Е. Блаватская. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ
Е. Блаватская. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ
...“Скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и конца века?”— (От Матф. XIV, 37) спросили апостолы на горе Елеонской.
Ответ “Человека Скорбей”, Хреста, как его надо называть на пути испытаний и Христос — на пути Его творчества (Разница между “Хрестос” и “Христос” — предварительное условие для понимания истинного значения Евангелия. Дальше мы остановимся на значении обоих слов) — пророческий и имеет громадное значение. Мы должны привести его целиком. Иисус сказал: “Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: “Я—Христос” и многих прельстят. Также услышите о войнах... Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему быть; но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство, будут глады, моры и землетрясения по местам. Но все это только начало бедствий. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за Имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга, и многие лжепророки восстанут и прельстят многих.
И, по причине умножения беззакония, во многих ослабеет любовь, и тогда придет конец... Тогда, если кто скажет вам: “Вот здесь Христос, или там”—не верьте... Если скажут вам:
“Вот Он в пустыне” — не выходите. “Вот Он в комнате”—не верьте. Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
Две вещи ясны нам из вышеприведенных слов.
1. “Будущее Христа”, т. е. пришествие Христа, — означает присутствие Христа в обновленном мире, а не появление “Христа” Иисуса.
2. Этот Христос не в пустыне и не в комнате. Его не надо искать в каком-либо храме, построенном человеческими руками, потому что Христос, Истинный эзотерический Спаситель — не человек, но Божественный Принцип в каждой человеческой груди. Кто стремится пробудить дух, который был распят его собственными человеческими страстями и лежит глубоко в “гробу” его грешной плоти, кто обладает силой откатить камень материи от дверей своего внутреннего святилища, тот имеет в себе воскресшего Христа (“Ибо вы суть храм Бога живаго”. II-е посл. ап. Пав. к коринф. VI, 16). Сын Человеческий не сын земной рабыни — плоти, но небесной царицы — духа* / * Дух, Святой Дух у евреев, как и у всех древних народов — женского рода, также и у первых христиан. София гностиков и третья Сефирот Бина (Иегова женского пола у каббалистов) — все женский принцип Божественный Дух или Руах (Р-у-а-х). “Ахат Руах Элохим Чиим”. “Единое она Дух Элохим жизни” — сказано в “Sepher Vexiroh”/; дитя собственных дел человека, плод его спиритуалистических усилий.
С другой стороны, с начала христианского времяисчисления указанные Матфеем признаки ни к одной эпох так хорошо не подходили, как к нашей. Когда больше восставал народ против народа, как не в последние десятилетия? Когда более ужасно выступала страшная нужда, безграничная бедность и голод пролетариата, землетрясения и др. несчастья, как не в последние годы?
Пусть Чнлиасты и адвентисты продолжают проповедовать: “Пришествие (плотского) Христа уже приблизилось”, пусть они готовятся к “кончине мира”. Но мы, теософы, по крайней мере, те теософы, которые понимают скрытый смысл всемирно ожидаемого Аватара Мессии, Сосиоша или Христа, понимаем, что речь идет вовсе не о “кончине мира”, но о кончине нашей эпохи.
Различные важные циклы прошли около конца XIX века. Первый 5000-летний — цикл Каллиюга; потом мессианский цикл, который связан с созвездием Рыбы — “Ихтис”, или “Рыбочеловек”; цикл Даго, который был известен евреям-самарянам и евреям-каббалистам, последний цикл чисто исторический и глубокооккультный. Он длился около 2155 солнечных лет. Но этот цикл имеет оккультное значение только тогда, если исчислить его по лунным месяцам. Последние из этих циклов окончились 2410 и 255 до Р. X., т. е. когда точка равноденствия перешла в созвездие Рыб. Когда точка равноденствия перешла в 1906 году в созвездие Водолея, психологи получили новую работу, и психические свойства человечества претерпели большую перемену.
Снова и снова истолковывается предупреждение против “лжепророков” так, как будто бы оно направлено против мистиков и особливо против теософов. И все же едва можно слова Матфея применить к теософам, потому что никогда они не говорили, что Христос “там” или “здесь”, в пустыне или в городе, или даже — в комнате, в алтаре какой-либо современной церкви. Пусть они будут по происхождению своему язычники или христиане, они отказываются материализировать самый чистый и высокий идеал—символ символов— н низводить его, мы говорим о бессмертном духе человека, назовем его Гор, Кришна, Будда или Христос. Никто из iliix не говорил: “Я —Христос”, потому что все рожденные на Западе теософы считают себя только “христианами”, как они ни стараются стать истинными “хрестианами”. К тем, которые в своей надменности н большой гордости отказываются от права носить имя Христа, потому что они ведут жизнь Хреста* / * Старейший христианский писатель Юстин Мученик называет в своей первой апологии своих единоверцев хрестианами, а не христианами /, и которые полагают, что, будучи еще младенцем, они получили название христианина, т. е. имя Христа (прославленного, избранного), к ним относятся упомянутые слова лучше. Каждая из всех 350 протестантских сект уверяет, что Христос только в их “церкви”, в то время, как большинство их приверженцев ежедневно распинают Христа на кресте материи—“древе позора” древних римлян.
Обожествление мертвой буквы Библии есть только новая форма идолопоклонства.
Главный догмат веры не признает никакого Двуликого Януса. “Оправдание” через Христа не может произойти по нашему желанию ни через “веру” или “дела”, и когда Иаков (1, 25) противоречит Павлу (к Евреям XI, 31) и наоборот, то, естественно, один из них ошибается. Следовательно, Библия не есть Слово Божие, но содержит в себе слова ошибающихся людей и несовершенных учителей. Если читать ее эзотерически, то мы найдем в ней если не всю истину, то зато ничего кроме истины... Только: quot homines, tot sententiae.