Духовный аспект вегетарианской диеты.
Духовный аспект вегетарианской диеты.
Духовный аспект вегетарианской диеты
Сант Кирпал Сингх
Каждый ищет покоя и мира, но они остаются так же иллюзорны, как всегда. Все наши усилия в этом направлении оказываются бесплодными. Почему? Потому что мы действуем в неправильных направлениях.
Человек живет в двух планах - внешнем и внутреннем. Во-первых, мы должны привести в порядок вещи вовне, чтобы приобрести покой на внешнем плане, прежде чем мы сможем войти внутрь. Существует три фактора, которые играют в этом огромную роль: правильные занятия, правильное поведение, правильная диета.
Величайшей целью человеческой жизни является то, что каждый должен познать собственное Я и познать Бога, а остальное - только пустая трата времени.
"В здоровом теле - здоровый дух", этот афоризм общеизвестен. Над этим и нужно работать прежде всего. Мы должны содержать тело и ум в здоровых условиях, прежде чем их можно будет использовать как инструменты для духовного прогресса. Для этого нам необходимо обращаться к пище. Без пищи мы не можем держать тело и душу вместе. Поэтому наша первая и основная проблема есть пища, ибо пища обуславливает тело, а также и ум. Здесь главным являются: правильный вид пищи, правильно заработанной, правильно принятой.
Следовательно, как говорит изречение, нужно зарабатывать хлеб свой насущный в поте лица своего и не зависеть в этом от заработка других. Для зарабатывания средств к существованию мы должны заниматься каким-нибудь честным трудом, физическим или умственным, но он должен быть полезным, свободным от обмана, лицемерия, злой воли и враждебности, ибо Кармический Закон неумолим в своем действии. Каждое действие вызывает реакцию, и так бесконечные цепочки тянутся без конца. Отсюда и нужда в честной жизни, какой бы бедной она ни была. Вы не можете иметь богатства честным трудом. Богатства растут на стонах бедных и обездоленных, выполняющих черную работу, они процветают на крови собратьев наших. Поэтому нам не следует гнаться за богатой пищей и деликатесными блюдами, ибо они влекут за собой много кровопийства и отравлены несказанной бедностью нижестоящих, а в будущем они сделают и нас тоже несчастными. Все мы сжираемы невидимыми огнями ада, Однако мы не знаем этого.
Как мы знаем, пища создана для человека, а не человек для пищи. Как и другим вещам в жизни, мы должны дать пище наилучшее применение. Тот, кто является рабом своего вкуса, не может сделать ничего полезного. Правильным контролем вкуса мы можем контролировать все наши физические и умственные системы. Простая диета, самая питательная и здоровая, способствует духовному прогрессу больше, чем все так называемые деликатесы, поставляемые современным кулинарным искусством. Она всегда дает чувство комфорта и ясности ума, помогает вам жить по средствам, не протягивая руку перед другими. Когда я вот-вот должен был выйти на пенсию после долгой государственной службы, мой шеф спросил меня, хотел ли бы я продолжать, но я вежливо отказался от предложения, сказав: "Я не хочу никакого продолжения, так как я знаю, как устроить свои дела в пределах размеров моей пенсии".
Пища бывает трех видов:
1. Саттвичная, чистая пища - молоко, масло, сыр, рис, бобы, чечевица, зерна, овощи, фрукты и орехи.
2. Раджасная, возбуждающая пища, перцы, специи, приправы, кислая (квашенная) пища и горькая пища.
3. Тамасная, лишенная силы пища несвежая пища, яйца, мясо, рыба, птица, вино и т.д.
Исходя из вышеизложенного, мы всегда должны предпочитать саттвичную или чистую пищу. Она дает много хорошего. Но и тут мы должны наедаться чуть ниже насыщения, точки аппетита. Когда мы едим деликатесную пищу, мы соблазняемся съесть больше, чем действительно нужно, а переедание, вместо большего здоровья и энергии, является губительным. Пища, не усвоенная и не впитанная правильно системой, вызывает колики, боли, а в некоторых случаях даже холеру, и приходится заплатить своей жизнью.
"Не перегружай мотор своего желудка", иначе легко заработаешь тошноту. Излишество даже в хорошем временами причиняет вред. Умеренность в еде и яствах помогает росту жизненных сил в человеке. В Пуранах, древнеиндийских священных писаниях, есть аллегория: Бог Пищи жалуется Господу Вишну, Хранителю Вселенной, что люди очень злоупотребляют им. На это Господь Вишну с юмором отвечает: "Тех, кто слишком много ест тебя, ты должен съесть сам, ибо это - единственное средство."
Свежий воздух является существенной частью нашей пищи. Нужно сделать долгий вдох, задержать его, а потом выдохнуть полностью, чтобы выбросить все нечистоты из тела. Вместо этого можно выпить много чистой воды и фруктовых соков, чтобы промыть систему насквозь и очистить ее. Но избегайте всех видов крепких и безалкогольных напитков, спиртных ликеров и интоксикантов, ибо они делают болезненными ум и интеллект. Зерна и фрукты должны составлять нашу обычную и основную пищу.
Как сказано выше, человек должен зарабатывать хлеб свой насущный совершенно честными, справедливыми и законными средствами. Моральной обязанностью домохозяйки является готовить саттвичную пищу с сердцем, поглощенным сладким воспоминанием о Господе. Пища, приготовленная таким образом, с умом, укрепленным в Господе, и с руками, занятыми работой, становится манной небесной и дает благодать тем, кто вкушает ее. Великий Учитель, Хазур Баба Саван Сингх Джи Махарадж, часто приводил нам в пример индийского крестьянина с руками на плуге, но поющего песни души, захватывающие песни о своей возлюбленной. Таким же должно быть и наше отношение к этим вещам.
