Ади Шанкарачария.
Ади Шанкарачария.
Ади Шанкарачария - многогранный гений, воплотивший в себе редкие качества философа, поэта, оратора, комментатора, святого и религиозного реформатора, - был одной из самых блистательных звезд на философском и духовном небосклоне Индии. Он был величайшим проповедником философии "адвайта", или недуализма, согласно которой душа индивидуума и брахман, конечная душа, представляют собой одну сущность, а не две отдельные сущности. По его лаконичным и недвусмысленным словам: "Существует только один недвойственный брахман; двойственности вовсе нет". В "Упанишадах" слово "брахман" означает "превосходящая всё реальность", в "Ригведе" же под ним подразумевается "священное знание речи" и "реальность, испытанная на трансцендентальном уровне". Для Щанкарачарии это слово знаменовало собой вечность и чистоту, являющиеся самыми видными аспектами все той же превосходящей реальности. В контексте реального мира "брахман" также считается всесильным, всемогущим, вездесущим Создателем, Хранителем и Разрушителем.
Шанкарачария родился в 788 году в деревне Калади в районе Малабара (Керала) в семье способного религиозного наставника Шивагуру и его верной жены Арьямбы. Все его звали Шанкарой. Его родители принадлежали к секте ученых, строгих и ревностных браминов, и его отец сам взялся за религиозное обучение Шанкары практически с младенческих лет. Шанкара был умным мальчиком, награжденным экстраординарным талантом и большим интеллектом. Гениальность его проявилась в самом раннем детстве - он овладел санскритом уже в возрасте 1 года, еще до того, как он научился свому родному языку малаяламу, на котором он начал говорить, когда ему было два года. Он был наделен феноменальной памятью и невероятной способностью сосредоточения. Он мог повторить слово в слово все то, что он прочел или услышал лишь один раз.
Его отец скончался, когда ему было около 5 лет. Вскоре после этого он поступил в гурукул-школу религиозного обучения. И за короткий период времени он овладел ведическими знаниями. После завершения своего образования в возрасте всего 8 лет он начал вести монашеский образ жизни. Он постоянно соблюдал духовную дисциплину, следуя йоге действий, приверженности своим идеалам, контролируя свой ум. В скором времени он был признан ведущим философом, мистиком, возродившим и реформировавшим индуизм.
В последующие 24 года, прежде чем он умер в Кедарнатхе в Гархвале (Гималаи) в 820 году в возрасте всего лишь 32 лет, он путешествовал по Индии, пройдя её пешком вдоль и поперек. Он основал самый ранний индуистский монашеский орден с целым рядом матхов, или ашрамов (монастырей или храмов), главные из которых находились в Рамешвараме на юге, Дварке на западе, Пури на востоке и Бадринатхе на севере.
В каждом монастыре был учитель, которого тоже звали шанкарачарией и который проповедовал философию монизма.
Этот искренний и страстный почитатель Бога появился в критическое время в истории человеческого мышления и культуры, когда религиозные конфликты были повседневными событиями и когда самые разные тенденции конкурировали друг с другом. Он достиг успеха в основном потому, что сумел урегулировать эти конфликтные течения и достиг единой гармонии, знаменующей собой единое воззрение и единый смысл жизни.
Посредством своих блестящих комментариев к священным текстам, в особенности к "Уттара Мимансе", и во время острых дебатов он смог опровергнуть ошибочную логику своих оппонентов и назвал недуализм конечной верой. Он также опроверг утверждения популярной религии тех времен, заявлявшей, что только она предоставляла эксклюзивный путь к достижению высшего добра. Он придал новые измерения религиозной литературе, привнеся в неё элементы расследования и мистицизма. В своих комментариях к "Бхагвад Гите" он четко заявил,что Всевышний трансцендентален по отношению к материальному творению и что бог Кришна был тем же самым Верховным существом, который хотя и казался рожденным и владевшим телом, на самом деле не был рожден, был неизменен, был богом всех созданий и по своей натуре был вечным, чистым, просвещенным и свободным.
Его труды, включая ряд философских тритизов и трогающие за душу гимны, считались "чудесами точности и проникновения". Согласно бывшему философу и президенту Индии покойному д-ру С. Радхакришнану: "Поскольку традиционно принятые убеждения становились неадекватными и фальшивыми с течением времени, глубина мыслей Шанкарачарии возобладала и разбередила духовную жизнь людей".
Шанкарачария признавал различные популярные божества как манифестации одного и того же Бога. По его мнению, все священные книги индуизма передают одну истину, а именно: необходимость единения в различных путях. Он считал, что ничто не существует, кроме Бога, который является Ниргуном (свободным от всех атрибутов), а все остальное - это просто иллюзия, которую человек по своему незнанию считает реальностью. Он действует в практической жизни в свете этой гипотезы. Истинный искатель спасения, однако же, должен приподнять эту завесу неведения и познать реальное единство. Это экзальтированное состояние может быть достигнуто только после определенных духовных упражнений, которые ведут к мистицизму. Это поощрение им гармонии религий через свою философию недуализма было и даже сейчас является его уникальным вкладом и вкладом Индии в философское мышление мира. Оно находит отражение в вековой традиций этой древней страны, традиции религиозной терпимости и культурной толерантности.
Как и в случае ряда других духовно просвещенных, познавших Бога святых, с именем Ади Шанкарачарии было ассоциировано немало чудес. Когда в возрасте 8 лет он хотел пойти в монастырь, его мать этому сильно воспротивилась. Однако когда он однажды купался в реке, его схватил за ногу крокодил. Мать Шанкары, увидевшая все это, стала отчаянно молиться, чтобы Бог спас её сына любой ценой. В этот момент Шанкара сказал, что он спасет себя только в том случае, если его мать согласится с его решением уйти в монастырь. Матери пришлось согласится. Шанкара выдернул свою ногу из пасти крокодила и вышел из воды невредимым. Это не было единственным чудом в жизни Шанкары. Тот факт, что за свои короткие 32 года жизни Шанкара сделал столько, сколько хватает на несколько долгих жизней, сам по себе является чудом.
Б.М. Малхотра.
‹ Буддизм: Гелугпа (Гелданпа, Желтошапочники). Буддизм Ваджраяны. МАХАВИРА ›