Глубокое межличностное общение.
Глубокое межличностное общение.
4. Критические ситуации. Общение на этом уровне отличается прежде всего тем, что собеседники полноценно присутствуют в нем, почти не обращают внимания на имидж и сосредоточены на собственной субъективности, на актуальном и полном проживании, осознании и разрешении своих жизненных проблем.
Высокий уровень выразительности проявляется не только в ярко выраженной индивидуализированности содержания беседы, в готовности к откровенному обсуждению своих проблем, но и в аутентичности формы общения, в авторском характере использования вербальных и невербальных средств, высокой эмоциональности и т.д.
Доступность также очень велика – погруженность человека в собственную субъективность и сосредоточенность на ее осознании ведет к существенному ослаблению страхов и защит, способствует высокой восприимчивости и готовности по-новому взглянуть на себя и свою жизнь. В то же время, именно в силу большой вовлеченности человека в осознание своей субъективности, его доступность влиянию извне в определенные моменты может быть значительно ограничена.
В "критических ситуациях" разговор часто протекает достаточно напряженно и в ходе его во внутреннем мире собеседников происходят определенные, часто весьма существенные, изменения. Это может стать поворотной точкой в беседе, вскрыть очень важные проблемы или направления их решения.
5. Интимность. Переход на уровень интимности означает дальнейшее углубление и субъективизацию взаимодействия, еще большую степень непосредственности и искренности собеседников. Их присутствие в процессе общения приближается к предельно возможному. Здесь уже не обращается никакого внимания ни на проблему имиджа, ни на этикетные и ролевые требования, ни на собственные страхи и защиты – уходят на второй план все обычные барьеры и ограничения межличностного взаимодействия. Собеседники погружаются в очень эмоционально насыщенную, напряженную общую реальность осмысления ключевых экзистенциальных проблем своего бытия и их проживания "здесь и теперь". В эти моменты они настолько психологически сближаются, настолько сильна их общность, что собеседники достигают высочайшего уровня взаимопонимания. Причем, происходит это не только и не столько на рациональной основе, а в значительной степени на основе эмпатии и интуиции, и часто больше напоминает инсайт. При общении на этом уровне собеседники так "захвачены" проявлением внутренних переживаний, что уровень их доступности и выразительности оказывается максимальным. Именно в моменты подлинной интимности происходят самые глубокие и принципиально важные осознания и открытия, позволяющие человеку действительно пересмотреть свои взгляды на себя и собственную жизнь.
Подлинной интимности возможно достичь только при условии, если на достаточную глубину выйдут оба собеседника, – ведь интимность возникает как свойство целостности, определенной коммуникативной общности. Кратковременность моментов интимности вполне очевидна – это лишь моменты, глубина, интенсивность и напряженность общения в которых не позволяет долго находиться на этом уровне. Это происходит непреднамеренно и протекает самопроизвольно, спонтанно.
6 и 7. Личное бессознательное и коллективное бессознательное играют в жизни человека огромную роль – это основа всего нашего жизненного опыта. Однако эти уровни субъективного лежат за пределами рационального познания, и потому они не могут быть теоретически описаны, о происходящих в них процессах мы, как правило, можем лишь догадываться.
* Как мы можем более полно и подлинно реализовать то, что заложено в нашей природе? Экзистенциальный поиск себя подлинного – это основное средство, и важнейшая цель. Смысл такого поиска не в том, чтобы вернуть человека к неким предполагаемым хорошим условиям, которые были раньше, а в том, чтобы человек двинулся дальше – к богатству и осмысленности жизни, значительно большим, чем он знал до сих пор. Самый верный путь к познанию субъективности – опыт переживания, а также сопереживания. В таком опыте глубинного сопереживания можно выйти из своей собственной внутренней тюрьмы страхов, стереотипов, неверия в себя и жить более свободно.
* Но такое углубление в человеческую природу и опыт глубокого общения возможно только в атмосфере любви и принятия. Мы обладаем способностью открывать свои сердца, наполнять себя любовью и становиться излучающими любовь, тем самым привлекая ещё больше любви. Любовь ничем не властвует и в ней нет ничего управляющего или даже манипулирующего. Любовь действительно способна влиять на поведение человека и на то, как он себя чувствует. Человек, ощущающий любовь, чувствующий, что он окружён любовью и что он любим, склонен вести себя и поступает иначе, чем кто-то, кто-то, кто чувствует себя нелюбимым, сердитым или подавленным. Нет предела объёму любви, которую мы можем ощущать, иметь и испытывать в своей жизни. Порой бывает страшно любить кого-то по-настоящему глубоко, но что страшно на самом деле, это никогда не ощутить глубокой внутренней любви.
* Чем дальше человек продвигается по пути постижения подлинной природы человека, тем менее категоричен и более осторожен он в своих выводах, тем больше уважения проявляет он перед лицом сложности, неисчерпаемости, силы и красоты внутреннего мира человека. Тем настойчивее он стремится уйти от простых, легких, однозначных, механистичных взглядов и решений. Мир личности и межличностных взаимоотношений никак не умещается в одной плоскости. Этот мир имеет глубину, внутреннюю вертикаль, в нем есть несколько слоев, уровней.
* Сделать нашу жизнь выражением нашей глубинной сущности — в этом и состоит задача развития и становления человека. Обратившись к самому себе и познав самого себя, человек в состоянии лучше услышать, воспринять, увидеть и почти разгадать то, что едва выражено у другого, что иногда проявляется через боль, болезнь, молчание, язык тела, провалы памяти, ошибочные действия, повторение, несчастья и экзистенциальные затруднения.
* Физически пребывать рядом с другим человеком и даже разговаривать с ним – еще совсем не означает вступить с ним в полноценный и глубинный контакт; вполне возможна беседа между "отсутствующими" в экзистенциальном смысле собеседниками. Подлинное присутствие в общении означает мобилизацию чувствительности каждого из собеседников не только к собственному внутреннему миру, но и к субъективности друг друга, к коммуникативному контексту, а также – актуализацию готовности к напряженному и разнообразному участию в общении: слушать и слышать, спрашивать и отвечать, размышлять и сомневаться, чувствовать и сочувствовать и т.д.
* Все это призвано обеспечить необходимую глубину и интенсивность взаимосвязи собеседников, встречу их субъективностей, что составляет основу глубинного контакта. Путь к личности другого берет начало в собственном внутреннем мире и успех в налаживании экзистенциального контакта, в выстраивании мостика на глубине зависит от способности идти по этому пути внимательно всматриваясь, тонко чувствуя и чутко прислушиваясь к каждому шагу и его последствиям.
* То, что является сущностью глубокого межличностного общения, – атмосфера и глубина, уважение и контакт, доверие и сочувствие, точность и тонкость действий, творчество и мужество поиска – все это не может быть обеспечено никакими технологиями и процедурами. Здесь на первый план выходят личностная зрелость и мудрость, богатый жизненный опыт и чувствительность к субъективным аспектам бытия. Именно эта чувствительность позволяет ориентироваться в самых сложных, неоднозначных и уникальных ситуациях, принимать не только формально правильные, но и жизненно адекватные решения.
« ‹ 1 2 3 › »« Секс, любовь и сердце. | Цветотерапия. Релаксация с цветом. Практика. »