Феномен сиддхи и духовные цели Йоги.
Феномен сиддхи и духовные цели Йоги.
Долгое время в академическом мире существовало убеждение, что телепатия принадлежит к числу паранормальных явлений, постоянно ускользающих от строгого научного анализа. Новейшие работы опровергают эту точку зрения. Так, группа российских исследователей под руководством С. В. Сперанского, проводя экспериментальное изучение телепатических способностей, пришла к выводу, что «капризность» этого явления сильно преувеличена из-за недостатка адекватных методов исследования. Опыты на животных при должном методологическом обеспечении, полагают исследователи, открывают возможности систематического изучения телепатических способностей человека, причем без отказа от обычных требований, предъявляемых к научному эксперименту. (См. Сперанский С. В. Телепатия как банальность // Сознание и физическая реальность. – М.: Фолиум, 1996. – Том 1. № 3.)
Интересное описание древнего тибетского обряда приводил авторитетный русский востоковед Юрий Рерих, имевший возможность наблюдать это необычное действо лично в Лахуле (Северо-Западные Гималаи). Среди множества народных обрядов, писал исследователь Востока, в Тибете существует один, который пользуется особым почитанием, а исполнители его считаются обладателями сверхъестественных сил, которые и позволяют им проводить опасную церемонию. Суть обряда заключается в разбивании огромного валуна, который кладут на голое тело йога, другим огромным валуном. Валуны раскалываются на куски, но испытуемый остается невредимым. Очевидно, что не физическая, но некая иная сила позволяет йогу сохранить жизнь и здоровье в подобных испытаниях, финал которых для обычного человека должен оказаться трагическим. (См. Рерих Ю. Н. Обряд разбивания камня // Рериховский вестник. Публикации – сообщения – исследования. Выпуск 5. – Извара - С-Пб. -М., 1992.)
Способность человека к произвольной тепловой саморегуляции в экстремальных условиях, при наличии определенной подготовки, вероятно, уже ни у кого не вызывает сомнений. Возможно, кто то из читателей и сам принадлежит к числу так называемых «моржей» и способен без ущерба для здоровья искупаться в ледяной воде в морозную зимнюю погоду. Но это, оказывается, далеко не предел в развитии соответствующих способностей противостояния холоду. Многие исследователи Востока описывали практику овладения внутренней тепловой энергией (тумо), которая давала тибетским йогам если не полную, то, во всяком случае, весьма значительную власть над неблагоприятными температурными условиями.
Экзамен на звание респа («тот, кто носит одежду из бумажной ткани» - мастер тибетской тумо-йоги) предполагал следующий обряд. В морозную ночь кандидаты совершенно нагие садились на землю рядом с прорубью. В ледяную воду окунали простыни, которые тут же замерзали на пронизывающем ветру. Каждый ученик оборачивался таким замерзшим куском ткани и должен был отогреть и высушить его теплом собственного тела. Тот, кто высушивал за ночь наибольшее количество таких ледяных простыней и объявлялся победителем состязания. Более того, некоторые йоги-отшельники живут в ледяных горных пещерах всю зиму, имея легкую летнюю одежду или не имея ее совсем. Кроме меня, писала Александра Дэвид-Ниль, их видели очень многие. В том числе и альпинисты, покорявшие вершины Эвереста.
Одним из самых поразительных примеров власти духа над плотью является способность некоторых йогов останавливать жизненные процессы на определенное время, а затем возобновлять их. Подобный феномен описывали, в частности, такие широко известные исследователи культуры Востока, как русский философ, путешественник и общественный деятель Елена Блаватская, а также английский специалист по тибетскому буддизму и йоге из Оксфорда В. Эванс-Вентц.
Установлено, отмечал Эванс-Вентц, что существуют мастера йоги, которые обладают способностями останавливать жизненные процессы тела до состояния подобного смерти. Одним из самых известных случаев подобного рода был случай с йогом Садху Харидас, феномен которого был зафиксирован специальной комиссией. Этот йог был зарыт в землю живым под наблюдением махараджи Лахора Ранджиет Сингха. Ящик, в котором захоронили йога, был опломбирован королевской печатью, а на могиле было посеяно и проросло ячменное зерно, которое должно было свидетельствовать о том, что могила сохранила свою неприкосновенность в течение установленного срока. Место захоронения было окружено стеной и круглосуточно охранялось солдатами.
Когда спустя несколько месяцев йога откопали, его лицо было также чисто выбрито, как и перед погребением. Садху пришел в себя, начал дышать и восстановил свое сознание. Стороннему наблюдателю могло показаться, что человек очнулся от глубого сна. Но для науки здесь удивительно то, что во время своего четырехмесячного «сна» человек совершенно не дышал, не ел и не пил. По мнению доктора Эванс-Вентца, в высших состояниях йогической медитации циркуляция крови замедляется почти до полного прекращения, а дыхание исчезает. Происходят и другие существенные изменения в физиологических процессах жизнедеятельности тела, которые позволяет говорить о том, что в теле полностью «просветленного существа» дыхание, пульс, циркуляторная и нервная системы совершенно отличаются от тех же характеристик обычного человека. (См. Эванс-Вентц В. И. Тибетская Йога и тайные доктрины. / Пер. с англ. – Киев, 1993.)
