Что такое тибетская медитация? | Путь Любви. Путь с Сердцем.

Что такое тибетская медитация?

Что такое тибетская медитация?

Слово "медитация" происходит от латинского "meditor", что означает "размышляю, обдумываю". Впрочем, латинское "mcditatio" имеет аналоги и в других языках: русское "думание" или "умное делание", санскритское "дхьяна".

Медитация - это состояние измененного сознания, которое вызывается целенаправленно.

Медитация - это способ соединения своей духовной энергии с энергией Космоса. В лечебном смысле замена энергетики (пробудить свою энергию), разбудить энергию кундалини.

Сейчас в научно-популярной литературе довольно прочно закрепился западный эквивалент — "транс". Кроме того, в качестве синонима медитации можно понимать и такое близкое понятие, известное даже по средневековые философским трактатам, как "созерцание" или "самосозерцание", или как "мысленное созерцание" какого-либо объекта.

Во всех случаях под медитацией подразумевается длительное размышление о каком-то предмете, явлении или процессе, происходящее в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума, при котором все остальные, посторонние объекты не проявляются в сознании медитирующего.

Попробуйте длительное время думать о каком-либо предмете, и вы скоро обнаружите, что мысли рассеиваются и перескакивают на другие предметы или явления. Вместе с переключением сознания на другие объекты многие свойства первого предмета так и остаются нераскрытыми, и для возвращения к их анализу человек должен прилагать определенные умственные усилия. Понятно, было бы хорошо, с одной стороны, не испытывая напряжения, размышлять так, чтобы ни одно из интересующих свойств объекта не осталось бы нераскрытым, а с другой стороны — получить максимум информации за самое короткое время. Все это требует качественного повышения уровня мышления, перехода на более высокие уровни познания, что и достигается благодаря медитации.

Между обычным умственным напряжением и состоянием медитации нет непреодолимой пропасти, все отличие между ними, очевидно, заключается лишь в качестве сосредоточенности. Медитация — собранность внимания необычного рода и силы, когда человек как бы целиком сливается с предметом размышления. Это состояние — по большей части бессознательно — испытывали пишущий стихи и музыку, художник, артист. В процессе медитации человек как бы пробивается к сокровенно-глубинному пласту своего существа, к своему так называемому высшему "Я". Начинают активно работать планы подсознания, вступают в действие механизмы интуиции, и вопросы получают молниеносно-мгновенное и четкое решение. Мы привыкли называть это озарением, экстазом.

Состояние медитации — это, прежде всего состояние углубленной сосредоточенности психики и ума, которое вызывается и происходит в определенной последовательности психофизиологических актов, складывающихся в единый, целостный и непрерывный процесс.

В таком широком понимании медитация с древнейших времен рассматривалась на Востоке как средство самовыражения человека, позволяющее вместе с тем реализовать скрытые возможности человеческого "Я". Так, озарение и экстаз — не единственные следствия медитации. Другие "плоды" медитации, например — изменение стереотипов поведения человека или исцеление.

В более узком контексте под медитацией понимаются также специальные упражнения, предназначенные для расширения умственно психических способностей человека, их развитие в том или ином направлении.

ТЕХНИКА МЕДИТАЦИИ

В самом широком смысле медитацию можно понимать как комплекс психотехнических приемов сосредоточения на чем-либо. Зачастую простого обращения внимания на свой внутренний мир достаточно для начального импульса к развитию личности. Если на начальном этапе это просто контроль за своим эмоционально-чувственным процессом, за состоянием тонуса своего мышечного аппарата, за процессом мышления, то на более высоком этапе развития стирается грань между субъектом и объектом познания и деятельностью. Мир начинает при этом восприниматься в единстве, во всем многообразии своих граней и проявлений. В этом и состоит принцип озарения и мгновенного, интуитивного процесса познания. Здесь проявляется и реализуется в практике психической деятельности принцип единства ДАО и теория ИНЬ-ЯН.

