Феномен сиддхи и духовные цели Йоги.
Феномен сиддхи и духовные цели Йоги.
Йога принадлежит к числу тех немногих духовных явлений, интерес к которым в современном мире продолжает неуклонно возрастать. Древняя классическая йога, буддийская йога, средневековые модификации индуистской йоги, даоская йога, интегральная йога, современная Агни Йога изучаются не только теоретически как оригинальные философские учения, но и практически как системы специальных методов совершенствования человека. Безусловно, практический аспект йоги играет не последнюю роль в ее историческом долголетии и высокой конкурентоспособности относительно иных религиозных и философских доктрин.
Практика йоги ставит перед исследователями и приверженцами йогического пути немало сложных проблем и вопросов. Однако одним из самых загадочных вопросов йогической практики сейчас, как и на протяжении многих столетий, остается вопрос о так называемых сиддхи - паранормальных силах, которые в трактатах классиков йогической философии Патанджали и Вьясы называются «совершенными способностями». Многие обыватели воспринимают йогу не иначе как через призму таких феноменальных способностей, которые считаются чуть ли не главной целью и важнейшим атрибутом йогической практики. В действительности, как это хорошо известно специалистам, все обстоит несколько иначе.
В древних манускриптах «совершенным способностям» уделялось достаточно существенное внимание. Тем не менее, для признанных авторитетов йогической философии и науки от легендарных Аватара Кришны и риши Патанджали до философов-реформаторов Рамакришны и Вивекананды обладание паранормальными силами никогда не рассматривалось в качестве специальной цели практики йоги, ради которой и применяется весь арсенал методов духовного саморазвития.
Так, в частности, древние авторы «Йога-сутры» (Патанджали) и «Йога-бхашьи» (Вьяса) описывают и комментируют в своих трактатах «совершенные способности» лишь постольку, поскольку это необходимо практикующим йогу и естественным образом, в результате данной практики, сталкивающимся с проявлением неизвестных для них сил и возможностей. Прикладное их использование в классической индийской йоге регулируется этическими принципами и, в конечном счете, направлено на достижение освобождения как высшей духовной цели йоги или, в крайнем случае, на необходимую помощь живым существам. Демонстрация сиддхи на публику в классической и буддийской йоге не поощрялась, более того осуждалась. «Не показывайте перед мирянами, - призывал Будда своих последователей-монахов, сверхъестественную власть сиддхи. Те, кто делают это, виновны в злом поступке» (Виная, II, 112). Почему же столь сурово авторитетные мастера йоги относились к совершенным способностям?
Тому были две основные причины. Во-первых, истинная цель духовного пути есть освобождение духа, которое дает избавление от страданий и власти материи, разрывает замкнутый круг перевоплощений и раскрывает горизонты инобытия – Высшей Реальности или Нирваны. Появление сиддхи в процессе духовной практики вовсе не означает достижение этой супер-цели, хотя и указывает на ослабление власти материи. Однако если подвижник прельщается появляющимися совершенными способностями, то он рискует уклониться от духовного пути в сторону различных феноменов. В этом состоит коварство сиддхи – иллюзия превосходства над обычными людьми может увести йога от освобождения на тропу заурядного факирства. Подобные уклонение в истории йоги хорошо известны.
Вторая причина, вероятно, состояла в возможности приобретения некоторых сиддхи без какого-либо духовного совершенствования в силу определенных (медиумических, психических) особенностей организма или техник искусственной стимуляции чакр. А иногда и через магическую практику. Мастера йоги хорошо понимали опасность этого пути. Однако в глазах неискушенного обывателя все сиддхи казались одинаковыми. Он видел следствия, но не понимал причин и механизмов психофизических феноменов, равно как и не догадывался о том, к чему может привести насильственное вторжение в сферу тонких психических стихий (расстройство физического здоровья, умопомешательство, одержание, преждевременная смерть). Поэтому прельщение посторонних сиддхами могло привести их на путь магии и низшего психизма, которые в традициях классической йоги, буддийской йоги и Агни Йоги противопоставлялись духовному совершенствованию и высшим целям сакрально-мистической практики преображения человеческой сущности.
В вопросе о природе «совершенных способностей» классическая и современная йога расходятся с ортодоксальными религиозными учениями в их догматической интерпретации. Например, в католическом христианстве прочно укоренилась концепция так называемого «сверхъестественного чуда» как промысла Бога. Возможность такого «чуда», то есть паранормального явления, у теологов не подвергается сомнению, ведь жизнеописания Христа, святых и даже простых мирян, а также религиозная историография описывают многочисленные чудесные события (левитации, воскрешения, исцеления, явления Высших Сил, слезотечение икон и др.). Однако человек, по мнению большинства христианских богословов, не способен ни понять, ни объяснить, ни использовать по своему желанию паранормальные силы и явления. Существует убеждение, что они появляются независимо от воли человеческой и выступают сверхъестественными манифестациями божественных или дьявольских сущностей. Проявление таких сущностей и их сил происходит в нарушение природных законов и естественного хода вещей.
