне у них общая жизнь, и перед Богом они уже единое целое. Преподнеся общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось для них. Теперь супружество их будет вечным шествием рука об руку.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери, затем они меняются местами и прикладываются, соответственно, жених – к иконе Божией Матери, а невеста – к образу Спасителя. Здесь же священник дает им Крест для целования и вручает им две иконы: жениху – образ Спасителя, невесте – Пресвятой Богородицы. Эти иконы родственники молодых обычно приносят из дома или приобретают в храме. Затем провозглашается многолетие новобрачным, и все присутствующие поздравляют их.
И вот венчание закончено. Новобрачные возвращаются в свой дом. Здесь их встречают родители жениха и невесты, подносят им по обычаю хлеб-соль и благословляют их иконами Спасителя и Божией Матери. Поцеловав иконы, муж и жена вступают в свой дом , чтобы поставить в передний угол “благословенные образа”, зажечь перед ними лампаду и ощутить в доме атмосферу теперь уже “домашнего храма”. Здесь им предстоит в совместной супружеской жизни научиться искусству отцовства и материнства
Как видим, венчание – это торжественное и волнующее событие. И относиться к нему надо очень серьезно. А по-другому и нельзя. Это не просто красивый обряд, это прежде всего ответственность. Многие пары (в том числе и мои знакомые), получая церковное благословение на брак, не могут четко и внятно объяснить, почему они это сделали? “Не знаю, как мужу, -- говорит мне моя подруга, -- но мне это было нужно для того, чтобы не потерять друг друга. И еще я боюсь, что, когда придет время, Господь не признает нашу загсовскую бумажку, и мы можем не встретиться Там”. А вот другая точка зрения. На мой вопрос: “Зачем ты венчалась в церкви?” другая моя подруга ответила так: “Причин было несколько, но все они были не очень серьезные: во-первых, так хотела моя свекровь, а, во-вторых, мне хотелось, чтобы все было красиво: сам обряд, платье, свечи, цветы…” Конечно, в этом нет никакого внутреннего стремления, а значит, нет понимания смысла происходящего.
А вот люди уже взрослые не сразу решаются. Это в молодости можно венчаться просто потому, что это модно и красиво. В зрелом же возрасте относишься к этому поступку более ответственно. Теперь за свой выбор нужно отвечать перед Богом и Церковью. Ведь нам в руки дана божественная благодать, любовь, которую нужно сохранить и передать ее детям.
Ольга БЕЛКИНА
Великая тайна венчания
Автор статьи | Прямой адрес публикации | Автор публикации: Free Man
Все эзотерические материалы