Одна из основных категорий восточной философии — это Пустота, которая трактуется как первооснова всего сущего. Из Пустоты все выходит, создается и в нее возвращается. Для того, чтобы воспринять мир непредвзято, во всем многообразии его проявлений, необходимо успокоить свою психику, отбросить старые заезженные стереотипы, взглянуть на ситуацию как на нечто новое. Таким образом, необходимо привести все психические процессы в нулевое состояние, а уже на этом фоне начинать любую деятельность. Адекватно мир может отразиться только в зеркальной поверхности нашей ничем не замутненной психики.

ТЕХНИКА РАССЛАБЛЕНИЯ

Техника расслабления (релаксации) является основной составной частью любой медитативной системы. Получение мышечного расслабления основано на принципе единства тела и психики. Процесс мышления становится более управляемым при умении контролировать свой мышечный тонус, умении расслабляться.

Зачастую в состоянии покоя человек постоянно занят мысленным проигрыванием каких-либо ситуаций. Его мозг не отдыхает. Умение остановить "мысленную жвачку" — значительный шаг по пути самосовершенствования. Иногда этого одного достаточно, чтобы значительно улучшить свое психическое состояние, избавиться от целого ряда невротических симптомов и сопутствующих соматических заболеваний. Правильный мышечный тонус во многом определяет состояние системы меридианов. Энергия, протекая по меридиану, не должна встречать сопротивления на пути своего движения. Если в мышцах тела существует ненужное напряжение, мышечные зажимы, то состояние меридиана, который проходит по этим мышечным группам, нарушается. Вследствие этого внутренние органы не получают достаточный приток энергии, питающей их. Когда мышцы расслаблены, каналы максимально открыты, энергия протекает в них сильным ровным потоком, обеспечивая здоровье и равновесие всего организма.

Техника релаксации использует принцип психосоматического рефлекса. Состояние психики, эмоциональные состояния определяют мышечный тонус, а состояние скелетной мускулатуры, в свою очередь, определяет наше эмоциональное состояние. Умение расслабиться позволяет разорвать патологический круг, когда неприятная мысль рождает отрицательную эмоцию, которая приводит к мышечному напряжению. Напряжение мышц усиливает эмоцию, а отрицательная эмоция, в свою очередь, стимулирует неприятные мысли.

Для достижения релаксации (мышечного и психического расслабления) применяется целый ряд психических приемов, основанных на образно-чувственных представлениях, что в корне отличает восточную систему саморегуляции от ее европеизированных вариантов, где в основном применяются словесные формулы внушения.

ПЕРВЫЙ ПРИЕМ. Прочувствовать свое тело. Напрячь и поочередно расслабить следующие группы мышц: руки, лицо, ноги, мышцы спины и живота.

ВТОРОЙ ПРИЕМ. Представить, что ваши мышцы начинают массироваться и разминаться кем-то посторонним. При этом в них возникает чувство тепла.

ТРЕТИЙ ПРИЕМ. Вообразить себя погруженным в воду и мысленно растворить свое тело в ней. Последовательно растворить руки, лицо, ноги, спину и живот.

При выполнении этих приемов возникает чувство эйфории, ощущение полета и внутреннего освобождения. Наступает полное расслабление скелетной мускулатуры, кровеносные сосуды мышц расширяются, улучшается питание мышечной ткани. Рефлекторно расширяется также капиллярная сеть, питающая внутренние органы, и как следствие этого улучшается их функционирование. Происходит распределение внутренней психической энергии, основная часть которой в обычном состоянии направлена на мышечную сферу. При выполнении приема 3 необходимо направить высвобождающуюся психическую энергию в интеллектуальную сферу психики.

На начальном этапе обучения очень трудно сохранить нулевое состояние психики и тела. Наше мышление устроено так, что оно постоянно ищет объект приложения. Поэтому одна из самых трудных ступеней медитации — это медитация на Пустоту, которая очищает нас, дает нам новые силы и импульс к новой жизни и деятельности.

Для того, чтобы сохранить полученное состояние, необходимо стараться ощутить себя парящим в Пустоте, в Космосе, ощутить себя центром Вселенной, почувствовать единство с великой Пустотой и всем миром, зафиксировать свое внимание на чувстве полета, парения, на ощущении потери чувства тепла. Тело полностью исчезло, осталось лишь одно активное состояние.

