Тайна ЦЫГАНСКОЙ МАГИИ. Защита от порчи и сглаза
Существует ли цыганская магия? Или цыганское гипнотическое воздействие на людей сформировало стойкое убеждение, что все цыгане сильно магически одарены? Есть даже легенда, что цыгане - одна из ветвей странников, попавших на Землю, и выполняющих определенную миссию. Отсюда идет их презрение ко всем нецыганам.
Цыганская магия считается особенно действенной, а гадания цыганок не раз подтверждали свою точность. Особое место занимает и цыганская музыка. Во многих странах мира таланты "гитан", "фараонок", "фламенко", а в России - "цыганка", снискали себе множество поклонников.
Магия - она едина.... А вот способы и методы работы у разных народов разные. Цыгане чаще всего работают только с "природными" объектами, либо сделанными своими руками. Те цыгане, с которыми мы сталкиваемся на улице, чаще всего, во-первых, хорошие психологи, владеющие, как было сказано выше, словом. "Магия (от лат. magia, от греч. mageca) - колдовство, волшебство, чародейство, обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов".
На протяжении веков происхождение цыган было окутано тайной. Появляясь то тут, то там, таборы этих смуглых кочевников с необычными нравами вызывали жгучее любопытство оседлого населения. Пытаясь разгадать этот феномен и проникнуть в тайну происхождения цыган, многие авторы строили самые невероятные гипотезы.
Европейцы впервые услышали о цыганах более пятисот лет тому назад. Загадочное племя, будто в поисках земли обетованной, бродило из страны в страну, преодолевало моря и океаны, проникнув и в Австралию и в Америку.
И повсюду цыгане колдовали, пели, гадали и плясали до упаду, заклинали змей, водили на цепи дрессированных медведей, лечили и объезжали лошадей, работали кузнецами и лудильщиками. Чуждающиеся оседлой жизни и традиционных ремесел, равнодушные к крестьянскому труду, но не стремящиеся попасть и в число горожан, они были странны и подозрительны. Пришельцы - так их назвали бы сегодня, но и в прошлые века их считали едва ли не инопланетянами. Если к тому же признать, что цыгане определенно никогда не были ангелами во плоти, а нужда заставляла их нередко прибегать к бесчестным средствам добычи (и уж когда они решались на воровство, то делали это с лихостью, присущей им во всем), то легко понять, почему цыган боялись, не любили, порой это доходило до ненависти. В Европе цыгане впервые появились в XIV веке (по некоторым другим данным - в XV), а уже с XVI века против них применялись репрессивные меры.
Ключ к тайне происхождения цыган был найден в конце XVIII века немецкими учеными-лингвистами Е. Грюдигером и Г. Грельманом. Они обратили внимание на то, что важнейшие корневые слова цыганского языка относятся к северо-западным санскритским диалектам. Ученые также пытались найти причину исхода цыган из Индии в персидских текстах. Писавший в середине X века Хамза из Исфахана рассказывает о прибытии в Персию двенадцати тысяч музыкантов - зоттов (одно из названий цыган). Через полвека великий поэт и летописец Фирдоуси, автор "Шах-намэ", упоминает о том же факте: в 420 г. индийский царь подарил персидскому шаху десять тысяч "лури" - музыкантов. Г. Грель-ман считал, что цыгане происходят из касты судеров, которая в начале XIV века была бесчеловечно гонима браминами. В древней истории Кашмира были обнаружены упоминания о таборах "доми" - музыкантов, кузнецов, воров, плясунов. Они относились к одной из низших каст, название которой переводится как "едящие собак".
Вот что говорил Г. Грельман о полулегендарном происхождении цыган и причинах их появления в Европе:
"Когда сильный и могущественный Тимурленг, или Тамерлан, под предлогом истребления идолов покорил в 1399 г. северо-западную часть Индии и прославил свои победы чрезвычайной жестокостью, дикое племя разбойников, называемое цыганами и обитавшее в Гузурате и в особенности около Татты, спаслось бегством. Сие племя, состоявшее из полумиллиона людей и владевшее несметными сокровищами, называлось на своем языке гузу-ратском - ром (люди), а по черному цвету кожи - кола (черными), а по жительству на берегах Синда - синтами" (Синд - ныне река Инд).