Философия йоги, как правило, оценивает природу паранормальных сил совершенно иначе. Они рассматриваются как естественные, но далеко не всем известные и доступные силы физической и духовной природы. Йогическая практика самосовершенствования раскрывает в человеке могучие дремлющие возможности, которые он вполне может понять, освоить, контролировать и использовать по своему усмотрению. Такая позиция йогической философии, несмотря на изрядный мистицизм йоги как таковой, без всяких преувеличений может быть приравнена к научному подходу. Не случайно исследователи йоги, принимая во внимание опытно-экспериментальные методы йогической практики, все чаще называют ее наукой духовного совершенствования.
В общем виде паранормальные способности, которые естественным образом или в результате специальных упражнений развиваются у человека, практикующего йогу, можно разделить на две основные группы. Первая – способности физического порядка, связанные с проявлением необычных свойств организма, выходящих за рамки традиционных представлений о физических возможностях человека. Вторая – способности психического порядка, связанные с деятельностью сознания или бессознательной сферы психики человека.
К первой группе паранормальных способностей можно отнести, например, долговременное сохранение тела в здоровом состоянии, длительную жизнь, употребление предельно малого количества пищи для поддержания жизнеспособности тела, регулирование физиологических процессов и восстановление здоровья без применения традиционных медикаментов и лекарственных средств западной медицины, способность переносить сильный холод или сильную жару, останавливать дыхание на длительное время, переносить или вовсе не чувствовать боль, изменять массу тела и др. Большая часть подобных физических способностей, по всей видимости, развиваются без специальных упражнений в результате правильного питания, правильного состояния сознания и правильного образа жизни. Другая часть – результат определенных упражнений психофизического характера.
К числу наиболее известных паранормальных психических способностей относятся – восприятие чужой ментальности (телепатия), знание будущего и прошлого, обретение невидимости для внешнего наблюдателя, знание сроков своей или чужой физической смерти, восприятие тонких существ из иных сфер бытия, развитая способность интуитивного познания, перенесение сознания из одного тела в другое, осознанная деятельность в тонком психическом мире, способность волевого управления живыми существами, психическое влияние на природные процессы и некоторые другие. Многие из отмеченных психических способностей отмечаются и комментируются, например, в третьей главе известных трактатов Патанджали и Вьясы, которая называется «О совершенных способностях». Различным аспектам проблемы сиддхи посвящены многочисленные тексты буддийской и даоской традиций. В книгах современной Агни Йоги сверхфизические возможности человеческого тела и духа так же упоминаются многократно, а иногда и поясняются с точки зрения психофизики.
Как древние, так и современные классики йогической философии не сомневались в возможности развития и использования паранормальных сил. Опираясь на анализ текстов, можно предполагать, что многое из того, о чем писали авторитеты йоги, им достаточно хорошо было известно на практике. Конечно, для наших современников заявления людей, которые жили в эпоху глубокой древности, или которых почти никто не видел (Махатмы) не всегда кажутся убедительными и заслуживающими доверия. Однако, к счастью, наука накопила достаточное количество свидетельств о проявлениях паранормальных способностей в не столь далеких от нас Х1Х и ХХ столетиях. Современным исследователям эти факты хорошо известны. В качестве небольшой иллюстрации, мы приведем некоторые примеры проявления необычных сил человеческого духа и тела, зафиксированных западными учеными и путешественниками.
В тайное учение тибетских буддийских йогов, - писала известная французская исследовательница духовной культуры Тибета Александра Дэвид-Ниль, - в качестве одного из традиционных разделов входила телепатия. На Западе явление телепатии было известно давно, однако имело случайный характер и происходило, как правило, помимо воли человека. В Тибете телепатию считали практической наукой, поддающейся изучению. Ей могли заниматься ученики, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теоретических знаний на практике. Продвинутые тибетские мистики могли по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками. А некоторые утверждали, что такая связь могла быть установлена с любым живым существом, включая животных. А. Дэвид-Ниль полагала, что подобные телепатические способности возникали как побочный результат духовного совершенства мастеров тибетского буддизма и их глубоких познаний законов психики. (См. Дэвид-Ниль А. Маги и мистики Тибета. – Ростов-на Дону, 1991.)
В этом смысле интересно, что значительная часть текстов популярного учения Агни Йоги в прошлом веке была записана благодаря способности Елены Рерих воспринимать мысленные послания от ее восточных Учителей Мудрости. Обстоятельства появления Агни Йоги теперь доступны широкому изучению и красноречиво свидетельствуют об этом факте весьма необычного литературно-философского сотрудничества.
Но как возможна телепатия в принципе и не есть ли это нарушение законов природы? Разумеется, ни о каком нарушении природных закономерностей речь не идет. А теоретическое объяснение этого феномена может выглядеть достаточно просто. Сознание – единая психическая реальность континуального свойства. При соответствующей концентрации одной психической сферы (сознания-ума) на другой происходит их взаимодействие. При этом, воспринимаются только ментально-психические образы (содержания сознания) другого человека, а не их реальные источники – объекты, отражаемые в сознании. Здесь следует добавить, что такое возможно лишь в том случае, если сознание на самом деле является не просто субъективной реальностью, лишенной всякого материального субстрата, но субъективной реальностью, имеющей определенные материальные (полевые) носители. Опыты по изучению мыслей подтверждают это предположение и заставляют нас понимать мысль как особую энергоинформационную волну, распространяющуюся в тонком полевом континууме. Такие волны могут быть доступны фиксации и изучению.
1 2 › »