Добившись таким образом перераспределения психической энергии в интеллектуальную сферу, мы должны ее задействовать, то есть использовать для дальнейшего самосовершенствования.

Медитация делится на три важнейшие формы по степени активности мозга и тела:

— ДЗА-ДЗЕН — медитация сидя;

— КИН-ХИН — медитация в ходьбе;

— КЕЙКО-ДЗЕН — медитация в движении, в тренировке.

— ДЗА-ДЗЕН — практикуется в положении сейдза, которое является основной позицией сидя. С яп. "СЕЙ" — основание, "ДЗА" — позиция. Кроме сейдза, можно употреблять позиции:

— ХАНКА — позиция полулотоса;

— КЕККА — позиция лотоса.

Позиция сейдза является очень практичной, так как из нее легко можно принять любую стойку, а так же в сейдзе можно сидеть продолжительное время.

ПОЗИЦИЯ СЕЙДЗА: колени раздвинуты на ширину плеч, пятки находятся под ягодицами, большие пальцы ног соприкасаются, замыкая энергетический круг. Позвоночник должен быть прямой и перпендикулярный к полу. Надо представлять себе, что мы подвешены к потолку за веревку, привязанную к волосам.

ПОЛОЖЕНИЕ РУК: левая рука лежит на правой, большие пальцы рук сомкнуты, образуя вместе с указательными пальцами круг, называемый по-японски "ЭНКО". "ЭНКО" ложится на пах так, чтобы центр "ЭНКО" проектировался в тандэн. Руки лежат свободно на бедрах и согнуты в локтях. Часть ладони шуто упирается в корпус. В ЗА-ДЗЕН все тело должно быть расслаблено. Губы сомкнуты, язык должен слегка касаться верхних зубов. Взгляд должен быть направлен на 1 метр от тела или под углом 45 град. вниз. Глаза могут быть открытыми или закрытыми.

КИН-ХИН — с яп. движущаяся нить — медитация в ходьбе, является продолжением сидячей медитации. Этот вид медитации основывается на концентрации мысли или ходьбе. При этом тело остается ровным, подобно висящей нити. Правый кулак вкладывается в левую ладонь, большой палец левой руки вкладывается в углубление между большим и указательным пальцами правой руки. Эта комбинация находится на тандэне. Локти находятся на окончаниях бедер. Передвижение происходит по прямой линии, с длиной шага, равной 1, 5 длины стопы. Некоторые ката начинаются с такого положения, так как ката выполняются в медитации. Кин-хин практикуется в зале, когда ученики ходят по кругу, а учитель ходит по внутреннему кругу в обратном направлении. Практикующие кин-хин на природе ходят один за другим и впереди идет учитель.

КЕЙКО-ДЗЕН — медитация в процессе тренировки.

С яп. "КЕЙКО" — тренировка, "ДЗЕН" — медитация. В кейко-дзен происходит концентрация на выполняемых упражнениях, что дает возможность достичь смещения мысли и тела.

В ДЗА-ДЗЕН — тело пассивно, а мозг максимально активен.

В КИН-ХИН — одинаково максимально активны и мозг и тело.

В КЕЙКО-ДЗЕН — тело активно, а мозг пассивен.

Существуют еще такие виды медитации:

ДЗАММАЙ — медитация в повседневной жизни, когда происходит концентрация внимания на любом выполняемом действии.

Виды медитации на различные кю:

9 КЮ — в положении СЕЙДЗА, глаза закрыты. Происходит концентрация внимания на выполнении какого-либо действия в уме. Взгляд направлен под углом 45 град. вниз.

8 КЮ — все то, что на 9 кю, но глаза открыты.

7 КЮ — в положении СЕЙДЗА. Сначала открытыми глазами смотреть на какой-либо предмет. Потом закрыть глаза и стараться в воображении представить себе этот объект. Потом открыть глаза, заметить новые детали, опять закрыть глаза и дополнить построенный в уме образ этими новыми деталями и т. д.

6 КЮ — в положении СЕЙДЗА. Взгляд направлен в одну точку на уровне плеч, но взгляд не концентрируется, а размывается и охватывает пространство спереди, по бокам, сверху и снизу от медитирующего.