Способность к гаданию - одна из самых постоянных характеристик цыган. Это и притягивало к ним, особенно женщин, более любопытных и склонных к фантазиям, нежели сильный пол, но это же качество и отталкивало, пугало. И сегодня нет к гаданиям вообще и к цыганским в частности единодушного отношения. Но даже на самых отъявленных скептиков сильнейшее впечатление производят карты Тарот, или Таро. Мнения относительно их происхождения и путей проникновения в Европу расходятся. Основных гипотез две: эти карты завезены в Европу или тамплиерами, или цыганами. Авторство же приписывается египетскому богу Тоту, Гермесу Трисмегисту.
В книге "Исследования по истории игральных карт" говорится, что карты проникли на юг Европы из Индии через Аравию. Они были, вероятно, частью сарацинской магии. Тамплиеры, стремясь скрыть их подлинное значение, преподнесли их непосвященным как средство развлечения, игры.
Примирить две точки зрения пытался Джон ван Росселен: "Эти карты были ввезены возвращающимися домой воинами, которые привезли с собой много приобретенных на Востоке обычаев и привычек; это является довольно точно установленным фактом; и это не противоречит мнению многих авторов, утверждавших что цыгане, которые начали бродить по Европе примерно в то же самое время, ввели в обычай карты, которыми воспользовались для тех же целей, что и сегодня,- то есть, для предсказания судьбы".
Карты самой ранней из известных колоды Висконти-Сфорца назывались тогда "тароччи". Есть мнение, что название это произошло от реки Таре - притока более известной По, в долине которой и появились когда-то древние "тароччи".
Сторонники же восточного происхождения карт привлекают на свою сторону селение Таро в Бирме и озеро Тарок-Цо на юго-западе Тибета. Точно объяснить название сегодня вряд ли возможно. Граф де Жебелин полагает, что само слово "Тарот" происходит от двух египетских слов: "тар" (дорога) и "ро" (королевский), таким образом получается, что Тарот - королевская дорога. А куда же она ведет? К мудрости.
Иногда Таро связывают со средневековой сектой катаров, или альбигойцев. В "Истории магии" П. Христиан, говоривший от лица некоего французского секретного общества, утверждает, что инициация в Египетские мистерии проводилась на фоне 22 карт Таро гигантского размера, поставленных на специальные пюпитры. Инициатор останавливался перед каждой картой и раскрывал смысл ее символов кандидату. Но скептики полагают, что у имеющей сегодня хождение египетской колоды Таро слишком современные рисунки, да и символика скорее французская, нежели древнеегипетская.
В чем едины все современные исследователи Таро, так это в том, что здесь перед нами остатки закодированного древнего знания, смешавшегося самым причудливым образом. Элементы египетских религиозных символов переплелись с орфическими мистериальными знаками, арабская цифровая символика - с кельтскими легендами, а каббалистика - с астрологией. Например, изображение Верховной Жрицы (или Папессы) головным убором и костюмом напоминает богиню Изиду, но при этом она сжимает в руке свиток Торы - изложение иудейского Пятикнижия. На карте "Колесо Фортуны" присутствует, видимо, рекордное число символов: на ней изображен сфинкс, во-первых, в четырех своих формах - человека, змеи, орла и льва, во-вторых, он представлен, так сказать, в синтезе. Есть латинские буквы, образующие название Таро, а при кольцевом чтении - Тарот, но есть и четыре еврейские буквы, одна из основ каббалистики. Здесь же представлены символы четырех алхимических элементов: серы, ртути, азота и соли.
Но как могло тайное знание древних широко распространиться по миру? Есть легенда, что Египту эти карты предсказали гибель, это было задолго до нашей эры, и тогда жрецы придумали нетрадиционный выход: они решили спрятать священное знание от врага в атрибутах азартной игры, доверить его пороку, ибо зло сильнее добродетели.
Возможно, был и другой путь сохранения знания, проверенный веками жреческой практики: создание касты хранителей-профессионалов, но с учетом грозящих бедствий эта каста не должна быть замкнутой в стенах храма. Хранители должны были быть многочисленны и легки на подъем, способны приспособляться к любым условиям. Цыганское племя подходит на эту роль как нельзя больше.