Е. Блаватская. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ | Путь Любви. Путь с Сердцем.

Е. Блаватская. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ

Е. Блаватская. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ

Гнозис, который впоследствии был отстранен христианской догматикой, был некогда универсальным. Это было эхо первоначальной религии мудрости, которая была некогда наследием всего человечества; поэтому можно сказать, что дух Христа — Божественный Логос — в своем метафизическом аспекте светил человечеству с самого начала.
Мистерия этого духовного Христа, Принципа Христианства, мистерия, которая была возвращена две тысячи лет тому назад Иисусом из Назарета, с давних времен была открыта только “достойным”. Из Евангелия от Луки мы видим, что “достойные” были такие, которые были посвящены в мистерии Гнозиса, и которые “считались достойными” воскреснуть из мертвых в этой земной жизни: “Те, которые знают, что умереть больше не могут, ибо они .равны ангелам и суть сыны Божий, будучи сынами воскресения”. Другими словами: они были великие адепты любой религии;
и слова эти относятся ко всем, которые, не будучи посвященными, стараются жить своей жизнью и добиться спиритуалистического просветления, когда они соединяют свою личность — “сына” с “отцом” своим индивидуальным божественным духом, духом Бога в себе.
Это “воскресение” не должно быть монополизовано только христианами: потому что оно спиритуалистическое право от рождения каждого человеческого существа, к какой бы релегии он ни принадлежал. Каждый, кто понял этот принцип христианства в себе самом, есть истинный христианин; все же те, которые отмежевываются от этого принципа, умрут непременно, как язычники без воскресения, — несмотря на всё церемонии крещения, таинства, молитву на устах и веру в догмы.
.Чтобы понять все это, читатель должен понять архаическое значение слова Хрестос и Христос. Первое слово значит больше, чем “хороший человек”; второе никогда не принадлежало живому человеку, но только посвященному в минуту его второго рождения и воскресения. Каждый, кто ощущает в себе Христа и признает Его единственным “путем” для себя, становится апостолом Христа, если бы он даже не был никогда крещен, никогда не встречался с христианами, уже не говоря о том, что не называет себя христианином.
Далее мы .остановимся подробнее на обоих словах. “Хрестос” и “Христос”.
Слово “Хрестос” существовало уже давно, задолго до того, как стало известно христианство. В пятом веке до Р. X. упоминает его Геродот, Айсхилос и другие греческие писатели.
Так, мы читаем у Айсхилоса про “оракулов, которые возвещали о пифийском боге...”. Исходящие от этого наименования многочисленны. “Хрестос был тот, кто, объяснял оракул, “пророк”, а “хрестерионский” был такой, который стоял на службе оракула, будь то бог или “учитель”* / • Это слово обозначает “гуру”, “учителя” и челу.