ДАОСИЗМ | Путь Любви. Путь с Сердцем.

ДАОСИЗМ

ДАОСИЗМ

Даосизм (кит. дао цзяо или дао цзя)- учение о “дао” или о школе “дао” - древнекитайское философское учение, на основе которого в первые века н. э. складывается религия, получившая то же название.

Основное понятие даосизма - понятие Дао. Дао бестелесно и не поддается чувственному восприятию, оно везде и нигде, бесформенно и безымянно, бесконечно и вечно, пусто, но неисчерпаемо. Оно - прародитель всего, включая богов. Это врата рождения, корень мира, в нем скрыто все. Все рождается из Дао и все уходит в Дао. Само Дао находится в бесконечном циклическом круговращении: не достигая предела, оно вновь устремляется к истоку. Дао - высший закон бытия, но не бытие, как таковое; оно вне бытия, за его пределами, но это не Бог, не сверхестественная сила, ибо Дао естественно, хотя и непостижимо.

Даосы учат, что мир возник из первозданного Хаоса, который они именуют также Единым дыханием (и ци), Изначальным дыханием (юань ци) или Великой Пустотой (тай сюй), еще точнее - Пустотой Материнской утробы, внутри себя вскармливающей все сущее. Творение же мира есть результат самопроизвольного деления первичной целостности Хаоса. Сначала Хаос, или Единое дыхание, разделилось на “два начала” - Инь и Ян; из “двух начал” выделились “четыре образа”, соответствующие четырем сторонам света; “четыре образа” породили “восемь пределов” мироздания и т.д. Эта схема записана в древнем китайском каноне “Ицзин” (“Книга перемен”), содержащем общий для всех китайской традиции свод графических символов мирового процесса Дао.

Мир, по представлениям даосов, есть превращенное единое, плод метаморфозы Дао. Тема превращения творческих метаморфоз бытия - центральная тема даосской мысли. Подлинная реальность для даосов - само превращение.

Человек и мир для даосов - это микро- и макрокосм: одно существует в другом. Или, говоря языком китайской традиции, человек пребывает в дыхании, а дыхание - в человеке. Тот, кто уподобился “Телу Дао”, не делает различия между собой и другими. Таково состояния первозданного Хаоса или Беспредельного (у-цзи) - непреодолимой, непостижимой, вечно текучей целостности бытия, не имеющей ни формы, ни идеи, ни начала, ни конца.

Срединность и гармония - таинство функционирования всеобщего проникновения чувств; механизм резонансных изменений, это целостная плоть “циклических перемен”, в которой рождение и вскармливание течет и перемещается в состоянии движения и покоя.

"Дао-дэ-цзин" – основополагающий трактат философии даосизма. Большинство современных исследователей датирует “Дао-дэ-цзин” IV-III вв. до н.э. (согласно А. Уэйли - в 240 г. до н.э.). Авторство приписывается Лао-Цзы (Ли Эр, Ли Дань, Ли Бо-Янь) – жил в конце VII - перв. половине VI в. до н.э. (по некоторым источникам дата рождения – 604 г. до н.э.). Был княжеским чиновником, заведовал архивом. В общем личность Лао Цзы покрыта мраком неизвестности. Оставил свое учение (“Дао-дэ-цзин”) начальнику пограничной заставы и, как гласит предание, исчез на восточной окраине государства.

Канонический текст сочинения состоит из 5000 иероглифов. Содержит в себе 81 главу (чжан), в большинстве своем очень коротких, в которых повествуется о Дао и дэ (добродетель), и об у-вэй (недеяние).

В центре учения Лао-Цзы стоит понятие Дао, которое представляет собой Абсолют, основу всего сущего, начало всех начал.

Дао в “Дао-дэ-цзин” бестелесно и не поддается чувственному восприятию, оно везде и нигде, бесформенно и безымянно, бесконечно и вечно, пусто, но неисчерпаемо. Оно - прародитель всего, включая богов. Это врата рождения, корень мира, в нем скрыто все. Все рождается из Дао и все уходит в Дао. Само Дао находится в бесконечном циклическом круговращении: не достигая предела оно вновь устремляется к истоку. Дао - высший закон бытия, но не бытие, как таковое; оно вне бытия, за его пределами, но это не Бог, не сверхестественная сила, ибо Дао естественно, хотя и непостижимо. Оно - высшая сущая реальность, тогда как рождаемый им феноменальный мир не неизменен и не вечно существует. Мир вещей создается Дао и подчинен законам жизни, т.е. преходящ: все вещи находятся в великом круговороте и, достигнув положенного им предела, возвращаются к своему первоистоку, к первоначалу, к Дао, дающему им новое рождение: все рождается от бытия, но само бытие - от небытия. Собственно, само великое Дао - аллегория Великой Пустоты.

“Явленное Дао не есть постоянное Дао” - именно этими словами начинается “Дао-дэ-цзин”. Это различие не есть оппозиция единого множественному, как свидетельство иллюзорности мира чувственно воспринимае-мых вещей.

‹ ТАНТРА ХРИСТИАНСТВО ›

« Жизнь - это мысль. Эзотерика прекрасного. | Комплекс упражнений Ушу. »