Раскрытие сновидений. Первый этап. Реконструкция сновидений
Раскрытие сновидений. Первый этап. Реконструкция сновидений
Первая составляющая – безусловно, само сновидение, его сюжет. Начиная воспроизводить в дневнике сюжет сновидения, постарайтесь не забыть ни одной детали, которую вспомните, даже если она покажется вам незначительной и не стоящей внимания. Именно такие детали отличают одно сновидение от другого, сюжетно похожего на него, и порой дают одному сновидению совершенно иное звучание, чем другому.
Постарайтесь вспомнить все, уделив внимание и обыденным вещам, и нелепым, фантастическим образам, и явно странным, непонятным, нелогичным элементам сна. Записывайте все, что вспомнится: где вы находились, в какую сторону повернули, кого увидели, что сказал тот или иной персонаж, какие предметы интерьера, пейзажа вы видели во сне, как и в какой момент трансформировался тот или иной образ («Смотрю я на него, а это уже не друг мой, а отец»), после каких ваших слов или действий происходила подобная трансформация, когда вы ее заметили и т.п.
Уделите внимание цвету, запаху, форме, весу предметов (особенно, если они необычны), расстоянию между людьми, животными или предметами, времени, в течение которого происходили те или иные события (разумеется, тому времени, как вы его почувствовали во сне, а не длине самого сна – во сне время зачастую течет по-другому), возрасту окружающих вас людей, вашему собственному возрасту, любым количественным характеристикам, которые вы запомнили (например, стоимость чего-либо, количество предметов и т.д.). Все, что значимо для понимания сновидения, вы обязательно вспомните, если же какая-то деталь (возраст, время, количество) незначимы, вы попросту не акцентируете на них свое внимание во сне.
Отдельного внимания заслуживают те предметы, существа и явления, которым сложно подобрать определенное название. В дневнике так и запишите те варианты, которые первыми приходят вам в голову, это важно – назвать предмет по той ассоциации, которую он вызывает. Например: «И захожу я то ли в университет, то ли в школу, то ли на какую-то серьезную научную конференцию…». Попытайтесь найти более точный термин для обозначения такого малопонятного предмета/явления. Не пытайтесь анализировать полученный образ на данном этапе, просто подберите наиболее подходящую ассоциацию к нему (даже если ряд признаков указывает на то, что это не может быть школа, а вам кажется, что это школа, называйте ее смело школой, анализировать расхождения личной ассоциации с устойчивым образом школы вы будете потом).
Обязательно фиксируйте те слова, которые говорили вы или другие персонажи вашего сна, и те мысли, которые приходили вам в голову во время сна, ваши реакции на то или иное событие. Иногда во сне мы берем в руки какие-нибудь книги или журналы и читаем, что в них написано – эту полученную информацию тоже обязательно надо записать в дневник. Книга – источник знания, и именно из книги мы во сне прочитываем наиболее значимые для нас выводы, которые подсознание стремится до нас донести. При этом, конечно, не забываем занести в дневник сновидений описание книги: как она выглядела, новая была или старинная, тоненькая брошюра или огромный том, как расположен был текст в книге, являлись ли прочитанные вами слова единственными на странице или были запрятаны среди другого текста, и вы буквально «случайно» натолкнулись на них взглядом.
После того, как сюжет сновидения был досконально записан, еще раз внимательно прочитаем полностью весь текст, чтобы устранить какие-либо неточности, добавить те детали, которые ускользнули от нашего внимания поначалу, и обязательно прокомментировать эмоциональное состояние, которое сопровождало нас во время отдельных этапов сновидения. Если вам удобнее, это можно делать и параллельно с описанием сюжета сновидения. Можно выделять свои эмоции по отношению к элементам сновидения другим цветом, подчеркиванием либо оставлять для них свободными поля в дневнике – как вам будет удобнее.
Чувства, эмоции, переживания, которые возникают по отношению к тому или иному действию, человеку, событию во сне, имеют порой решающее значение для раскрытия сновидения. Обязательно опишите их, особенно если эти ощущения расходятся с вашими ощущениями к данному элементу сновидения в бодрствующем состоянии. Например: вы любите какого-то человека, буквально растворяетесь в нем, а во сне он вызывает в вас чувство страха, отвращения, недоумения и т.д. Это повод задуматься о ваших отношениях: подсознание говорит нам о том, в чем сознание по какой-либо причине боится признаться.
Придумайте своему сновидению какое-нибудь броское, яркое название, по которому вы всегда сможете вспомнить этот сон, и озаглавьте его. Название должно быть обязательно запоминающимся, ассоциативным, можно озаглавить сон названием наиболее ярких его элементов. Это поможет вам быстро найти сон, если вы через некоторое время увидите что-то подобное и захотите сравнить два похожих сновидения.
Как быть, если за ночь вам снится несколько сновидений – фиксировать их отдельно или как одно целое сновидение? В данном случае ориентируйтесь на собственные ощущения. Если вам кажется, что два идущих друг за другом сюжета имеют какую-то целостность, взаимосвязаны между собой, то стоит их рассматривать, безусловно, как две части одного сновидения, даже если в них резко отличаются интерьер, действующие персонажи, события. Рассматривайте эти сновидения как два действия одной пьесы. Как правило, мы всегда можем уверенно сказать, были ли сновидения связаны одной общей идеей или они абсолютно самостоятельны.
Фиксируйте в дневнике дату и приблизительное время, когда приснилось сновидение, а также необычные условия, при которых вам приснился сон, например, ночевка в непривычных для вас местах – в санатории, в гостях, в поезде, в непривычное для вас время (если сон приснился днем – укажите это, в общественном транспорте – отметьте и эту деталь). Сон в непривычное время в непривычном месте обостряет чувствительность и порой рождает особенно яркие и насыщенные смыслом сновидения, да и запоминается, как правило, сильнее.
Итак, первый этап пройден: записаны сюжет сновидения в мельчайших деталях, условия, при которых приснился сон, а также вызванные сновидением эмоции. Можно сказать, что базовая часть – реконструкция сновидения – завершена. Теперь приступаем к собственно толкованию. Оно тоже состоит из нескольких частей.
Анна Тереб