В 1921 году я служил офицером-бухгалтером в сикхской воинской части N 36. Ко мне был приставлен повар. Я сказал ему, что мне нет дела до его жизни в прошлом; пока он готовит мне еду, он должен повторять Святые Имена Бога непрерывно и не разрешать никому входить в кухню, отвлекая его пустыми разговорами. Повар обещал выполнять это, и два - три дня все шло хорошо, но на четвертый день, когда я сел в медитацию, я почувствовал, что мой ум неустойчив. Среди ночи я вызвал повара и спросил, был ли кто-нибудь кроме него на кухне, когда он готовил еду. Сначала он отрицал это, но потом в конце концов признался, что был человек и отвлек его от воспоминания о Боге разговорами. Он был предупрежден, и с тех пор скрупулезно выполнял мои распоряжения. Это наилучший критерий как чьего-либо духовного развития, так и чистоты пищи, которую он употребляет, как в отношении ее добывания, так и приготовления.
Шейх Саади, великий мусульманский поэт из Шираза, Персия, всегда проповедовал делить желудок на четыре части: две заполнять ограниченным количеством простой еды, одну - чистой водой, и одну зарезервировать для Света Бога.
Мы читаем об инциденте из жизни Хазрата Мухаммеда, Пророка ислама. Однажды к Нему пришел врач и предложил свои услуги больным и недужным в Умате, где жили последователи Пророка. Около шести месяцев он оставался в совершенной праздности, так как никто из последователей Пророка не был болен. Он приблизился к Пророку и попросил разрешения уйти, так как никто не чувствовал необходимости в его услугах. Хазрат Мухаммед с мягкой улыбкой на устах попрощался с доктором, сказав: "Пока община следует наставлениям, ни у кого из ее членов нет шанса заболеть, ибо они живут одной панацеей: - всегда есть чуть меньше, чем можешь или хотел бы; - вести целомудренную жизнь с честным заработком".
Баба Джаймал Сингх, великий Учитель своего времени, бывало, покупал несколько буханок хлеба или чапати, заворачивал их в кусок ткани и вешал их на ветку дерева. Он посвящал себя медитации весь день, а когда он вставал из своего Самадхи, то брал один хлеб, макал его в воду и съедал перед следующей медитацией.
Цельный пшеничный хлеб - это совершенная пища, и мы лишаем его жизненных элементов, очищая его от отрубей и размалывая его в белую муку на электрических мельницах, лишая этим зерна фосфора и масла и делая из них ужасное месиво.
Я очень часто видел собственными глазами пищу Хазура Баба Саван Сингха, которая была очень простой и состояла из небольшого числа наименований в очень умеренных количествах. Все святые живут на очень умеренной диете. Так делали Шамас Табриз, мусульманский святой, и Свами Шив Даял Сингх Джи, которые оба жили по принципу: ешь меньше и оставайся счастливым.
Если жить на простой пище и с высокими мыслями, соединенными с высокоморальным и целомудренным поведением, то не нужны тонизирующие средства, которыми затоварен рынок в наши дни. Роскошная пища не только перегружает мотор желудка, но и ведет к ужасным последствиям, которые временами бывают очень опасными. Очень часто люди жалуются, что не видят явного прогресса на Пути, но мало понимают, что это из-за неправильной диеты и неправильного образа жизни. Пророк Мухаммед, читаем мы, жил в основном на ячменном хлебе.
Саттвичная пища держит голову и сердце свободными от всех видов нечистот. Мы каждый день читаем, что растет число преступлений и коррупции, что создаются специальные полицейские подразделения для борьбы с растущей угрозой. Девиз дня: "Ешь, пей и будь весел !" Каждый желает проводить время в путешествиях, посещать места наслаждения, смотреть кино и т.п. и все это свыше своих скромных возможностей. Но как добыть больше денег? Ничто, кроме волшебной лампы Алладина, не сможет помочь вам в этом. Честный человек с трудом может поддерживать свое тело и душу вместе. Но очень немногие могут избежать искушений и ловушек сверкающего мира. Большинство из нас живет похотливым существованием: некоторые страдают от похоти глаз, другие - ушей, остальные - от разнообразной похоти плоти. Нам нет дела до жен, дочерей и сестер других, мы слепо следуем за ними. Мир находится в тисках быстро прогрессирующего упадка.
Человек познается по обществу тех, с кем он общается. Если вы хотите знать, как растут ваши дети, обратите внимание на их товарищей, и по ним вы легко сможете судить о ваших детях.
Все мы были созданы Богом. Все мы - воплощенные в тела души. Душа - из той же субстанции, что и Бог. Бог есть во всех нас, и следовательно мы должны любить друг друга. Это то, чему учил всю свою жизнь Апостол Павел. В Коране написано:
О человеческое существо, делай добро, Будь добр к своим родителям, родным, к сиротам, Нуждающимся и бедным - к своим соседям и собратьям. Такая жизнь радует Аллаха. Аллах - внутри каждого из нас. О надменном эгоисте не заботится Бог.
Глава из книги «Сурат Шабд Йога»
‹ Третий Глаз. Здоровье и питательные свойства вегетарианской пищи. ›