Е. Блаватская. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ
Е. Блаватская. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ
Таков был и человек Иисус; будь он из Назарета или Лидды* / Это относится к раввинской традиции в вавилонской Гемаре, называемой Сефер Теледот Иешу — насчет Иисуса. По ней Иисус — сын человека, именуемого Пондира, и жил за сто лет до начала христианского летоисчисления во время иудейского царя Александра Янаея и жены его Саломеи, которые правили с 106-79 до Р. X. Он был оклеветан иудеями, что изучил В Египте магию и украл во святом святых имя, которое нельзя произносить. После этого Иегошуа (Иисуса) убили в Лидде: его побили камнями, а потом пригвоздили ко кресту, вечером накануне праздника пасхи /, это безразлично — Христос так же бесспорно, как никто не называл Его Христом во время Его земной жизни до Его последнего испытания.
Что же касается слова Христос, то можно привести несколько древних писателей, которые докажут, что это слово употреблялось еще до Христианской эры.
Христос, или “состояние во Христе”, было всегда синонимом состояния в “Махатме”, т. е. слияния человека с божественным в нем принципом. Так говорит также Павел (III к Ефесянам, 17): “Чтобы нашли Христа внутри себя путем знания” (не веры, как это обычно переводится. Потому что греческое слово pistis означает “знание”).
Тертуллиань объясняет во II части своей Апологии, что слово “Христианство” украдено умелой интерпретацией. Но еще более важное доказательство в том, что слово Христос дохристианского происхождения. Вероятность этого находим в известных предсказаниях эритрейской сибиллы: Jesous Chrei'stos theou yios soter sfauros” “слова, которые точно переводятся как: “Иисус, Христос, Бог, Сын, Спаситель, Крест”.
Если читать их эзотерически, эти слова, хотя они и не связаны друг с другом ничем и не имеют для профана никакого значения, получают смысл настоящего предсказания, только оно не имеет прямого отношения к Иисусу, так как эта строфа из мистического катехизиса посвященных. Предсказание относится к приходу Духа истины (Христа) на землю — событие, после которого наступит золотое время. Но это событие, говорим еще раз, не имеет ничего общего с Иисусом. Эти слова учат, что необходимо пройти через распятие плоти или материи, пока мы достигнем блаженного состояния внутренней (или субъективной) теофании.
Если читать их экзотерически, эти слова представляют собой прекрасную основу, чтобы связывать с ними христианские пророчества. Только не надо забывать одного: эти слова языческие, не христианские.
Если бы нам предложили их разъяснить, то мы ответили бы: “Изучайте мифологию, так называемые “измышления” древних, и она даст вам ключ... Мифология учит нас, что Янус, сын Аполлона, “посвященный” в мистерии, “открывает двери света” или тайной мудрости мистерий... — так что ему, как и его брату, Асклепию, божественному врачу, придается имя “Спаситель” (soter) п что Язо, дочь Асклепия, богиня лечения, которая покровительствует всем, кто добивается посвящения в храм ее отца, т. е. новичкам или “Chrestoi”, которые и назывались “сыны Язо”.
Почему же не считать, что предсказания относятся к одному из “сыновей Язо”, мистиков и будущих посвященных? Почему не читать сибиллические книги в их истинном смысле — смысле, который не имеет ничего общего с христианскими пророчествами? Тайная наука говорит, что два первых слова “JesousChreistos” т. е. жрец бога оракула. В действительности на ионическом наречии Язо называется Иезо, сибилла говорила только на этом языке, потому что Эритрея — город Ионический. Jesous —родительный падеж, означает сын Иезо.
Не обращая внимания на мистическое значение предсказания сибиллы, буквальное значение его будет таково: “Сын Язо, Хрестос (жрец или слуга), сын бога (Аполлона), спаситель от креста (материи)”. Действительно, христианство этого никогда не поймет, пока не исчезнет всякий след догматики, а мертвая буква не будет принесена в жертву духу истины, который открыл себя так же в Горе, Кришне, Будде, как в гностическом Христе и настоящем Христе Павла...
Потому что, повторяем еще раз — название Христос и история распятия человека Христа появляются не первый раз. Повсюду:
в Индии, Египте, Халдее, Греции—бывали такие легенды, и все они имеют одну и ту же основу. Они все символизируют добровольную жертву Логоса, первой открытой эманации Единаго, вечно скрытого, Безграничного, Неведомого, лучи которого воплощаются в человечестве. Лучи Логоса согласились упасть в материю, поэтому их называют “упавшие”. Это одна из величайших мистерий, которая может быть только слегка упомянута, .но которая подробно изложена в моей “тайной науке”.
Наконец, необходимо кое-что прибавить к этимологии обоих слов: Хрестос и Христос. Слово Христос — происходит от греческого chrio (хрио — мазать), но переводят богословы, как — “помазанник”. Также можно сделать из Кришны, первый слог имени которого санскритское слово кри (проливать, покрывать)* / • Многие классические писатели показывают это. В Феар. стр. 226Е читаем: “Ты имеешь в виду Феодора Хреста”. Плутарх говорит о том же, а один ученик Геродота Аттиний носил даже имя Хреста (как собственное имя) /, помазанника. Христианские богословы пробуют, правда, произносить имя Кришна от “krishna” (черный). Но если сравнивать санскритский с греческими корнями, которые. встречаются в словах Хрестос, Христос, Кришна, то сразу видно, что они того же происхождения, и каждое из этих имен, как верят многие ученые, может быть объяснено просто при помощи астрономии и знанием знаков зодиака в связи с фаллийскнми символами. В то время, как астрономические символы носят мистический характер Пурана и исполняют астрономические функции, то их спиритуалистические противообразы невидимо, но крепко владеют миром. Они существуют в виде чистой абстракции на высшем пространстве, как открытые идеи на астральной плоскости, и появляются в виде мужских, женских или андрогинных сил на нашей низшей, физической плоскости. Скорпион, как Хрестос-мешиак, и Лев, как Христос-Мессия, существовали задолго до христианской эры в испытаниях и триумфах посвящения мистерий—в то время, как Скорпион был символом испытуемого и мучимого посвященного, Лев же — символ полного славы торжества истины.