5 КЮ — СУСОКУ ТАН — в положении СЕЙДЗА. Медитация основывается на счете дыхания. В процессе медитации происходит БОДАЙ — единение духа и тела.

4 КЮ — ЗЮЙ КОКУКАЙ — в положении СЕЙДЗА. Надо следить за дыханием, но как бы со стороны, не контролируя его.

3 КЮ — МИСОГИ — достигается состояние НЕХАН — единения человека с окружающим его миром.

2 КЮ — решение коанов — философских загадок. В данном процессе не должно применяться логическое мышление. Решение ведется за счет интуиции.

1 КЮ — процесс сидения в рассеянном спокойствии. Этот процесс противоположен медитации на 10 КЮ. Медитирующий ни на чем не концентрируется, а просто ждет и ощущает окружающий мир.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-ЧУВСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ И ИНТУИЦИИ

Европейский способ мышления, сформированный путем особых социально-психологических традиций, основан на конфликтном взаимодействии между психическими структурами. При этом психика разорвана на дуальные (двойственные) состояния. Это чувство и долг, эмоциональное и интеллектуальное, словесное и образное, сознательное и бессознательное, логическое и интуитивное. В процессе выполнения какой либо деятельности мы постоянно отдаем себе приказы, заставляем себя выполнять то, чего нам зачастую не хочется. Отсюда возникают постоянные внутренние конфликты, комплексы, чувство раздвоенности, состояние безысходности и т. д.

Одна из основных целей саморегуляции — разрушение этих психологических барьеров и перегородок, получение слитного функционирования психики, то есть реализация принципа Инь-Ян в процессе психической деятельности.

Когда достигается состояние целостности внутреннего мира личности, восприятие внешнего мира также изменяется. Он начинает восприниматься во всем единстве и многообразии связей. Резко улучшаются процессы творчества и интуиции. Любая мысль приобретает яркую образно-чувственную эмоциональную окраску. Личность начинает действовать как единое целое при полном отсутствии внутренних конфликтов, мгновенно реагируя на все изменения ситуации. По своей сути все далее излагаемые психотехнические приемы и методы служат одной цели — получению состояния внутреннего единства личности. Приемы эти производятся на фоне полного как физического, так и психического расслабления после усвоения первых трех приемов.

ПРЕВРАЩЕНИЕ СЛОВЕСНОГО В ОБРАЗНОЕ

Последовательное называние серии слов, выражающих зрительные, образные, вкусовые, цветовые и т. д. ощущения, и превращение их во внутренние ощущения и образы. Идя от простых ощущений к сложным образным комплексам, имеющим окраску, запах, вес, форму и т. д., постепенно усложняя их, применяя различные комбинации, необходимо добиться того, чтобы любое слово тут же превращалось в образ даже без участия сознательной концентрации.

СЛОЖНЫЕ ВООБРАЖАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Это воображаемые путешествия, беседы, различные картинки ситуаций, сценки и т. д. При этом необходимо увидеть все это как можно более ярко, во всем многообразии и подробностях, постепенно усложняя их.

МЕТОДЫ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Представить себя живым или неживым объектом, прочувствовать его, слиться с ним как можно более полно во всех подробностях и деталях, идя от простых объектов к сложным динамическим ситуациям. Необходимо научиться чувствовать сложный объект, процесс или ситуацию изнутри, растворяясь в ней, интуитивно познавая ее во всем сложном разнообразии связей. Стараться увидеть, прочувствовать и предугадать возможные пути развития, преобразования и совершенствования какого-либо процесса или явления.

Выше приведенные приемы относятся к статической медитации. Более высокий уровень — динамические формы медитации. Статическая медитация относится к динамической как готовность к самому процессу деятельности. Динамическая медитация иначе называется медитацией действия и выступает как системообразующий фактор, позволяющий оптимизировать любую сферу активности личности, распространить принцип всеобщей гармонии на сам процесс деятельности как физической, так и психической. Здесь достигается единство телесного и психического с самим действием

Автор: tibet-med.narod.ru

« Что такое НЛО? | Нумерология в снах. »