Феномены йоги заставили многих исследователей усомниться в истинности классической научной антропологии и посмотреть на человека как на существо значительно более сложное и загадочное, нежели это казалось наивным материалистам Х1Х и позитивистам ХХ веков. Оказалось, что человек это не только «физиологический организм, управляемый мозгом», но и неизведанный мир сознания – особая психическая реальность, которая существует практически независимо от организма и связана с реальностью духовного инобытия - еще более загадочного, чем человеческое сознание. Здесь йога выступает проводником человеческого сознания в иной мир – внутренний психокосмос, который до сих пор остается недоступен телескопам, микроскопам, компьютерам и иным творениям технического гения науки.
Современные исследователи духовной культуры Востока начинают понимать, что йога, оказывается, это не просто абстрактная мистическая философия и экзотическая гимнастика для психики и тела, но серьезная практическая наука, открывающая человеку множество неизвестных горизонтов и возможностей. Но, как и всякая другая наука, она не прощает легкомысленности там, где требуется большой опыт и твердая рука специалиста. В частности, самостоятельные эксперименты по развитию паранормальных сил не менее опасны, чем разминирование неизвестного заряда. Строго говоря, йога сама по себе является достаточно сложной, крутой, а потому опасной тропой к совершенству. Об этом, в частности, определенно предупреждали последователей авторы Агни Йоги. Глубинное преображение человеческой природы и ассимиляция тонких космических энергий не могут происходить легко и безопасно. Слишком сложен и трудно управляем этот процесс. Однако когда он дополнительно осложняется легкомысленностью в сфере психофизических феноменов, последствия могут быть самыми непредсказуемыми.
Возвращаясь к подлинным целям духовной йоги во всех ее исторических модификациях, следует отметить, что высшим феноменальным достижением йога, самой совершенной его способностью, конечно, всегда считалось духовное преображение собственной природы и освобождение от власти материального бытия. Авторитеты йогической философии полагали, что человек-животное в результате йогической практики способен стать человеко-богом – сверхчеловеческой сущностью космического порядка. Это есть высшее таинство йоги, рядом с которым меркнут все низшие сиддхи от телепатии до энергии-тумо.
Классическая йога трактовала освобождение как достижение полной независимости Высшего Я - то есть Духа от сознания личного эго – то есть Низшего Я. Высшее Я – это Вселенское Сознание или некий трансцендентный Зритель. Понимание различия между ним и личным сознанием дает отделение Духа от мира материальных форм и личных эго. Личное сознание, утверждал Патанджали, существует не для себя, а для Вселенского Сознания – для Его жизненного опыта и для Его освобождения. Когда подвижник в результате йогической практики и духовных размышлений начинает осознавать эту мистическую истину, он перестает думать о себе как о неком обособленном материальном существе, обладающем телом, чувствами, мыслями и личным сознанием. Он понимает, что субъектом опыта и освобождения является Мировой Дух – Вселенское Сознание, а его личное сознание (Низшее Я) выступает лишь средством или промежуточным звеном в великом космическом бытии Мирового Духа.
Таким образом, освобождение в классической индийской йоге означает абсолютное существование энергии сознания, возвращающейся к самой себе. Это есть бытие Мирового Духа в неизменном состоянии высшей субъективной реальности вне влияния изменчивого мира материальных форм. Метафизика освобождения духа в современной Агни Йоге несколько отличается в своих акцентах от метафизики классической санкхья-йоги. Но в данном случае эти тонкости несущественны. Философские доктрины различных йогических систем в целом разделяют общий тезис о том, что Дух или Вселенское Сверхсознание – единственный настоящий субъект жизненного опыта в мирах материальных форм. Он же есть единственный космический Зритель величайшей драмы мировой эволюции, в которую вовлечены своей кармой различные живые существа. Чистая энергия Вселенского Сверхсознания вовсе не тождественна содержаниям сознания отдельных существ. Их личные сознания выступают средством, орудием или инструментом получения опыта трансцендентного космического Зрителя. Предметы внешнего мира являются объектами для личного сознания. Однако и само личное сознание со всеми своими содержаниями выступает объектом для истинного космического субъекта – Вселенского Сверхсознания.
Таким образом, личное сознание обладает субъектно-объектной природой – диалектической двойственностью, удивительным свойством двойного духовного зеркала, которое позволяет Вселенскому Сверхсознанию устанавливать связь с природной реальностью и, вместе с тем, не растворяться в ней. Когда разумное существо осознает Тайну сознания и ценой невероятных духовных усилий отделяет сверхличный аспект сознания от личного, – тогда путы материальной зависимости начинают ослабевать, и человеческий дух устремляется к абсолютному инобытию Вселенского Сверхсознания. Это и есть великое освобождение – избавление от замкнутости и узости личной психической сферы, от кармы, от пут и иллюзий изменчивого материального существования. Освобождение в классической и современной йоге – это мистический путь духа в иную реальность, существующую вне времени и пространства ограниченного природного мира. Это возвращение к истокам трансцендентного духовного бытия.
С. Р. Аблеев.
доктор философских наук.